// // Каких цен ждать в новом сезоне отпусков

Каких цен ждать в новом сезоне отпусков

476

Турят нашего брата

2
В разделе

Наступающий летний туристический сезон начался с хороших новостей: по данным Росстата, лишь за первый квартал текущего года выездной поток из России увеличился на 23%. И, учитывая приближение летних отпусков, можно предположить, что в ближайшие месяцы этот показатель будет только расти. Но вот парадокс. С одной стороны, туроператоры вынуждены констатировать, что уже не первый год работают на грани рентабельности и нередко вынуждены чуть ли не из своего кармана доплачивать за туры. С другой – рядовым потребителям турпоездки из года в год обходятся всё дороже.

Интересно заметить, что среди самых популярных мест отдыха у наших соо-течественников вновь оказался Египет. Только за последние несколько месяцев спрос на путёвки в так называемый Красноморск увеличился на 100,8%. Участники рынка констатируют: наши соотечественники после всех политических потрясений в Египте начинают возвращаться туда.

«Египет – надежда и опора массовых направлений, но политически страна крайне неустойчива. И, несмотря на рост продаж путёвок в страну, до полного восстановления ещё очень далеко», – предостерегает вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин.

Неприятный сюрприз в этом году россиянам преподнесла Турция – ещё в начале этого года при заключении контрактов на лето участники рынка отмечали: турецкие хотельеры не только не хотят снижать цены, а, напротив, увеличивают их. В результате по итогам первого квартала 2012 года спрос на Турцию снизился на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Зато ситуацией успешно воспользовались кризисные Испания и Греция. «Себестоимость путёвок в Грецию значительно упала из-за кризиса, это и привело к росту турпотока», – отмечает Юрий Барзыкин.

Но, как бы то ни было, рассчитывать на низкие цены российским путешественникам не приходится. Средняя стоимость путёвок по сравнению с прошлым годом, по подсчётам участников рынка, всё равно стала дороже как минимум на 20–25%.

Тот факт, что россияне постепенно начали охладевать к Турции, операторы рынка заметили ещё несколько лет назад. В этом сезоне из-за повышения цен со стороны турецких хотельеров эта тенденция только укрепилась. «Падение Турции – это тенденция нескольких последних лет. Турция слишком дорога, и поэтому она проигрывает, например, Испании или Греции, которые также предлагают очень хороший сервис по более низким ценам. Да и отношение к россиянам в этих странах куда лучше, чем в Турции», – отмечает гендиректор турагентства «Виват-тур» Татьяна Зятькова.

Для сравнения: если ещё в прошлом году двухнедельный отдых в высококлассном пятизвёздочном отеле в Турции по системе «всё включено» для семьи с одним ребёнком обходился в 130 тыс. рублей, то в этом сезоне за аналогичное предложение придётся выложить как минимум 150 тысяч. Впрочем, аналогичное предложение в Греции обойдётся примерно в ту же сумму, а то и немного дороже, однако у Греции, как и у Испании, есть одно важное преимущество. Российский путешественник рад провести свой отпуск именно в Европе: считается, что сервис здесь лучше, да и нехитрый аргумент типа «это всё же Европа» оказывает поистине магическое воздействие на российского потребителя.

Греческие и испанские операторы рынка, в свою очередь, постарались максимально переориентироваться на российского потребителя. Оно и неудивительно: та же Греция в этом году потеряла практически всех немецких туристов, которые из-за политико-экономической ситуации в ЕС уже не торопятся проводить свой отпуск в этой стране. Турпоток европейских туристов в Испанию также сократился, правда, дело тут скорее чисто в экономических причинах: у большинства европейских путешественников в этом сезоне просто нет финансовых возможностей, чтобы провести свой отпуск за рубежом.

По теме

«По Греции мы продолжаем наблюдать большое количество экстремально дешёвых предложений со стороны хотельеров, – констатирует президент компании «Южный крест» Андрей Кузнецов. – И не из-за преддефолтного состояния страны, а из-за оттока туристов других европейских рынков. Эта тенденция есть не только в Греции. Соответственно и приоритеты местного туристического бизнеса сместились в сторону России». По его словам, сегодня греческие хотельеры отошли от концепции жёстких и больших контрактов, предоставив возможности туроператорам продавать много хороших отелей сравнительно недорого.

В частности, неделя на майские праздники на Крите в пятизвёздочном отеле на одного человека обходилась всего в тысячу евро. Примечательно, что и в разгар сезона цены не сильно подросли.

Если в своих чувствах к Турции россияне оказались непостоянны, то любовь наших соотечественников к Египту действительно, как говорится, «не задушишь, не убьёшь». Туры по этому направлению хорошо раскупались даже на май и июнь. При том, что июнь – далеко не самый лучший месяц для отдыха в Египте. Но высокая температура наших путешественников, похоже, не пугает.

«Думаю, что россияне любят Египет именно благодаря природно-климатическим ресурсам этой страны. Ведь там даже 40-градусная жара переносится сравнительно легко. Кроме того, Красное море подходит для людей с кожными заболеваниями. Причём в отличие от Мёртвого моря, куда люди едут именно за лечением, в Египте можно совместить лечение с отдыхом, – рассуждает Татьяна Зятькова. – Многим нравятся и морские красоты: кораллы, рыбы и т.п. Плюс удачная ценовая политика и грамотный пиар, проводимый министерством туризма этой страны делают свое дело».

Ещё одним дешёвым и массовым направлением в этом сезоне может стать Болгария. Уже в мае недельные туры в эту страну можно было найти по цене 500 евро на двоих. Причём есть основания полагать, что низкие цены на этом направлении продержатся достаточно долго. Всё дело в том, что после недавнего банкротства компании «Ланта-тур вояж» российские игроки решили расширить свои программы на этом направлении, занимая, так сказать, освободившуюся нишу. В частности, компания «Библио Глобус» объявила о готовности отправлять в Болгарию по 2 тыс. туристов каждую неделю.

Впрочем, чем в итоге закончатся столь смелые программы отдельных операторов рынка – ещё большой вопрос. «Выход на рынок новых игроков заставил всех участников обдуманно подойти к своим программам. Планируя перевозку, мы высчитывали каждый рейс и число человек, которое сможем перевезти на нем. И, по нашим ожиданиям, общий прирост по Болгарии от основных игроков составит не более 10%», – считает руководитель направления «Болгария» турфирмы «Нева» Светлана Морева.

Впрочем, несмотря на то что на рынке всё же можно найти дешёвые предложения по отдельным странам, общая тенденция удешевления туров за рубеж для российского потребителя проходит незамеченной.

«Начиная с 2010 года на туристическом рынке наблюдается кризис перепроизводства. На рынке системно предложений больше, чем спроса», – говорит Андрей Кузнецов.

В неофициальных беседах представители туроператорского бизнеса и вовсе признаются: нередко за туры приходится доплачивать из своего кармана, чтобы не прогореть окончательно. Только вот до простых туристов все эти рыночные тенденции, сколь бы справедливыми с чисто экономической точки зрения они ни были, похоже, так и не доходят.

В среднем , избытка предложений на нашем внутреннем рынке, бесконечных разговоров туроператоров о том, что они работают на грани, а то и за гранью рентабельности. Почему так происходит? Один из самых очевидных ответов на этот вопрос: ежегодное подорожание авиаперевозки. Однако приходится констатировать, что авиабилеты хотя и дорожают, но всё же не на 25% в год. В этом году многие путешественники переплатили за свои туры из-за недавнего колебания курса евро и доллара. Но опять же подобные колебания не происходят каждый год.

Зато очевидной тенденцией последних лет стало максимальное расширение бизнеса туроператорских компаний. Сегодня уже практически невозможно найти операторскую компанию, специализирующуюся только на одном-двух направлениях. Большинство крупных туроператоров превратилось в «многостаночников».

По теме

Именно на так называемой модели многопрофильного бизнеса в своё время погорели такие крупные компании, как «Капитал тур» и «Ланта-тур вояж». То обстоятельство, что операторы уже с начала года вынуждены вносить предоплаты по бесконечно большому количеству направлений, фактически лишает их возможности получить прибыль. Не спасает ничего: ни увеличение турпотоков, ни скидки со стороны хотельеров. Ведь все средства идут на расширение бизнеса, которое многим из них на самом деле не по карману.

«Туристы редко из года в год ездят в одну и ту же страну, поэтому операторы, чтобы не потерять клиентов, стараются взять как можно больше направлений. Соответственно везде им нужно иметь хотя бы небольшие блоки мест, которые они должны проплачивать. Это раньше у нас было от силы 10 направлений, куда люди массово ездили. А сейчас, что ни возьми, – всё массовое направление», – констатирует Татьяна Зятькова.

Показательный пример – Марокко. В этом сезоне, по прогнозам марокканского Национального туристического офиса, турпоток из России в эту страну обещает вырасти аж на 20%. Летом из Москвы в Касабланку будут летать четыре рейса в неделю.

«Сейчас мы ведём переговоры со многими серьёзными туроператорами. Именно они могут служить локомотивом для операторов среднего и малого звена, а также для туристических агентств в деле продвижения Марокко на российском рынке. Мы ожидаем, что в скором времени на марокканский рынок выйдут серьёзные игроки из 10 крупнейших компаний России», – заявил директор Национального туристического офиса Марокко в РФ и странах СНГ Самир Сусси Риах. Заметим, что в качестве одной из этих «крупных компаний» всего несколько месяцев назад рассматривалась «Ланта-тур вояж».

По мнению экспертов, развитие отечественного туристического рынка скорее походит на жизнь наркомана, который находится в вечном желании получить очередную дозу.

«Рост потоков хорош тогда, когда люди платят реальные деньги за конкретный продукт и когда операторы получают свою прибыль. А если операторы доплачивают клиентам из своего кармана, то это не предмет для гордости», – считает Андрей Кузнецов.

При таком положении вещей в проигрыше оказываются все. Операторы ставят свой бизнес фактически на грань банкротства. Туристы, мимо которых проходят объективные рыночные тенденции по снижению цен. Не говоря уже о том, что сегодня каждый российский путешественник, приобретая турпутёвку, вынужден думать: не обанкротится ли компания, которая должна организовать его отпуск? Кстати, жалобы потребителей на завышенные цены и низкий уровень сервиса в итоге оказываются вполне оправданными.

«Недавно мы отправляли туристов в Испанию. Оператор Coral Travel хотя и крупный, но Испания для них – новое направление. В результате по приезде туристов отказывались селить в отель, говорили, что первые два дня её проживания не оплачены туроператором. Подобное было бы невозможно, если бы компания работала с этим направлением несколько лет и имела надёжных контрагентов за рубежом», – рассказал «Нашей Версии» генеральный директор «Виват-тур».

Разорвать замкнутый круг, очевидно, можно, только сбалансировав предложения со спросом на рынке. Но делать это самостоятельно операторы, похоже, не готовы. В результате регулирование рынка происходит автоматически через болезненные процедуры банкротства отдельных игроков. Крайними, как и всегда, оказываются потребители.

Опубликовано:
Отредактировано: 18.06.2012 15:24
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх