Недавно командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-лейтенант Сергей Каракаев сделал сенсационное заявление. Руководитель самого засекреченного рода войск приказал командирам подчинённых ему частей чаще выходить в Интернет. По указанию «продвинутого» генерала офицерам предписано организовать собственный прогноз информации, размещаемой на информационных сайтах, а также проводить мониторинг социальных сетей и блогосферы. По информации, поступающей из военного ведомства, делается это в целях выявления случаев дедовщины и нарушений порядка прохождения военной службы. Корреспондент «Нашей Версии» разбирался, с какой целью военные начали вторжение в интернет-пространство.
Напомним, что высказываниям генерала-ракетчика предшествовал скандал с новым сайтом Минобороны России. Выяснилось, что на создание этого информационного портала (сайт разрабатывала IT-компания «Систематика») в 2011 году из бюджета была потрачена астрономическая для таких ресурсов сумма – 36 млн рублей.
Но, несмотря на критику в нерациональном использовании средств, по всей видимости, Минобороны не собирается останавливаться на достигнутом. В этом году военные планируют закупить серверное оборудование на десятки миллионов рублей. Военное ведомство уже провело тендер на программное и техническое обновление сайта, причём заказано самое продвинутое на сегодняшний день серверное и сетевое оборудование. Это 16 серверов с шестиядерными процессорами и оперативной памятью под 200 Гб, винчестерные хранилища на 200 терабайт (Тб – на сверхбыстрой платформе HP EVA и кассетное хранилище архивов и резервных копий ёмкостью 1200 Тб. По оценкам IT-экспертов, этого хватит, чтобы одновременно принять на сайте 15-ю часть населения России – 10 млн человек. При этом видео с сайта смогут смотреть до 5 млн пользователей одновременно, работать с поисковой системой и базой данных – 100 тысяч. Заявки на участие в конкурсе подали две компании, предложившие провести работы за 56 и 58 млн рублей. Результаты тендера будут объявлены в феврале.
По официальной версии, главной задачей нового сайта названо «формирование положительного отношения к Вооружённым силам и деятельности Минобороны». Покупку такого мощного оборудования военные объясняют желанием собрать все сетевые ресурсы Минобороны на одном сервере. Сейчас на сайт Минобороны в сутки заходят в среднем 40–60 тыс. посетителей. В пиковый период нагрузка возрастает до 130 тыс. человек. По словам военных, нынешних мощностей не хватает, к примеру сайт «зависал», когда было решено транслировать один из этапов учения «Центр-2011».
Опрошенные нами эксперты затрудняются ответить, будет ли Минобороны ещё как-нибудь использовать эти сверхмощные ресурсы. Между тем идея воздействия военных на процессы в Интернете не оригинальна. Так, некоторые эксперты заявляют о создании кибервойск в США и ряде других развитых стран как о случившемся факте. В 2011 году Пентагон официально заявил, что будет использовать соцсети для продвижения своих интересов. Сейчас американские военные разрабатывают секретную программу, которая позволит манипулировать популярными социальными сетями Facebook* и Twitter. С помощью специальных кодов будут генерироваться виртуальные пользователи, которые под управлением военных операторов смогут оказывать влияние на онлайн-разговоры по всему миру.
Жители города Прокопьевск Кемеровской области пожаловались, что коммунальные службы вместо того, чтобы вывозить накопившийся за праздники мусор, пытаются спрятать его при помощи снега.
Как рассказал «Нашей Версии» руководитель научно-аналитического центра по проблемам национальной безопасности информационного агентства «Оружие России» Анатолий Цыганок, идея присутствия военных в Интернете неплоха, но невыполнима применительно к сегодняшнему состоянию Российской армии. Тем не менее, по оценке нашего собеседника, это достаточно перспективное направление в военной разведке, ведь уже существуют технологии по определению движения и сосредоточения движения войск по IP-адресам выхода в Интернет и вышкам сотовой связи, кроме того, социальные сети – эффективный инструмент для вербовки агентуры. «Что касается приказа командующего РВСН, то он практически невыполним, ведь у командиров воинских частей, которым поручено мониторить Интернет, не хватит на это ни времени, ни технических средств. По сути, это вынужденная мера, ведь после сокращения воспитательных структур сегодня за морально-психологической обстановкой в частях остаётся следить только через экран монитора. Тем более что сегодня молодые солдаты чаще делятся своими мыслями и настроением в Интернете».
Сегодня невооружённым глазом видно, что виртуальное пространство военными используется недостаточно эффективно. Тот же сайт Минобороны, на разработку которого израсходовано более трёх десятков миллионов рублей, представляет собой довольно скудный веб-ресурс. Одними из главных его недостатков пользователи называют сложности в поиске информации и отсутствие оригинальных идей, способных привлечь на сайт.
То, что в этой сфере что-то нужно менять, понимает и руководство. К примеру, статс-секретарь Минобороны Николай Панков в июне 2010 года высказал идею создать сетевые военные компьютерные игры, в которых играли бы «за русских, а не за американцев». Чем не креативный подход к патриотическому воспитанию? Спустя год Верховный главнокомандующий Дмитрий Медведев предложил создать российский аналог знаменитой сетевой игры World of Warcraft. В сентябре 2011 года даже был проведён конкурс на создание за 90 млн рублей технического ядра (движка) такой игры. Однако из-за отсутствия участников он не состоялся. В то же время среди компьютерных игр военной тематики самым популярным остаётся российский военно-исторический авиасимулятор «Ил-2 Штурмовик», разработанный фирмой «1С», причём его создание не было связано с государственными задачами развития патриотизма, и на него не было потрачено ни копейки бюджетных денег.
Между тем, сами того не замечая, военные уже давно втянулись в интернет-игры, правда, с вполне реальными целями. Так, военкоматы активно используют для поиска и уведомления призывников о начале весеннего призыва социальные сети «Одноклассники» и «В контакте». Пока эти сообщения от «друзей» не смогут считаться эквивалентом официальной повестки, однако по своей сути являются инструментом психологического давления на уклониста.
Но есть и обратный эффект – так, в прошлом году одну из воинских частей и общественность почти шесть месяцев «кошмарил» солдат Василий (имя солдата, указанное в Twitter). Рядовой проходил срочную службу в тульской дивизии ВДВ, а в свободное от службы время в микроблоге под псевдонимом Sosigusyan ежедневно публиковал заметки об армейской жизни. Посетителям блога, которых набралось около тысячи человек, солдат с убийственной достоверностью очевидца рассказывал о фактах дедовщины и вымогательства, о плохих бытовых условиях в своей воинской части. 21 октября Василия по деталям, указанным в записях, вычислили командиры. Вскоре от его имени в Twitter стал выкладывать сообщения кто-то другой, а затем все записи об армии были удалены. Связь с блогером исчезла полностью, а в части, где он служил, у всех солдат срочной службы изъяли мобильные телефоны.
В последнее время российская власть серьёзно озабочена проблемой воздействия социальных сетей на российское общественное сознание. Генерал Каракаев не первый, кто приказал подчинённым срочно выходить в Интернет с личными блогами и страничками в соцсетях, ранее подобные указания дали несколько губернаторов. По информации «Нашей Версии», в Минобороны мониторингом блогов неофициально занимаются уже не первый год, кроме того, группе офицеров поставлена задача активизироваться в социальных сетях и заниматься троллингом (размещением провокационных комментариев) тех публикаций, которые критикуют военное ведомство. Стараются армейцы наладить работу и с независимыми блогерами, к примеру их наравне с представителями СМИ приглашают посетить воинские части и мероприятия боевой подготовки.
Конечно, это всё непривычно для российской власти, и особенно для силовых структур, которые привыкли только к односторонним коммуникациям с обществом через пресс-службы, секретарей общественных приёмных и с экранов телевизоров. Напомним, что четыре года назад, когда соцсети в России стали особенно популярными, Минобороны негласными приказами запретило военнослужащим регистрироваться в них. Сейчас, по мнению экспертов, когда из запретов пользоваться социальными сетями ничего не вышло, Минобороны пытается упорядочить и возглавить этот процесс.
- *
- 21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.