// // Неэффективное управление военной недвижимостью привело к потере десятков миллиардов рублей

Неэффективное управление военной недвижимостью привело к потере десятков миллиардов рублей

477

Игра в городки

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В начале июля совещание о финансировании военных городков, которое проходило в посёлке Петровское Московской области, чуть не закончилось отставкой министра обороны Анатолия Сердюкова. Премьер-министр России Дмитрий Медведев раскритиковал проведённую Минобороны работу по передаче недвижимости в собственность российских регионов в 2011–2012 годах. Почему ситуация с военными городками вызывает такую неоднозначную реакцию у руководства страны, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Ситуация с военными городками последовательно ухудшается уже 20 лет, а в последнее время становится и вовсе катастрофичной. Точкой невозврата стали события прошлого года, когда из-за срыва подготовки к отопительному сезону в Мурманской области при минус 35 без тепла остались 2,5 тыс. жителей в военном городке Алакуртти Кандалакшского района. Причина плачевного состояния коммунального хозяйства очевидна – резкое сокращение численности Вооружённых сил, что сделало военные городки ненужными военным. Как итог эти поселения стали испытывать острую нехватку средств. Причём даже те небольшие деньги, которые выделяются на поддержание жизнеспособности инфраструктуры, расходуются неэффективно или вовсе разворовываются.

Прошлогодним распоряжением правительства № 1470 было объявлено, что из состава охраняемых жилищных зон Вооружённых сил и Федеральной службы безопасности выводятся более 130 населённых пунктов в 39 регионах страны. Таким образом, этот документ лишил более 100 военных городков в РФ статуса закрытых и позволил передавать их гражданским. Причём министру Сердюкову и его команде удалось главное – облегчить порядок передачи недвижимости, раньше все подобные попытки избавиться от этого балласта сопровождались чудовищной бюрократической волокитой.

Заведующий лабораторией военной экономики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара Виталий Цымбал рассказал «Нашей Версии», что при передаче военных городков в муниципалитеты происходит столкновение множества интересов: это и безопасность, и народное хозяйство, и частная собственность. Чтобы эффективно использовать ресурсы этого имущества, недостаточно одного желания и возможностей Мин-обороны, необходимо задействовать все механизмы государства и общества. В этой ситуации нужно серьёзное экспертное обсуждение этих вопросов. Ведь как назло всё было сделано неправильно: сперва объявили о переходе к «новому облику» и только теперь поняли, что новое расположение войск не совпадает с географией старых военных городков, и теперь в кратчайшие сроки военные пытаются исправить ситуацию.

Нужно отметить, что сегодня Минобороны не в состоянии эффективно «переварить» имеющуюся недвижимость, поскольку её количество огромно. По официальным данным, в ведении Министерства обороны сегодня находится около 7,5 тыс. военных городков (из них 1644 военных городка не используется по прямому предназначению). Это почти 500 тыс. объектов недвижимости, из них свыше 15 тыс. земельных участков, около 160 тыс. зданий и сооружений и более 300 тыс. квартир. Нужно заметить, что не вся эта недвижимость висит мёртвым грузом. Кроме безвозмездной передачи запланирована и продажа части имущества. Так, в 2012 году бюджетом предусмотрен доход от реализации военной недвижимости в размере 15 млрд рублей, недвижимость на 5,85 млрд рублей уже продана.

Грандиозны планы и на 2012 год: до конца января из ведения Минобороны муниципальным властям должно быть передано более 2,5 тыс. военных городков. Кстати, методику расчёта финансирования военных городков военное ведомство должно было разработать и согласовать ещё до 15 июня, но на совещании в посёлке Петровское выяснилось, что документ до сих пор не готов. По закону передаваемые в муниципальную собственность объекты коммунального хозяйства должны быть полностью отремонтированы или же вместе с ветхой инфраструктурой передаются и средства на ремонт. Но в Минобороны по-военному прямо заявляют, что денег на ремонт нет, а износ некоторых объектов, например котельных, достигает 100%. Утверждённый лимит бюджетных ассигнований на содержание военных городков составляет 61 млрд рублей, а, по заверениям чиновников Минобороны, нужно 130 миллиардов.

По теме

Есть подозрение, что военные ничего ремонтировать не будут, отдадут как есть. Иначе теряется смысл реформы – ликвидировать расходы Минобороны на содержание ненужной недвижимости. Ведь на практике оказалось: чтобы передать военные городки муниципалитетам, расходы, наоборот, должны быть многократно увеличены. По мнению экспертов, создать методику, которая сможет покрыть такой громадный дефицит без привлечения дополнительных средств из бюджета, практически невозможно. Вероятнее всего, регионам и муниципалитетам придётся искать собственные средства на содержание военных городков. В этом году на субсидии могут быть выделены деньги из средств, которые Минфин сэкономил в первом полугодии по статье «межбюджетные трансферты». Но в любом случае отменять реформу не планируется.

Есть ещё одна сторона этой проблемы: все передаваемые объекты нужно успеть подготовить к отопительному сезону. Между тем ситуация с военными городками становится всё более критичной – к примеру, нет уверенности, что даже в благополучном Московском регионе жители военных городков переживут следующую зиму. Здесь из 102 военных городков, расположенных в Московской области, лишь в 47 определён перечень передаваемого муниципалитетам имущества. Остальные находятся в подвешенном состоянии, поэтому их подготовкой к зиме не занимаются в полной мере ни Минобороны, ни местные власти. По мнению экспертов, если срочно не предпринять меры, то и предстоящей зимой, как и прошлой, жители этих городков снова будут замерзать в своих квартирах. Напомним, что в минувшем отопительном сезоне из-за низких температур страдали почти половина жителей военных городков.

Готовятся к худшему и власти Омской области. Там, по оценкам специалистов, большинство из 378 объектов, подведомственных Минобороны РФ, находятся в аварийном техническом состоянии и не финансировались на протяжении нескольких лет. Кроме того, у ведомства перед регионом накопилась задолженность за поставленные топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги. Чтобы как-то повлиять на ситуацию, руководители региона готовы пойти даже на крайние меры – объявить чрезвычайную ситуацию.

Между тем, не разобравшись со старыми военными городками, Министерство обороны объявило о новой стратегии в строительстве военных объектов. Военные хотят сносить военные городки, где устарела инфраструктура, и возводить новые. В ближайшее время планируется построить два новых военных городка в Московской области и на Балтийском флоте. Они рассчитаны на размещение более 10 воинских частей и будут располагаться на расстоянии около 80 километров от областных центров, а также будут рассчитаны на проживание 10–15 тыс. жителей. В военном ведомстве считают, что строительство новых городков более перспективно и менее затратно, чем реконструкция и обновление старых военных городков. В дальнейшем, после изучения опыта строительства, подобные городки будут возводиться и в других регионах.

Но нужно напомнить, что у Минобороны есть опыт, когда части без объяснения причин покидали практически новые военные городки. Так, недоумение у экспертов вызывает внезапная передислокация 33-й отдельной горной мотострелковой бригады из Ботлиха в Майкоп. При этом Минобороны бросило в дагестанском селе военный городок, который был построен всего четыре года назад за 14 млрд рублей. В конце июня этого года появилось сообщение, что подразделения Минобороны, расквартированные в пригороде столицы Чечни Ханкале, покидают эту самую крупную военную базу в республике и передислоцируются в станицу Калиновскую. Напомним, что под Грозным войска на постоянной основе находятся с 2000 года, на их обустройство было выделено более 5 млрд рублей. В частности, в Ханкале размещались штаб объединённой группировки войск, мотострелковый полк, батальоны управления, военный госпиталь. Здесь же располагается самый крупный военный аэродром. Было построено около 20 жилых домов и общежитий, казармы, школа, объекты соцкультбыта.

Что будет с жителями старых военных городков, никто не говорит. Сегодня здесь проживают военнослужащие с семьями, уволенные с военной службы, а также гражданский персонал воинских частей и учреждений. Это, по самым приблизительным подсчётам, несколько сот тысяч человек. Многие военные городки, особенно те, которые строились для войск ПВО или РВСН, находятся на значительном отдалении от цивилизации, так что после сокращения воинских частей жители городков рискуют остаться не только без работы, но и, к примеру, без электричества и продуктов. Расселить их не могут уже в течение нескольких десятилетий. Второй и не менее важный вопрос – как укрупнение военных городков отразится на боеготовности Вооружённых сил? Ведь в Советском Союзе специально создавались маленькие военные городки, чтобы максимально рассредоточить войска. Теперь в одном месте будут сконцентрированы десятки тысяч военных, и, по сути, их можно уничтожить одним авиационным ударом.

Опубликовано:
Отредактировано: 18.07.2012 20:44
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх