// // Вложив 1,4 миллиарда рублей, государство получило назад только 100 миллионов

Вложив 1,4 миллиарда рублей, государство получило назад только 100 миллионов

382

Профондация

На доход от проката «Смешариков» Фонду кино рассчитывать не стоит
На доход от проката «Смешариков» Фонду кино рассчитывать не стоит
В разделе

Кинорынок показал в последние два месяца удивительные результаты. Буквально за один месяц – декабрь – отечественные фильмы выбились в число лидеров проката. А если к сумме, полученной в декабре, ещё прибавить заработанное в новогодние праздники, то можно сказать, что российское кино пошло на поправку, собрав за декабрь и восемь дней более 50 млн долларов – две трети годовой кассы. Вот только на самом деле радоваться пока особо нечему, ведь налогоплательщики оплачивают из своего кармана не только убыточные, но и прибыльные проекты! Федеральный фонд поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино) вложил в 2011 году в производство и прокат фильмов 1,4 млрд рублей, а вернули фонду назад менее 100 млн рублей. Подробности выясняла корреспондент «Нашей Версии».

В декабре-январе сразу пять отечественных фильмов – «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Ёлки-2», «Иван Царевич и Серый волк», «Смешарики» и «О чём ещё говорят мужчины» – выбились в число лидеров проката. По подсчётам журнала «Кинобизнес сегодня», менее чем за полтора месяца (до 8 января) зрители за удовольствие посмотреть российские фильмы выложили более 50 млн долларов. Между прочим, это больше половины всех доходов за этот период, а значит, Голливуд удалось оставить за спиной. Но предновогодний и новогодний успех сразу блёкнет на фоне общих цифр за прошедший год. Он стал одним из самых провальных для отечественных картин, доля которых в общей кассе составила 16%, незначительно превысив результат 2010 года. И показатель был бы ещё хуже (около 9,7% в ноябре), если бы ситуацию не подправили благодаря новогодним хитам.

Самым кассовым фильмом стал «Высоцкий. Спасибо, что живой». Лента собрала в прокате 27,9 млн долларов. Это четвёртый результат среди отечественных картин за всю историю проката после «Иронии судьбы. Продолжение», «Адмирала» и «Самого лучшего фильма». Почётное второе место занимает «фильм от Бекмамбетова» «Ёлки-2», собравший 26,2 млн долларов. Замыкает тройку лидеров мультипликационный фильм «Иван Царевич и Серый волк» с 24,4 млн долларов.

Столь высокие показатели «Высоц-кого» объясняются, в частности, тем, что на него пошла обычно не часто посещающая кинотеатры более возрастная аудитория. По данным исследовательской компании Movie Research, фильм Петра Буслова привлёк людей, средний возраст которых 35 лет. До сих пор считалось, что средний возраст кинозрителя 26 лет. А предыдущий возрастной рекорд был зафиксирован на фильме «Ирония судьбы. Продолжение», тогда этот показатель составил 32,5 года. «Пример «Высоцкого» ещё раз доказывает: взрослая аудитория, которую принято считать потерянной для российских кинотеатров, просто не находит в их репертуаре близких ей по духу фильмов», – считает генеральный директор Movie Research Company Олег Иванов. – И надо сказать, крайне редкое появление таких картин не остаётся без внимания возрастной аудитории. Да, затраты на её привлечение в кинозалы гораздо выше, но более частое обращение российских продюсеров к такому кино способно со временем преодолеть зрительскую инерцию и повысить средний возраст аудитории». В итоге благодаря «Высоцкому» выяснилось, что общее количество более или менее активных кинозрителей в нашей стране — около 4–5 миллионов.

Из пятёрки отечественных лидеров проката четыре картины получили поддержку Фонда кино – «Высоцкий. Спасибо, что живой» («Дирекция кино»), «Ёлки-2» («Базелевс»), «Смешарики» (ГК «Рикки») и «Иван Царевич и Серый волк» (СТВ). Между тем всего семь студий лидеров сняли 27 фильмов. Кинофонд выделял деньги также более чем на 30 лент «независимых» продюсеров и 23 анимационных проекта. Всего потрачено было 1,4 млрд рублей. Сборы в российском прокате составили 4,1 млрд рублей, или 72,6% кассы отечественного кино. Казалось бы, фонд должен быть в плюсе, ведь доходы намного превышают расходы. Но на деле всё совсем не так. С 2009 года поддержка государства для кино не безвозвратна, и компании, которые вошли в список лидеров и которые поддерживает Фонд кино, часть прибыли должны вернуть, но продюсеры добились того, чтобы доля возврата была минимальной. Если фонд вложил деньги в производство фильма, то определяется сумма, составляющая 5% от его сборов, и только из неё государство получает назад часть, пропорциональную его участию в бюджете картины. В результате если за счёт налогоплательщиков профинансировали треть расходов на фильм, то вернут менее 2% сборов. При финансировании проката доля будет немного выше. Вот и получается, что государство заработало на прокате профинансированных в 2011 году картин менее 100 млн долларов.

По теме

Ситуация выглядит настолько абсурдной, что уже в ближайшее время правила игры могут измениться. «Мы хотим усовершенствовать систему поддержки, – рассказал исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков, – произведём в ней более тонкую настройку. В первую очередь это коснётся распределения средств между мейджорами. Поровну их делить не совсем правильно – вероятно, имеет смысл перейти к целевым крупным траншам на пакеты проектов, поддерживать не только производство, но и прокат, а также больше помогать независимым продюсерам. Пока денег вернули немного. А так как это бизнес, он требует более чёткого целеполагания, поэтому продюсеры должны возвращать больше, тогда будет ясно, кто из них более эффективен». В ответ на высказывания исполнительного директора фонда продюсеры тут же пообещали поделиться, но не сейчас, а когда-нибудь потом, когда кинематограф выйдет из кризиса и индустрия укрепится. Пока же кинофонд собирается провести ротацию компаний-лидеров. Ходят слухи, что при этом количество мейджоров может увеличиться.

Несмотря на хорошие сборы от нескольких лент, проблем у российского кинематографа не убавилось и сами по себе в этом году они не исчезнут. Одна из главных: нашим картинам очень сложно попасть на широкие экраны. В 2011 году в прокат вышло 308 картин, и лишь 59 из них – отечественные. На первом месте, естественно, Голливуд. Те, кто занимается показом, не верят в успех российских проектов, и если в первые дни фильм не начинает собирать приличную кассу, его спокойно могут вообще изъять из проката. Ещё большая проблема в том, что кинотеатры отказываются вводить единый электронный билет, и поэтому часть выручки утекает неизвестно куда. «Чуть ли не единственный источник информации о проданных билетах – «честный» ответ по телефону – собрал столько-то, – подчеркнул генеральный директор «Дирекции кино» Анатолий Максимов. – До 40% финансов утекает на сторону. Киносети свои обязательства перед голливудскими мейджорами выполняют, российское же кино беззащитно. Кассиры вручную вводят данные в оборудование, не прошедшее сертификацию, то есть любой кинотеатр устанавливает любую аппаратуру у себя и ведёт учёт проданных билетов так, как считает нужным. Я с огромным уважением отношусь к кинопоказчикам. Сети у нас мощные и прозрачные, но это только 40% нашего рынка, 60% – во тьме и глубине, и это большая проблема».

По словам Анатолия Максимова, когда для проверки на «Высоцком» привлекли агентство «Прайс Уотерхаус», выяснилось, что даже «продвинутый», являющийся фестивальным центром кинотеатр «Выборг Палас» утаил почти половину сборов этого фильма. Как говорят продюсеры, если только 25% выручки исчезает в никуда, это уже можно считать плюсом. К тому же с нынешнего года кинопоказчики требуют от продюсеров, чтобы они оплачивали не только продвижение кино, печать копий, но и рекламу на кинотеатре.

Тем временем сами кинокомпании ищут дополнительные источники инвестиций. «В этом году будут развиваться новые каналы дистрибуции и источники финансирования кино. Будет востребована поддержка кино через различные инвестфонды, – уверен управляющий директор ГК «Базелевс» Никита Трынкин. – Инвесторы отбирают проекты с помощью продюсеров, также продюсеры сами приходят и предлагают проекты, и если продюсер заслуживает доверия, то ему выделяют деньги. Если инвесторами выступает широкий круг людей – это более перспективно. В этой модели отбор зависит от широкого или узкого выбора проектов на рынок. Таким образом, появляется возможность тестировать актуальность проектов».

Новая схема уже была опробована при производстве анимационной ленты «Смешарики. Начало». Она стала первым объектом инвестирования паевого фонда, созданного компанией «Тройка Диалог» и кинокомпанией Тимура Бекмамбетова «Базелевс». Цель фонда – дать возможность частным инвесторам вкладывать деньги в кинематограф. В итоге на создание мультфильма удалось привлечь планируемые организаторами 8 млн долларов. Плюс ещё 3,5 млн долларов ушло на продвижение проекта. Пока, правда, ожидаемой прибыли вложения не принесли. «Смешарики» собрали в прокате 8,2 млн долларов. Но для детского проекта это вполне приемлемый показатель, тем более что доходы ещё будут увеличиваться.

Предполагается, что подобные фонды будут создаваться каждый раз под конкретные проекты сроком на 1,5–2 года. К участию будут допущены только квалифицированные инвесторы, это объясняется требованиями регуляции, существующими на российском рынке. Кстати, такая схема работы – новаторство не только для отечественного, но и для мирового рынка. За рубежом вход в такие проекты для частных инвесторов закрыт вовсе, и чаще всего инвестиции делаются на более долгий срок – 5–10 лет.

Тем не менее управляющий директор «Тройки Диалог» Гор Нахапетян считает, что мы стоим на пороге создания цивилизованного рынка. «Я рад, что российские фильмы выиграли новогоднюю гонку, значит, сделали конкурентоспособный продукт. Мы должны воспринимать киноиндустрию как коммерческую, где все работают по прозрачным правилам, плохой продукт кинотеатры не купят, – поделился он. – Хотя, признаюсь, многие клиенты «Тройки» в разное время попробовали инвестировать в кино и обожглись. Но уверен, цивилизованный рынок уже появляется. Просто необходимо выбирать более тщательно исходя из сценария».

И тут как раз стоит вспомнить, что при сохранении общих темпов кинопроизводства касса тем не менее показала куда меньший прирост по сравнению с результатами предыдущих лет (12,2 % против 27,3% в прошлом году). По мнению гендиректора Movie Research Олега Иванова, положительной тенденции удалось добиться исключительно за счёт увеличения стоимости билетов, а не благодаря росту посещаемости. А если учесть, что средние зарплаты в России не очень высокие, цена билета в 10 долларов существенно бьёт по карману.

Прогнозы на 2012 год также неутешительные: темпы роста кинобизнеса могут снизиться больше чем в два раза. В 2012 году кассовые сборы российских кинотеатров вырастут на 12,5% – до 1,35 млрд долларов, говорится в прогнозе Movie Research. При этом в прогноз заложен рост цен на билеты на уровне 5,6%. «К росту сборов более чем на 20% мы уже не вернёмся, поскольку способствующих этому факторов больше не будет. Теперь они будут обусловлены ростом цен на билеты и посещаемостью, – считает Олег Иванов. – Если даже удвоить количество залов, то касса и посещаемость вряд ли увеличатся вдвое».

Среди проектов, поддержанных Фондом кино, главная ставка в 2012 году делается на фильм «Шпион» по роману Бориса Акунина и на ленту «Август. Восьмого». К последнему проекту в Фонде кино особое отношение, так как фильм патриотический и события в нём разворачиваются 8 августа 2008 года в Южной Осетии. Остаётся только ждать выхода ленты в прокат, который состоится совсем скоро – 21 февраля.

Опубликовано:
Отредактировано: 06.02.2012 14:43
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх