Версия // Культура // «Наша Версия» подводит итоги книжного 2021 года

«Наша Версия» подводит итоги книжного 2021 года

4127

Книжный «пир» во время ковидчумы

«Наша Версия» подводит итоги книжного 2021 года
(фото: Роман Егоров)
В разделе

Поводом для такого подведения книжных итогов послужило проведение Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction23, которая прошла 2-6 декабря 2021 года. Предыдущая ярмарка была перенесена и работала 24-28 марта 2021 года. Напомним, что теперь non/fiction проходит в Гостином дворе, а не в уничтоженном ЦДХ (который теперь делят «Новая Третьяковка» и Союз Художников России) как было ранее.

Как мы отмечали в другом нашем обзоре, посвященном 34 Московской международной книжной ярмарке 2021 года, «мировая эпидемия ковида сыграла с ней в странную игру. Из книжного события года она превратилась в некое разъездное «шапито», с постоянно меняющейся локацией, полное ограничений на вход и прочими масштабными масочно-перчаточными «мерами безопасности».

Практически, то же самое, можно сказать и о нынешней выставке non/fiction 2021. Ибо ковидушка никуда не делся и продолжает делать свое черное дело. Ситуация обострена во всем мире, человеческий здравый смысл давно уже сказал «досвидос», а от постоянно нагнетаемого ажиотажа и страстей вокруг эпидемии, «борьбы» между «ваксерами» и «антиваксерами» и пр. просто тошнит. У многих людей не выдерживают нервы. Притом «первый пациент» до сих пор так и не найден, а сама тайна возникновения стремного вируса остается покрытой глубоким мраком и, похоже, в ближайшее время мы вряд ли приблизимся к ее разгадке. Тем временем постоянно сообщается о возникновении все новых и новых форм ковида, «Большая фарма» в предвкушении триллионных прибылей все энергичнее потирает руки, и ощутимо увеличивается количество открываемых аптек, где цены на лекарства растут не по дням, а по часам…

Прежде чем перейти к каким-то итогам, посмотрим, как обстояли дела на non/fiction 2021. Одно время ярмарка была реальным книжным событием года, который ждали и к которому готовились заранее, как издательства, так и книголюбы/поклонники винила. Что происходит ныне? Все вроде бы также, но, с точностью, до наоборот. Смотрите. Билет на один день ярмарки подорожал. Теперь он стоил 400 рублей (по сравнению с 250 рублями ранее https://thecity.m24.ru/news/162). Электронный абонемент на одного человека на 5 дней также прибавил в цене и стоил 1000 руб.

«В связи с рекомендациями Роспотребнадзора приобрести билеты можно ТОЛЬКО ONLINE НА официальном САЙТЕ ЯРМАРКИ!».

Электронные билеты на non/fiction 2021 «обязательно было необходимо распечатать. Если Вы просто приносили планшет с изображением билетов, возникали проблемы с проходом на ярмарку. Посещение ярмарки было доступно только для лиц, предъявивших действующий QR-код, оформленный на портале Госуслуг РФ (и это притом, что специально регламентирующих действия QR-кодов общенациональных российских законов на декабрь 2021 года не принято!!) или действующий ПЦР-тест. Дети до 18 лет пропускались без QR-кода и ПЦР-теста только в сопровождении взрослых».

«Неудобства были также с проходом на ярмарку. Так как вход на территорию Гостиного двора осуществлялся только через один подъезд №4 со стороны ул. Ильинка». То есть, очевидно, что доступность мероприятия сильно ограничена.

Главной задачей ярмарки, громко заявляемой самими организаторами, «является создание пространства общения, как между самими профессионалами издательской отрасли, так между писателями и читателями». Получилось ли декларируемое организаторами «создание пространства общения» в нынешних сложных ограничительных условиях, мне сказать сложно. Скорее, нет.

Яркие и знаковые новинки нон-фикшн, вроде свежего романа Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», книги «Профессия: репортерка» от основательницы жанра журналистского расследования Нелли Блай, «Стеклянный человек» от российского «бога мемов» Валерия Печейкина, «Физиология еды», разговоре о свободе в «О свободе: четыре песни о свободе и принуждении» Мэгги Нэльсон, об «Археологии русского интернета» Натальи Конрадовой, о «Семи ключах к современному искусству», другие мировые и отечественные бестселлеры, деловая, детская и учебная литература, а также комиксы, музейные и подарочные издания присутствуют. Но цены на них немалые и продолжают расти. Тиражи падают. Опять же, на мой взгляд, произведения сегодня гораздо удобнее полистать без всяких ограничений в модернизированной библиотеке, на встрече с автором в известном книжном магазине, посмотреть в цифре и (или) заказать дистанционно, без всяких билетов!

Книжная полка
(фото: Роман Егоров)
Книжная полка (фото: Роман Егоров)

Программа ярмарки non/fiction 2021 была представлена по разделам. В их числе: встречи с авторами и презентации книг на стендах, открытые дискуссии и мастер-классы, как и на предыдущих выставках. Но, по сути, на ярмарку ходят и выступают практически одни и те же авторы, новых лиц и имен немного! Посетителей было ощутимо мало из-за введенных ограничений. Иностранных гостей и многих знаменитых спикеров «вживую» нет уже второй год. Они присутствуют виртуально.

В рамках non/fiction 2021 также состоялась «Музыкальная ярмарка винила, винтажной аппаратуры, CD и аксессуаров VINYL CLUB. Билеты на музыкальную ярмарку продавались отдельно». Подробнее с участниками этого раздела можно ознакомиться на сайте http://www.books-and-music.ru/. Но, опять же, посетителей и здесь было мало, а опрошенные мной, интересующиеся темой винила, компакт-дисков, музыкальной литературой, либо хай-фай аппаратурой люди, скорее пойдут в любимый музыкальный магазин или на встречу единомышленников, куда чужие люди попадут разве что случайно и никакие ограничения никому не нужны, в принципе...

Поэтому, исходя из всего вышесказанного, вывод напрашивается следующий. Мир изменился! Смысл проведения крупных книжных выставок и ярмарок в старом формате в нынешние сложные времена совсем не очевиден! Молодое поколение, студенты, посаженные волевыми решениями администраторов и начальников на дистанционное обучение, бумажных (да и цифровых) книг читают все меньше и меньше, предпочитая чтению компьютерные игры или фантазии виртуальных «заманух», вроде создаваемой на наших глазах цифровой метавселенной.

В общем, продолжающаяся и активно наступающая «повальная» цифровизация всего и вся, не дает нам поводов для оптимизма. И дело здесь не столько в технофобиях и боязни новых технологий. Суть в том, что пока никто толком не понимает, происходящие и связанные с «цифрой» процессы. И тем более их результаты в отложенном времени.

Книжные полки
(фото: Роман Егоров)
Книжные полки (фото: Роман Егоров)

К примеру, сюда можно отнести давно длящуюся дискуссию о цифровых книгах, повсеместно заменяющих бумажные аналоги, о чтении лекций голограммами профессоров, актуальными в нынешней ситуации дистанционного обучения, связанного с ковидом или о создании концертных голограмм, заменяющих выступления «живых» артистов, как с распиаренной в ноябре 2021 года записью нового альбома шведскими ветеранами диско-движения ABBA. А уж человеческая психология (несмотря на все самоанализы и психоанализы) как была, так и остается «темным лесом», но это – тема отдельного разговора. Ибо как говорил изобретатель телевизора Зворыкин, с которым я полностью согласен в этом вопросе: «Главная деталь в телевизоре – его выключатель!» (цитировать могу неточно, но смысл стараюсь передать верно).

Я уже не раз отмечал, что постмодернизм ныне повсеместно торжествует в самых разных областях человеческой жизни. Явление, несомненно, может быть объяснено с учетом большого множества самых разнообразных точек зрения. Одну из занимательных трактовок темы предложил, к примеру, знаменитый итальянский писатель Умберто Эко, автор нашумевшего романа «Имя Розы» (1980), который благодаря своим уникальным талантам филолога, историка, философа, теоретика культуры и литератора не только пробудил необычайный читательский интерес к эпохе Средневековья, но и создал новый жанр «семиотического триллера», где благодаря тонкой интеллектуальной игре, пародийным образам и скрытым цитатам, показал тщету веры в безусловный исторический прогресс и фукуямовский «конец истории».

Эко увидел постмодернизм в ироническом, а не подобострастном ключе, выразив, таким образом, свое отношение к любому, пусть даже самому авторитетному тексту. Он утверждал, что всякое «новое» слово уже могло быть сказано и потому может быть выражено цитатой. Еще как метко подметил Михаил Калужский в статье «10 писателей, которые изменили мир» (цит. «Русский Репортер» 6-13. 09. 2007 г.): «Эко внятно сказал, что история не кончается никогда. Более того, она развивается, вне каких бы то ни было законов. Наш мир сложен и многослоен. В современности есть прошлое, а Средние века ближе, чем кажется. Это ощущение «непрерывности» истории оказалось необходимо европейцам, вступавшим в новую эпоху после стабильности «холодной войны». Сейчас, как никогда, актуально предупреждение Умберто Эко: не стоит слепо верить в прогресс! Зачастую нам кажется, что мы движемся вперед, а на самом деле находимся на пороге нового Средневековья!».

Кстати, в 2022 году Умберто Эко могло бы исполнится 90 лет!

Под занавес, еще раз поздравим с юбилейными датами рождения (пусть и не у всех круглыми в 2021 году) признанных писателей и поэтов: Федора Достоевского, Татьяну Толстую, Станислава Лема, Осипа Мандельштама, Генриха Манна, Николая Рубцова, Гарриет Бичер-Стоу, Михаила Булгакова, Аполлона Майкова, Мусу Джалиля, Шарля Бодлера, Алексея Писемского, Агнию Барто, Николая Добролюбова, Ромена Роллана, Аркадия Вайнера, Михаила Салтыкова-Щедрина, Анатолия Рыбакова, Эрнста Гофмана, Николая Лескова, Сэмюэля Беккета, Алексея Жемчужникова, Генрика Сенкевича, Бориса Акунина, Николая Гумилева, Павла Антокольского, Бориса Лавренева, Шарлотту Бронте, Виссариона Белинского, Карлоса Кастанеду, Николая Некрасова, Владислава Ходасевича, Вальтера Скотта, Аркадия Аверченко, Арчибальда Кронина, Джорджа Шоу, Иннокентия Анненского, Жана де Лафонтена, Дмитрия Мережковского, Сергея Довлатова, Герберта Уэллса, Владимира Крупина, Теофиля Готье, Френсиса Фитцджеральда, Уильяма Теккерея, Леонида Андреева, Уильяма Голдинга, Юлиана Семенова, Пера Лагерквиста, Сергея Аксакова, Анатолия Приставкина, Стефана Цвейга, Владимира Даля, Пола Андерсона и других!

Напоследок отметим и всячески порекомендуем к прочтению увлекательные книги от наших партнеров из издательств «Эксмо» и «Бомбора» в музыкальной, кулинарно-винной и граничащей с ней темой путешествий.

Моя любимая Эми.
История о том, как я дважды потеряла свою дочь
Моя любимая Эми. История о том, как я дважды потеряла свою дочь

«Я «отдавала» Эми дважды: первый раз алкоголю и наркотикам. Второй — окончательно, 23 июля 2011 года, когда оборвалась ее короткая жизнь». Дерзкие стрелки, высокий начес, татуировки и безбашенное поведение. Такой запомнил мир одну из самых влиятельных (по мнению музыкальных критиков) певиц нашего времени Эми Уайнхаус. Всемирная фан-база, миллионы проданных копий альбомов и многочисленные премии «Грэмми» — жизнь Эми была бы похожа на сказку, если бы не постоянная борьба с различными зависимостями. В 2011-м году в возрасте 27 лет она скончалась от сердечного приступа в результате передозировки. Ее мама Дженис Уайнхаус была, вероятно, для нее самым близким человеком. Эта книга могла выйти еще в «нулевых», но певица была категорически против публичного «обнажения». И только после трагедии, взвесив все за и против и устав от невероятных историй «желтой прессы», Дженис решилась пустить поклонников в детство Эми, в ее семью и в ее душу. Она поделилась не только воспоминаниями, но также редкими фотографиями и дневниковыми записями Эми. Перед читателями раскроется история не только суперзвезды, но простой, очень талантливой и взбалмошной девушки. Путь девочки из еврейской семьи, любимой дочери, боль от потери которой, никогда не сможет улечься.

Тараканы! С восклицательным знаком на конце. 30 лет в панк-роке вопреки всему
Тараканы! С восклицательным знаком на конце. 30 лет в панк-роке вопреки всему

Этот опус повествует не столько об истории группы «Тараканы!», сколько о стране и о том, как менялось российское общество в течение последних тридцати лет. Не важно, следите ли вы за российской панк-сценой или узнали о группе «Тараканы!» впервые, увидев их название на обложке этой книги. Плотность событий, количество драматических поворотов, приключений и удивительных встреч, выпавших на долю этих парней, могут поразить неподготовленного к музыкальным реалиям человека. Они вызывают огромное уважение у тех, кто уже знаком с повседневными буднями, в которых живут независимые артисты в РФ. «Тараканы! С восклицательным знаком на конце» — это рассказ том, куда могут привести детские мечты, и какую цену, порой, приходится заплатить за их воплощение.

Последние дни Джона Леннона
Последние дни Джона Леннона

Лето 1980 года. Джон Леннон впервые за долгие годы создает новые музыкальные композиции и готовится их записать. Он полон сил и готов к тому, чтобы начать все «с чистого листа». Ему не терпится, показать миру свежие песни. В то же время Марк Чепмен увольняется с работы в службе безопасности и садится на рейс в Нью-Йорк с пистолетом и пулями, спрятанными в багаже. Через несколько месяцев случится событие, после которого мир уже не будет прежним. «Последние дни Джона Леннона» – это трагичная история заката жизни великой музыкальной звезды, рассказанная Джеймсом Паттерсоном, американским писателем в жанре триллера и детектива. Он провел десятки интервью с друзьями и соратниками Леннона, включая Пола Маккартни, чтобы оставаться как можно более беспристрастным и честным в роли автора этой книги. Издание в деталях воспроизводит те дни 1980-го, которым суждено было стать роковыми. Дни, когда столкнулись две личности. А пять громких выстрелов изменили ход истории, заставив сердца миллионов людей содрогнуться от ужаса и непоправимости содеянного.

'Til Wrong Feels Right. Игги Поп: единственный и неповторимый. Песни, заметки и фотографии.
'Til Wrong Feels Right. Игги Поп: единственный и неповторимый. Песни, заметки и фотографии.

«Лемми ушел из жизни. Боуи ушел из жизни. Игги последний из единственных и неповторимых… Каждый должен преклонить колени перед Игги Попом. Он это заслужил», – так высказался известный музыкант Джош Хомм. Перед вами – головокружительный альбом с уникальными фотографиями, песнями и воспоминаниями крестного отца панк-рока и хард-рока Игги Попа. В книге есть практически все: от первых концертов его знаменитой группы The Stooges до внесения в Зал славы рок-н-ролла, от тура «The Idiot» до коллабораций с Дэвидом Боуи и Дебби Харри. Произведение «окунет» вас в историю отвязной и фантастической по накалу страстей музыкальной карьеры Игги Попа. Фотографии, афиши и песни дополняют комментарии значимых людей и музыкантов в жизни Игги. Издание приурочено к 50-летию первого и одноименного альбома The Stooges. Оно является настоящим подарком и бесценной кладезью информации для каждого истинного фаната рока!

Моя безумная история: автобиография бас-гитариста RHCP (Acid for the children)
Моя безумная история: автобиография бас-гитариста RHCP (Acid for the children)

«Почти каждый, кто возьмется читать эту книгу, знает меня как «Фли». Но до того момента, как я получу это прозвище, еще очень и очень далеко. А пока я — Майкл Питер Бэлзари — маленький белокурый мальчик из Австралии», – так повествует сам музыкант. В 1983 году его еще никому не известная группа сыграла свой первый концерт для 30 человек. Через несколько лет весь мир знал их как Red Hot Chili Peppers (RHCP). Семь премий «Грэмми», 80 миллионов проданных копий альбомов, оглушительный успех и признание. Все мы знаем эту историю и уж точно слышали знаменитые композиции «Californication» или «Give It Away». В этой книге один из лучших басистов современности рассказывает о том, что было до RHCP, и что осталось «за кадром». Как то: переезд в США, последующие сложные отношения в семье, развод родителей. Первая любовь, первые песни, первые выступления. Сумасшедшие поступки, джаз, рок, фанк, прыжки в бассейн с крыши многоэтажек, кражи, знакомство с Энтони Кидисом, школьная дружба с которым перерастёт в создание RHCP. Непростой путь привел артиста с грязных улиц Лос-Анджелеса к вершинам музыкальных чартов и армии поклонников по всей планете. Фли, с одной стороны, показывает нам типичную историю рок-звезды. Но, с другой стороны, делает это так остроумно, легко и поэтично, не приукрашивая реальности, что предстает оригинальным писателем и глубоким философом. Перед читателем раскроется откровенная история человека, сумевшего направить свои разочарования и одиночество в творчество. В создание музыки, вдохновляющей целые поколения.

ЗОЖигательные праздники. Еда под вино!
ЗОЖигательные праздники. Еда под вино!

Как получилось, что человек, который уже два года как не брал в рот ни капли алкоголя, пишет книгу, в которой исследует еду и вино? Ответ таков, что все течет, все меняется. Мир текуч. В нем нет ничего неизменного. Сама идея книги задумывалась Автором давно. Тем временем, любимый многими шеф-повар Сергей Леонов (он же Автор произведения) перешел на сторону ЗОЖ (со всеми особенностями, присущими данному культу). Но было бы не совсем справедливо, если накопленный им уникальный багаж знаний и удивительных знакомств, пропал даром. Сергей искренне считает вино отдельным видом гастрономического искусства. В его понимании, вино – целая вселенная, которую большинство непростительно сужает: «Ты какое больше любишь: белое или красное?», – и весь вопрос! А ведь есть немало сортов вин, вместе с которыми еда может раскрыться (в правильной компании) совершенно по-новому. «Даже если Вы наливаете себе бокал вина только раз в год, пусть он не нарушит ваш праздник, а сделает его только лучше», – считает Леонов! А познакомит Вас с искусством подачи вина одна из лучших российских сомелье – Татьяна Пахмутова-Манн.

Будет вкусно! Рецепты для тех, кто знает толк в еде
Будет вкусно! Рецепты для тех, кто знает толк в еде

В новой книге гастрономического эксперта Ника Панаева еда и рецепты играют главную роль. Это – их моноспектакль. Привычные ингредиенты могут переплетаться, сливаясь и образовывая вкусовую «симфонию» у Вас во рту. Невероятные рецепты – от классических до экзотических, фейерверк вкусов и ярких фотографий, которые способны возбудить аппетит одним своим видом, дополнены веселыми историями, которыми Автор предваряет каждый рецепт. Все изложенное позволит Вам получить заряд кулинарного оптимизма и гарантирует – будет невероятно вкусно!

Sweet Dreams. Рецепты десертов и выпечки, которые покорили мир
Sweet Dreams. Рецепты десертов и выпечки, которые покорили мир

Гурманами, но не только ими, давно замечено, что даже после самого сытного и плотного обеда всегда найдется местечко для десерта. От одного вида медового торта становится тепло на душе, а стоит лишь ноздрям учуять в воздухе запах карамели или шоколада, как мало у кого останется малейшее сомнение в том, что жизнь, подчас, бывает прекрасной и удивительной! Новая книга Любы и Макса Куштуевых обязательно станет настольной для всех, кто не равнодушен сладкому. Здесь собраны рецепты, каждый из которых неоднократно проверен авторами и читателями их странички в фейсбуке «Кухня занятых людей». Целый раздел посвящен завтракам: авторы предлагают попробовать, к примеру, фирменные сырники с бананом или оладьи с ананасом в карамели. Хорошее настроение на весь день обеспечено!

Настоящий свежий кофе. Как выбрать, обжарить, смолоть и приготовить идеальную чашку
Настоящий свежий кофе. Как выбрать, обжарить, смолоть и приготовить идеальную чашку

Существуют сотни вариантов передачи различного кофейного аромата и вкуса, которые зависят от того, где зерна выросли, как их обработали, обжарили и, наконец, заварили. Авторы профессионально и интересно показывают нам путь от кофейного зерна к идеальной чашке любимого напитка. Книга от известных знатоков кофе и обжарщиков, написанная на основе их двадцатилетнего опыта работы в отрасли, будет, несомненно, полезна и познавательна как опытным кофеманам, и страстным любителям кофе, так и начинающим бариста!

Хроника грузинского путешествия, или История одного кутежа с картинками и рецептами
Хроника грузинского путешествия, или История одного кутежа с картинками и рецептами

Путешественник, большой любитель поесть и выпить, коллекционер, фотограф, автор многих тематических статей и заметок – Геннадий Йозефавичус написал книгу. Есть мнение, что после ее прочтения Вы точно полюбите Грузию и ее кухню. Геннадий и его друзья, художники Тотибадзе, так самозабвенно, вкусно и много едят и пьют, что к ним хочется немедленно присоединиться. Сначала в Москве. А потом уже и в Грузии, куда они отправятся в Большое закавказское гастрономическое путешествие.

Герои книги проведут в Грузии всего одну неделю, но съесть и выпить, успеют на полжизни вперед. Мцхета, Кахетия, Тбилиси и окрестности, имения грузинских князей с неизменными винными погребами и замки местной богемы с картинными галереями могут поразить воображение читателя. Грузинский кутеж, осмысленный и человеколюбивый, включающий в себя шашлыки разных сортов, «пьяную» форель, хинкали, пхали, чихиртму и диковинные местные вина, престанет перед читателем во всей своей самобытной красоте!

Воображение взбудоражат колоритные специалитеты, вроде котлет с яйцами или мацони из молока буйволицы. Их дополнит проверка Вашего знания виноделия. Например, многие ли знают, что кроме белого и красного вина существует еще золотое и розовое? К какому шашлыку подойдет определенный сорт вина? Чем лучше закусить чачу? Путешественники даже поднимутся на Казбеги, чтобы отведать в ресторане, расположенного почти за облаками отеля, фирменные хачапури и каурму.

Еще Геннадий с товарищами споют оды придорожным харчевням, которые в Грузии, кажется, могут поспорить даже с ресторанами. Ведь в них подают самые правильные в мире хинкали со свининой и чачу. Кстати, рецепты всего самого вкусного и удивительного (включая знаменитый антипохмельный суп с яйцом) ждут вас в конце книги. И написаны они так, что удержаться и не приготовить их почти невозможно. Попутно с описанием кутежей и смакованием блюд автор знакомит нас с грузинской историей и культурой — от древних монастырей до современных художников примитивистов.

В общем, по мере прочтения книги, мы понимаем, что Автор знает толк во многом: в настоящей кухне, в путешествиях, в песнях, в искусстве, в русской и грузинской литературе. Его безупречно искрометный стиль заставляет вспомнить книги Сергея Довлатова, Андрея Битова и Венички Ерофеева (тем более, что текст кишит аллюзиями и реминисценциями, начиная со знаменитого «И немедленно выпил»). Книга, наверняка, будет интересна тем, кто тоскует не только по высокой кухне, но и по высокой русской литературе. Читать ее легко и весело. Она оставляет глубокое и приятное послевкусие. Прямо как грузинская кухня.

Редакция «Нашей Версии» поздравляет читателей с наступающими новогодними праздниками! Желает всем здоровья, мира, вкусной еды, интересных напитков и хорошего настроения.

Обложки книг предоставлены издательствами «Эксмо» и «Бомбора». Редакция выражает признательность за взаимодействие Светлане Ильичевой и Дарье Сажиной.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.12.2021 15:10
Комментарии 0
Наверх