// // Обманывать потребителей сегодня можно повсеместно и безнаказанно

Обманывать потребителей сегодня можно повсеместно и безнаказанно

407

Непотребство!

Туристы беззащитны перед капризами природы и бизнеса
Фото: ИТАР-ТАСС
Туристы беззащитны перед капризами природы и бизнеса Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Система защиты прав потребителей в России фактически не работает. И это при том, что соответствующее законодательство действует в стране уже ровно 20 лет. Участники заседания президиума Госсовета под председательством президента Дмитрия Медведева констатировали: самые злостные нарушители потребительских прав в России – это та часть сферы услуг, с которой граждане сталкиваются чуть ли не каждый день. В чёрный список почему-то не попали разве что торговля и медицина.

Наиболее проблемными сферами участники заседания президиума Госсовета назвали банкиров, коллекторские агентства, туроператоров и компании, оказывающие услуги ЖКХ. Последние, как известно, славятся нарушением законодательства не только о защите прав потребителей, но и уголовного. Фирмы собирают с населения деньги, а потом просто забывают перечислить средства поставщикам услуг: газовщикам, сетям водоканалов. «Доля жилищно-коммунальных услуг в совокупном объёме услуг, оплачиваемых гражданами, увеличивается на 1,5–2% в год и составляет 27%. При этом число жалоб за 2010 год выросло в полтора раза и составило 57% общего числа обращений», – подсчитал глава Республики Мордовия Николай Меркушкин.

Весьма печально обстоят дела и в туроператорском бизнесе. Недавнее банкротство одного из крупнейших операторов рынка – компании «Капитал Тур» – показало, что туристы оказываются беззащитными даже при возникновении действительно форс-мажорных ситуаций. Напомним, что в результате финансовых проблем «Капитал Тура» многие российские граждане застряли за рубежом: операторская компания не перечислила деньги своим зарубежным партнёрам. О таких «мелочах», как непоселение туристов в выбранную гостиницу, некачественное оказание услуг на месте, в российском турбизнесе, как правило, вообще предпочитают не говорить. И действительно, едва ли кто из россиян будет проходить муторную судебную процедуру из-за того, что ему пришлось пару ночей переночевать не в том отеле, который он выбрал изначально. «Туристическая услуга – комплексная и не делимая на части. Недопустимо, что, взяв деньги, туроператор перекладывает свою вину за некачественную услугу на её исполнителя – перевозчика или отель», – заявил Николай Меркушкин.

Но, пожалуй, «Банки запутывают клиентов. Им сложно разобраться в запутанных, хотя и легальных схемах», – констатировал губернатор Курганской области Олег Богомолов.

Неудивительно, что впоследствии граждане оказываются просто не в состоянии расплачиваться по кредитам, сумма задолженности растёт в геометрической прогрессии и банк передаёт дела «недобросовестных» заёмщиков в коллекторские агентства, которые зачастую действуют и вовсе за гранью закона. «В коллекторский бизнес пришло очень много людей, которые недостойны заниматься таким благородным делом, как выбивать долги», – констатирует председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

Заметим, что законопроект о коллекторской деятельности, разработанный не без участия самих участников этого бизнеса, уже не первый год гуляет по коридорам профильных министерств и ведомств, однако до сих пор так и не вышел даже на первое чтение в Госдуме. Не исключено, что работа в рамках правового вакуума выгодна прежде всего самим коллекторам: ведь на сегодняшний день у них в арсенале все возможные способы банального запугивания людей. Правда, по мнению Дмитрия Медведева, если на этот бизнес набросить «удавку», то в результате он может окончательно криминализоваться. «Вместо конвертов (с угрозами. – Ред.) венки будут к дверям присылать, как в одном из фильмов», – заявил президент, признав при этом, что коллекторская деятельность должна регулироваться законодательно.

Опубликовано:
Отредактировано: 08.02.2012 13:54
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх