Версия // Власть // При помощи Интернета командиры будут выявлять нарушителей дисциплины

При помощи Интернета командиры будут выявлять нарушителей дисциплины

1794

Стукнуть в аську

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Недавно командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-лейтенант Сергей Каракаев сделал сенсационное заявление. Руководитель самого засекреченного рода войск приказал командирам подчинённых ему частей чаще выходить в Интернет. По указанию «продвинутого» генерала офицерам предписано организовать собственный прогноз информации, размещаемой на информационных сайтах, а также проводить мониторинг социальных сетей и блогосферы. По информации, поступающей из военного ведомства, делается это в целях выявления случаев дедовщины и нарушений порядка прохождения военной службы. Корреспондент «Нашей Версии» разбирался, с какой целью военные начали вторжение в интернет-пространство.

Напомним, что высказываниям генерала-ракетчика предшествовал скандал с новым сайтом Минобороны России. Выяснилось, что на создание этого информационного портала (сайт разрабатывала IT-компания «Систематика») в 2011 году из бюджета была потрачена астрономическая для таких ресурсов сумма – 36 млн рублей.

Но, несмотря на критику в нерациональном использовании средств, по всей видимости, Минобороны не собирается останавливаться на достигнутом. В этом году военные планируют закупить серверное оборудование на десятки миллионов рублей. Военное ведомство уже провело тендер на программное и техническое обновление сайта, причём заказано самое продвинутое на сегодняшний день серверное и сетевое оборудование. Это 16 серверов с шестиядерными процессорами и оперативной памятью под 200 Гб, винчестерные хранилища на 200 терабайт (Тб – на сверхбыстрой платформе HP EVA и кассетное хранилище архивов и резервных копий ёмкостью 1200 Тб. По оценкам IT-экспертов, этого хватит, чтобы одновременно принять на сайте 15-ю часть населения России – 10 млн человек. При этом видео с сайта смогут смотреть до 5 млн пользователей одновременно, работать с поисковой системой и базой данных – 100 тысяч. Заявки на участие в конкурсе подали две компании, предложившие провести работы за 56 и 58 млн рублей. Результаты тендера будут объявлены в феврале.

По официальной версии, главной задачей нового сайта названо «формирование положительного отношения к Вооружённым силам и деятельности Минобороны». Покупку такого мощного оборудования военные объясняют желанием собрать все сетевые ресурсы Минобороны на одном сервере. Сейчас на сайт Минобороны в сутки заходят в среднем 40–60 тыс. посетителей. В пиковый период нагрузка возрастает до 130 тыс. человек. По словам военных, нынешних мощностей не хватает, к примеру сайт «зависал», когда было решено транслировать один из этапов учения «Центр-2011».

Опрошенные нами эксперты затрудняются ответить, будет ли Минобороны ещё как-нибудь использовать эти сверхмощные ресурсы. Между тем идея воздействия военных на процессы в Интернете не оригинальна. Так, некоторые эксперты заявляют о создании кибервойск в США и ряде других развитых стран как о случившемся факте. В 2011 году Пентагон официально заявил, что будет использовать соцсети для продвижения своих интересов. Сейчас американские военные разрабатывают секретную программу, которая позволит манипулировать популярными социальными сетями Facebook* и Twitter. С помощью специальных кодов будут генерироваться виртуальные пользователи, которые под управлением военных операторов смогут оказывать влияние на онлайн-разговоры по всему миру.

По теме

Как рассказал «Нашей Версии» руководитель научно-аналитического центра по проблемам национальной безопасности информационного агентства «Оружие России» Анатолий Цыганок, идея присутствия военных в Интернете неплоха, но невыполнима применительно к сегодняшнему состоянию Российской армии. Тем не менее, по оценке нашего собеседника, это достаточно перспективное направление в военной разведке, ведь уже существуют технологии по определению движения и сосредоточения движения войск по IP-адресам выхода в Интернет и вышкам сотовой связи, кроме того, социальные сети – эффективный инструмент для вербовки агентуры. «Что касается приказа командующего РВСН, то он практически невыполним, ведь у командиров воинских частей, которым поручено мониторить Интернет, не хватит на это ни времени, ни технических средств. По сути, это вынужденная мера, ведь после сокращения воспитательных структур сегодня за морально-психологической обстановкой в частях остаётся следить только через экран монитора. Тем более что сегодня молодые солдаты чаще делятся своими мыслями и настроением в Интернете».

Сегодня невооружённым глазом видно, что виртуальное пространство военными используется недостаточно эффективно. Тот же сайт Минобороны, на разработку которого израсходовано более трёх десятков миллионов рублей, представляет собой довольно скудный веб-ресурс. Одними из главных его недостатков пользователи называют сложности в поиске информации и отсутствие оригинальных идей, способных привлечь на сайт.

То, что в этой сфере что-то нужно менять, понимает и руководство. К примеру, статс-секретарь Минобороны Николай Панков в июне 2010 года высказал идею создать сетевые военные компьютерные игры, в которых играли бы «за русских, а не за американцев». Чем не креативный подход к патриотическому воспитанию? Спустя год Верховный главнокомандующий Дмитрий Медведев предложил создать российский аналог знаменитой сетевой игры World of Warcraft. В сентябре 2011 года даже был проведён конкурс на создание за 90 млн рублей технического ядра (движка) такой игры. Однако из-за отсутствия участников он не состоялся. В то же время среди компьютерных игр военной тематики самым популярным остаётся российский военно-исторический авиасимулятор «Ил-2 Штурмовик», разработанный фирмой «1С», причём его создание не было связано с государственными задачами развития патриотизма, и на него не было потрачено ни копейки бюджетных денег.

Между тем, сами того не замечая, военные уже давно втянулись в интернет-игры, правда, с вполне реальными целями. Так, военкоматы активно используют для поиска и уведомления призывников о начале весеннего призыва социальные сети «Одноклассники» и «В контакте». Пока эти сообщения от «друзей» не смогут считаться эквивалентом официальной повестки, однако по своей сути являются инструментом психологического давления на уклониста.

Но есть и обратный эффект – так, в прошлом году одну из воинских частей и общественность почти шесть месяцев «кошмарил» солдат Василий (имя солдата, указанное в Twitter). Рядовой проходил срочную службу в тульской дивизии ВДВ, а в свободное от службы время в микроблоге под псевдонимом Sosigusyan ежедневно публиковал заметки об армейской жизни. Посетителям блога, которых набралось около тысячи человек, солдат с убийственной достоверностью очевидца рассказывал о фактах дедовщины и вымогательства, о плохих бытовых условиях в своей воинской части. 21 октября Василия по деталям, указанным в записях, вычислили командиры. Вскоре от его имени в Twitter стал выкладывать сообщения кто-то другой, а затем все записи об армии были удалены. Связь с блогером исчезла полностью, а в части, где он служил, у всех солдат срочной службы изъяли мобильные телефоны.

В последнее время российская власть серьёзно озабочена проблемой воздействия социальных сетей на российское общественное сознание. Генерал Каракаев не первый, кто приказал подчинённым срочно выходить в Интернет с личными блогами и страничками в соцсетях, ранее подобные указания дали несколько губернаторов. По информации «Нашей Версии», в Минобороны мониторингом блогов неофициально занимаются уже не первый год, кроме того, группе офицеров поставлена задача активизироваться в социальных сетях и заниматься троллингом (размещением провокационных комментариев) тех публикаций, которые критикуют военное ведомство. Стараются армейцы наладить работу и с независимыми блогерами, к примеру их наравне с представителями СМИ приглашают посетить воинские части и мероприятия боевой подготовки.

Конечно, это всё непривычно для российской власти, и особенно для силовых структур, которые привыкли только к односторонним коммуникациям с обществом через пресс-службы, секретарей общественных приёмных и с экранов телевизоров. Напомним, что четыре года назад, когда соцсети в России стали особенно популярными, Минобороны негласными приказами запретило военнослужащим регистрироваться в них. Сейчас, по мнению экспертов, когда из запретов пользоваться социальными сетями ничего не вышло, Минобороны пытается упорядочить и возглавить этот процесс.

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.02.2012 12:39
Комментарии 0
Наверх