Версия // Общество // Отечественных путешественников хотят заставить платить больше за иллюзию финансовой безопасности

Отечественных путешественников хотят заставить платить больше за иллюзию финансовой безопасности

1614

Туристы без страха и упрёка

Повышение фингарантий не добавляет уверенности в том, что выезд на отдых будет гарантирован. Фото: Лаура Ильина
В разделе

Рассмотрение поправок в закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» перенесено на следующее заседание Госдумы. Весьма вероятно, что дело затянется и поправки будут рассматриваться только в декабре, а может, даже в следующем году. Вопреки кажущейся полезности проект поправок в сегодняшнем виде может привести лишь к переделу рынка туристических услуг и серьёзному росту цен на путёвки. Что касается рядовых потребителей, то для них пока всё по-прежнему: любой выезд на отдых – своеобразная русская рулетка.

Попытка законодателей повысить финансовые гарантии операторов по международному туризму с 10 млн. до 100 млн. рублей стала причиной ожесточённых споров на рынке туристических услуг и среди российских министерств и ведомств. Из-за этих споров рассмотрение поправок в первом чтении на заседании Госдумы, состоявшемся 12 ноября, было решено отложить. Пока на неделю. Но есть надежда, что в нынешнем виде поправки не пройдут вообще. Дело в том, что до следующей недели туристический рынок и министерства с ведомствами вряд ли придут к консенсусу. А с 21 ноября законодатели начнут ездить по регионам. Получается, что следующий опасный момент ждёт туроператоров самое раннее в декабре. Другими словами, у них есть месяц, чтобы привести эти поправки в более удобную для себя форму.

Скандал с поправками продолжается с лета. Причиной стала компания «Детур» – туроператор по Турции, который до этого работал на российском рынке уже 15 лет.

Ещё в июле этого года он отправлял в Турцию более тысячи туристов в неделю, но вскоре заявил о своём банкротстве. При этом «Детуром» были проданы путёвки до сентября включительно и, чтобы избежать немедленной ответственности, он заявил о том, что приёмом и расселением туристов займётся турецкий партнёр компании — Vasco. Но партнёр брать на себя расходы российского оператора отказался. Больше того, только что прилетевших туристов компания не селила в гостиницы, а тех, кто должен был улетать домой, отказывалась выпускать без наличной оплаты за проживание. Тем временем руководство «Детура» успело скрыться. Так и получилось, что проблемами россиян занималось российское консульство в Турции, а убытки понесла компания «Росно», в которой были застрахованы финансовые гарантии «Детура».

Именно этот случай послужил своеобразным катализатором, только после него выяснилось, что 10 млн. рублей финансовых гарантий не хватит, чтобы возместить расходы всех пострадавших туристов. Уже к концу месяца размер финансовых претензий от туристов к «Росно» вдвое превысил объём гарантий. Тогда в «Росно» заявили, что будут действовать по принципу: выплаты тем, кто первым придёт. Остальным директор Центра страхования ответственности РОСНО Галина Гуляева посоветовала обращаться с исками в суд, заявив, что «страховая компания в соответствии с действующим законодательством не имеет права компенсировать убытки туристов сверх страховой суммы, предусмотренной договором страхования».

Примечательно, что случай с «Детуром» был не первым на отечественном туристическом рынке. Аналогичный имел место в 2005 году и произошёл с компанией «Азтур», правда, пострадавших туристов тогда было значительно меньше – всего 70 человек.

Казалось бы, что может быть лучше для потребителя? Ведь после принятия поправок в случае банкротства компании или невыполнения ею условий договора с клиентом страховые фирмы уже не смогут отправить туриста в суд, прикрываясь недостаточными объёмами финансовых гарантий. Суммы в 100 млн. рублей должно хватить для покрытия убытков от неудачной деятельности средней турфирмы.

По теме

Тем не менее на деле этот закон может полностью разрушить существующий рынок туристических услуг, и пострадает в конечном итоге снова потребитель.

В 2006 году общий оборот туристической отрасли в России, по данным бывшего Ростуризма, составил 29,5 млрд. долларов. Половина рынка уже тогда принадлежала 50 крупнейшим турфирмам, среди которых были «Интурист», «Инна Тур», «Тез Тур», «Натали турс» и турфирма «Нева». Впрочем, ни один из перечисленных операторов не дотягивает даже до среднего европейского. Так, оборот «Интуриста» в 2006 году составил 338 млн. долларов, средний годовой оборот российского туроператора, по данным Росстата, не превышал 18 млн. рублей, а в этом году, по прогнозам Российского союза туриндустрии (РСТ), составит около 50 млн. рублей. В то же время средняя европейская компания оперирует суммами до 10 млрд. долларов в год. Так что российскому рынку есть куда развиваться. Тем более что россияне год от года путешествуют всё с большим удовольствием. К примеру, в прошлом году за рубеж из России выехало несколько миллионов туристов, потратив на это более 7,5 млрд. долларов. Ежегодно на протяжении последних пяти лет эта цифра увеличивалась на 20%.

Но именно из-за кажущейся простоты и привлекательности на этом рынке ежегодно появляется всё больше игроков, конкуренция постоянно растёт, а прибыли здесь совсем не велики. Создатель и бывший руководитель сети «Магазин горящих путёвок» Андрей Озолинь в своих интервью часто говорил, что туризм – «это бизнес управления рисками в чистом виде, причём рисками перманентными». По данным пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, рентабельность на этом рынке мало у кого превышает 5%.

«Поэтому повышение финансовых гарантий будет означать передел рынка», — убеждён президент РСТ Сергей Шпилько. По его данным, «Повысить финансовые гарантии в 10 раз значит в 10 раз повысить рентабельность деятельности для страховщиков», — заявила Ирина Тюрина на пресс-конференции.

Тем временем для туроператоров подобные повышения выплат будут означать серию банкротств. Тем более что время для тяжёлых финансовых ужесточений не лучшее: Всемирная туристическая организация предсказывает падение темпов роста международного туризма до 2%, то есть вдвое ниже темпов роста рынка за 2003–2007 годы. В России из-за этого снижение турпотока в этом году может достигнуть 30–40% по сравнению с прошлым годом, прогнозируют в РСТ. В итоге на рынке может остаться лишь небольшая горстка самых сильных операторов, и как следствие снижения предложения цены для потребителя вырастут.

Тем не менее надежда у рынка ещё есть. По информации Ирины Тюриной, правительство не дало однозначного заключения на проект поправок к закону. На сегодняшний день поправки в их нынешнем виде не поддерживают ни Минэкономразвития, ни Федеральная антимонопольная служба (ФАС), ни Министерство спорта, туризма и молодёжной политики.

«В ФАС России полагают, что размер финобеспечения в сфере выездного туризма должен быть пропорционален реальному объёму обязательств по заключённым с потребителями туристской услуги договорам, но не менее 10 млн. рублей», – сказал «Интерфакс-Туризму» начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев. Ведь общее и одинаковое для всех повышение лимитов создаёт неравные с точки зрения конкуренции условия работы для мелких, средних и крупных компаний и практически не защищает клиентов крупных туроператоров.

Разработчики законопроекта указывают на то, что ни представители ФАС, ни участники РСТ не предлагали своих вариантов поправок. На деле это не так. Только на пресс-конференции, посвящённой готовящимся изменениям закона, президент РСТ Сергей Шпилько предложил сразу несколько способов защищать туристов. К примеру, можно было бы ввести страхование ответственности туроператора по каждому отдельному договору на основании заранее согласованных типовых тарифов. Стоимость такой страховки, по предварительным оценкам, составила бы не более 1% от стоимости путёвки. Другими словами, туристу за путёвку стоимостью 30 тыс. рублей пришлось бы доплатить всего 300 рублей. Зато в случае невыполнения туроператором своих обязательств он смог бы сразу же вернуть свои деньги у страховщика: для этого достаточно было бы заявления. Сегодня же клиенты «Детура» до сих пор стоят в очереди в суд.

Ещё один вариант — страхование ответственности туроператора в размере 5% от объёма реализации турпродукта за предшествующий год. В этом случае крупные туроператоры будут оформлять фингарантии больше, чем на 100 млн. рублей, но это вполне справедливо: ведь и риски у них больше.

Есть ещё и третий вариант – варьировать фиксированные объёмы фингарантий в зависимости от оборота оператора. Впрочем, в этом случае операторам будет слишком выгодно скрывать свои истинные обороты.

В любом случае пока на рассмотрение вынесен самый затратный и наименее гибкий способ защиты потребителей.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.11.2008 13:05
Комментарии 0
Наверх