Версия // Культура // 24-27 сентября в «Экспоцентре» прошла 34 Московская международная книжная ярмарка

24-27 сентября в «Экспоцентре» прошла 34 Московская международная книжная ярмарка

3144

Книжная «колея»

24-27 сентября в «Экспоцентре» прошла 34 Московская международная книжная ярмарка
(Фото: Wikimedia Commons/Naumov, Alexey Avvakumovich)
В разделе

Мировая эпидемия ковида сыграла с Московской международной книжной ярмаркой в странную игру. Из книжного события года она превратилась в некое разъездное «шапито», с постоянно меняющейся локацией, полное ограничений на вход и прочими масочными «мерами безопасности».

Вход на мероприятие осуществлялся по сеансам. В итоге вдоль забора «Экспоцентра» стояли очереди. Для сентября погода на улице была весьма прохладной и сырой. Но, видимо, организаторов мало волновали такие мелкие нюансы и здоровье людей. Каждые полчаса начинался новый сеанс. Время посещения необходимо было запланировать заранее и еще предварительно зарегистрироваться! Поясним, что под «сеансом» подразумевался часовой интервал, в течение которого посетитель мог войти на ярмарку. Последний сеанс начинался в 19:00. Вход закрывался в 19:30. Количество мест на сеанс было ограничено.

В придачу у выставки изменилось название: вместо Московской международной книжной выставки ярмарки (ММКВЯ), к которой все привыкли, из ее названия пропало искомое слово «выставка». Иностранных гостей и многих спикеров «вживую» нет уже второй год. Они присутствуют виртуально.

В остальном (внешне) все вроде бы осталось как прежде. Организаторы бодро рапортовали о десятках (и даже сотнях) издательств из различных регионов РФ, представляющих свои книги в залах выставочного павильона и отапливаемых шатрах. Где читателей ждали долгожданные книжные новинки 2021 года, бестселлеры, художественная, деловая, музыкальная, детская и учебная литература, а также нон-фикшн, комиксы, музейные и подарочные издания. Громко заявлялось, что книги «будут продаваться по издательским ценам».

Вроде звучало неплохо. А что на самом деле? За четыре дня на ММКЯ были проведены различные мероприятия на десяти площадках. В их числе: встречи с популярными авторами, презентации книг, открытые дискуссии и мастер-классы, как и на предыдущих выставках.

Но, по сути, на ярмарку ходят и выступают практически одни и те же авторы, новых лиц и имен до обидного мало! Я бы отметил новые романы В. Пелевина и В. Сорокина, М. и С. Дяченко, М. Кантора, И. Охлобыстина. В целом, спикеры приводят встречи по наработанному стандарту, застыв и еле двигаясь в глубокой книжной «колее», «без огонька», отрабатывая договоренность о выступлении на ярмарке с издательством. Они говорят о разном, но часто вряд ли на одном языке с тяжело дышащими под масками и потеющими посетителями, более озабоченными тем, как бы не обкашлять другого забредшего на ярмарку книголюба и урвать что-нибудь подешевле в толкотне у стендовых прилавков.

Интерес могли представлять разве что несколько вопросов. Во-первых, обсуждение продолжающейся и активно наступающей «повальной» цифровизации всего и вся (в том числе давно длящаяся дискуссия о цифровых книгах, повсеместно заменяющих бумажные аналоги, о чтении лекций голограммами профессоров, актуальными в нынешней ситуации дистанционного обучения, связанного с ковидом или о концертных голограммах, заменяющих выступления «живых» артистов, как с распиаренным ныне воссоединением знаменитых ABBA). По ходу которой выясняется, что пока никто толком не понимает, происходящие и связанные с «цифрой» процессы. А уж тем более их результаты в отложенном времени. Люди как бы «зависли» нынче в прыжке «перехода» от прошлого к будущему, и прогноз на развитие (судя по всему) остается пока малоутешительным, так как неясно в чьи руки попадут новые «цифровые» ключи контроля от воздвигаемого на наших глазах матричного «здания».

Во-вторых, стоило обратить внимание на дату принятия Петром Первым императорского титула 300 лет назад в 1721 году! Здесь смысловой момент, применимый к нашему времени, состоит в том, что мы наблюдаем некий ренессанс. Но, как выясняется, ренессанс может быть связан не только с подъемом искусств и культуры в целом, а и с их трансформацией (где очень заметны явления распада). То есть, ренессанс может быть «имперским», а если быть более точным – «пост-имперским», если проводить параллели с нынешним повсеместным торжеством пост-модерна, где явление может быть объяснено с учетом большого множества самых разнообразных точек зрения, как про крафтовое пиво.

«Обязательные литераторы»: постоянные сотрудники «Современника» Панаев, Некрасов, Григорович, Тургенев, Островский и Л. Толстой несут в журнал свои сочинения (шарж, 1857)
(Фото: Wikimedia Commons/Pavel Biriukov)
«Обязательные литераторы»: постоянные сотрудники «Современника» Панаев, Некрасов, Григорович, Тургенев, Островский и Л. Толстой несут в журнал свои сочинения (шарж, 1857) (Фото: Wikimedia Commons/Pavel Biriukov)

И, в-третьих, жаль, что мало кто вспомнил про юбилеи таких замечательных писателей и поэтов, как Станислав Лем (в сентябре ему исполнилось 100 лет), и, Н. Некрасов, которому в ноябре исполнилось бы 200 лет и чей поставленный в знаменитой одноименной поэме вопрос – «Кому на Руси жить хорошо?» – до сих пор актуален.

«Пролог.

В каком году — рассчитывай,

В какой земле — угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина.

Горелова, Неелова —

Неурожайка тож,

Сошлися — и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! —

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю...».

(цит. по – Н.А.Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в 15 т., Наука, 1982 г.).

Большинство стендов, к сожалению, были редко оформлены с выдумкой. Цены на книги (если сравнивать с последней ММКЯ) подросли существенно (процентов этак на 30), в то время, как их тиражи продолжают падать (при этом вас не должно обманывать разнообразие ярких обложек). Само стандартизированнное пространство «Эскпоцентра» вряд ли подходит под проведение выставок с книжной тематикой, ибо напрочь отсутствует трудноуловимое, но такое важное понятие, как «книжная», «интеллектуальная», «просветительская» энергетика места, как это было в тесных, но таких знакомых и «намоленных» годами залах реконструированного в конце 2010-х годов ЦДХ (теперь целиком принадлежащие «Новой Третьяковке» и СХР).

В общем, если бы не интересные книги от наших партнеров из издательства «Эксмо» в кулинарно-винной и граничащей с ней темой путешествий, а также «линейка» музыкального ряда (о чем расскажем далее), то ярмарка 2021 года оставила бы совсем упадническое впечатление. Пока же, взбодримся и как обещали, продолжим нашу статью обзорами новинок, начав с вечной темы еды и напитков.

Pro Sommelier. Учебник сомелье: дегустация, сервис, эногастромия, энография.
Pro Sommelier. Учебник сомелье: дегустация, сервис, эногастромия, энография.

Основатель и ведущий преподаватель известной Школы вина Pro Sommelier Татьяна Шарапова, которая с 2004 года успешно работает в Санкт-Петербурге, превратит вас из простого любителя, который при покупке вина опирается на случайную и не всегда верную информацию, в подготовленного, грамотного ценителя. С помощью книги вы получите глубокие знания об истории вина, узнаете правила сочетания вин и блюд, познакомитесь со схемами производства вин и характеристиками сортов винограда, досконально и пошагово освоите профессиональную технику подачи игристых вин и декантации красных.

Винное закулисье Прованса. Истории о вине и виноделах.
Винное закулисье Прованса. Истории о вине и виноделах.

Книга Лидии Третьяковой, живущей в Провансе, представляет собой авторский виртуальный тур по местным винодельням, позволяющий изучить особенности местных белых, красных и розовых вин, познакомиться с историями их производителей, больше узнать о волшебном мире виноделия юга Франции и Лазурного берега. Полное лиризма и занимательных фактов повествование вряд оставит равнодушными новичков, любителей и даже профессионалов в теме французских вин!

Кулинарная книга Гарри Поттера.
Кулинарная книга Гарри Поттера.

Чарующий мир Гарри Поттера становится ближе вместе с красочной кулинарной книгой по мотивам популярной волшебной вселенной. Наверняка, вы мечтали выпить согревающего сливочного пива в «Дырявом котле», отведать «Мышек-ледышек» из Сладкого Королевства или побывать на пиру в Главном зале Хогвартса, где подают пироги с патокой и куриные ножки, которые можно есть прямо руками, как Рон Уизли. 80 рецептов – от «Веселящей воды» до «Каменного» печенья Хагрида проиллюстрированы красочными фотографиями и снабжены подробными инструкциями приготовления. Неважно, хотите ли вы приготовить ужин для одного или устроить вечеринку с друзьями, приготовив блюда из книги. Вы, наверное, сможете хоть немного приблизиться и прочувствовать атмосферу волшебства (даже если вы не в курсе использования магических заклинаний).

The Sopranos Family Cookbook. Кулинарная книга клана Сопрано.
The Sopranos Family Cookbook. Кулинарная книга клана Сопрано.

Американский криминально-драматический сериал канала HBO «Клан Сопрано» (The Sopranos), созданный Дэвидом Чейзом, давно стал культовым. Познать народ – это познать то, что они едят, и, наоборот. Мы представляем вашему вниманию щедрую порцию итальянского достояния, неподвластного времени – The Sopranos Family Cookbook. Nuovo Vesuvio. «Семейный» ресторан, переосмысленный и утонченный. Место, где подают непревзойденную неаполитанскую кухню, является лучшим секретным адресом округа Эссекс. Арти Букко, мастер-шеф этой кухни, лично встречающий каждого гостя, приглашает вас на особое пиршество… с небольшой помощью его друзей. От аранчини до сабайона, от баккала до перепелки в стиле Синатры, Арти Букко и его гости, семья Сопрано и их сподвижники, предлагают любителям еды сотню рецептов в стиле провинции Авеллино, а также ценные кулинарные советы.

Но и это еще не все! Арти, как из рога изобилия, щедро сыплет вам кладезь бесценных артефактов семьи Сопрано, включая старые фотографии, иллюстрирующие жизнь в былые времена, меню из первого ресторана семьи Букко – Vesuvio 1926 года, школьное эссе Эй Джея на тему «Почему я люблю еду», советы по стилю для любителей поесть от Бобби Бакала, и еще многое-многое другое. Так что присаживайтесь за большой обеденный стол, а компанию вам составят герои сериала. Тони Сопрано, специалист по «ликвидации отходов»: «Большинство людей пропитывают пакет дешевых брикетов жидкостью для зажигалок, а потом готовят свиную отбивную, пока она не превращается в жесткую подметку, и думают, что они – Вольфганг Пак». Наслаждайтесь его колбасками на гриле с фенхелем или сыром. Предупреждение: прокалывание кожицы сочной колбаски ведет к опасности возгорания. Коррадо «Джуниор» Сопрано, дядя Тони: «Мама постоянно готовила. Ни один из нас не умер из-за переизбытка холестерина или подобной ахинеи». Попробуйте его пасту с фасолью, соблазнительное сочетание фасоли каннеллини и пасты диталини, или джамботти, благородное овощное рагу. Кармела Сопрано, жена Тони: «Если кто-нибудь заболеет, мне захочется передать ему пастину с рикоттой. Это лечебное питание». Попробуйте ее запеченные зити, до греховности наполненные тремя видами сыра, и ее насыщенный салатный цикорий с чесноком. Питер Пол «Поли-грецкий орешек» Галтиери: «Я слышал, что у эскимосов пятьдесят слов для обозначения снега. У нас пять сотен слов для обозначения еды». Жадно поглощайте его «яйца в чистилище» – восемь яиц, бурлящий томатный соус и ощущение полного райского блаженства. Как говорит Арти: «Наслаждайтесь тысячей ужинов и тысячей раскатов смеха». Buon’ appetito!.

Эпидемия. Записки из сумасшедших туров #Туровыебудни.
Эпидемия. Записки из сумасшедших туров #Туровыебудни.

Завершим статью музыкальными новинками. Где начнем с книги Эпидемия. Записки из сумасшедших туров #Туровыебудни.

«Вряд ли наши слушатели всерьез полагают, что мы каждый день с утра до вечера ходим в эльфийских нарядах с серьезными лицами, летаем на драконах и пьем только колодезную воду. В первую очередь «Эпидемия» — это именно рок-группа со всеми вытекающими отсюда последствиями», – так находчиво представляют себя российские артисты. Эта ироничная и честная книга написана гитаристом метал-группы «Эпидемия» Дмитрием Процко. Если Вам интересно, как живут музыканты между концертами, с чем сталкиваются в турах, как налажен их быт и как придумываются песни, то эти истории и забавные байки Вам могут вполне понравиться! От выступлений в полуразрушенных, построенных еще во время совка домах культуры в российской провинции до тура по Японии, от тщательной настройки аппаратуры до часовых автограф-сессий, от вдумчивых репетиций до длительных переездов и перелетов — здесь есть всё, с чем приходится сталкиваться каждому рокеру. Для поклонников группы подготовлен специальный сюрприз: в книге много уникальных архивных фотографий, а в ее конце можно обнаружить «Толковый словарь лингвистических терминов и речевых оборотов», используемых музыкантами команды «Эпидемия» в общении. Словарь, как оригинально объясняют сами музыканты: «призван служить для облегчения межкультурной коммуникации между представителями Homo Sapiens и Homo Epidemicus». И это – правильно!

BRAINSTORM. Ты не один. От песочницы до стадиона.
BRAINSTORM. Ты не один. От песочницы до стадиона.

«Лева и Шура Би-2, Илья Лагутенко, Александр Петров, Евгений Гришковец, Михаил Козырев, Раймонд Паулс и BrainStorm всем составом — хороший был бы лайнап фестиваля, который обязательно состоится как спин-офф этой книги. Между прочим, вы только что прочли список ее авторов. Ведь так и пишется история», – по мнению одного из рецензентов произведения.

Не знаю, как точно пишется и «пишется» ли вообще история, но BrainStorm, несомненно, запомнились публике. Они сумели стать лауреатами премии MTV Europa Music Awards, желанными гостями фестивалей с мировым именем, вроде Glastonbury, Rock For People и сугубо российского «Нашествия» и предстать в образе «просто школьных друзей», покоривших пол-света. Внутри официальной автобиографии известной латвийской группы Вас ждут невероятные рассказы, авторские иллюстрации, архивы домашних фотоальбомов, дополненные снимками легендарного Антона Корбайна – создателя культовых изображений Depeche Mode, U2, RHCP, Metallica и др. «Моей целью было написать так, чтобы ребята узнали нечто новое друг о друге даже после 30 лет дружбы», – откровенничает автор опуса Алина Катран-Шиллинг. Ныряйте при желании в насыщенную историю группы, находите ответы на собственные вопросы и помните: Вы не одни! (Большой Брат следит за Вами) – авт.).

Ленинградское время. Исчезающий город и его рок-герои.
Ленинградское время. Исчезающий город и его рок-герои.

О Ленинграде 1960-1980-х годов ныне слагаются легенды. Что ж, видимо таково свойство человеческой памяти, состоящее в том, чтобы приукрашивать и вытеснять страшные и реальные воспоминания, заменяя их романтичными картинками и приукрашенными мифами. То было время страшного застоя, репрессий, безнадежности, расцвета андеграундной культуры, жутких коммунальных квартир, пресловутого дефицита всего и вся и повального книжного бума. Так дальше жить, было нельзя. Грянула перестройка! В середине восьмидесятых годов ХХ века страну охватили стремительные изменения. Ленинград (как Москва, Екатеринбург (тогда Свердловск), Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток - авт.) стали центрами этих перемен. Автор издания «Ленинградское время», рок-музыкант и писатель Владимир Рекшан, воссоздает былой антураж своего города. Он трепетно и с большим юмором вспоминает самые интересные детали советской юности и перестроечной зрелости. В этом Ленинграде ходят по улицам не известные еще миру Виктор Цой и Алексей Рыбин, а в кафе «Сайгон» можно повстречать Иосифа Бродского, Сергея Довлатова, Майка Науменко, БГ и колоритную, распивающую кофе прихиппованную тусовку. Здесь фарцовщики торгуют джинсами и дефицитными рок-пластинками, рядом в магазине «Филателист» почти задаром продают китайские марки, а на улице Рубинштейна открывается молодежный рок-клуб. Рекшан делится воспоминаниями о Ленинграде, в котором он родился и вырос. Город «как бы» есть, и, одновременно, его «уже нет». На страницах произведения, по сути, уместилась целая эпоха. В общем, книга – об исчезающем городе, во что превратился современный Санкт-Петербург, о деталях таких непростых метаморфоз, курьезных зарисовках, их героях и некоем поиске утраченного времени по терминологии Марселя Пруста и мотивам путешествия джойсовского Улисса...

Наше время. 30 уникальных интервью о том, кто, когда и как создавал нашу музыкальную сцену
Наше время. 30 уникальных интервью о том, кто, когда и как создавал нашу музыкальную сцену

Новая книга журналиста и публициста Михаила Марголиса посвящена истории российского шоу-бизнеса и ключевым фигурам на его авансцене и за кулисами. В основе ее – уникальная документальная хроника. Это интервью, сделанные когда-то самим Марголисом. Сохранившиеся в газетных и журнальных подшивках, записях диктофона и различных эфирах – свидетельства эпохи, прямая речь героев и очевидцев событий. Вместе с автором мы перенесемся на 10, 20, 30 лет назад. Во времена, где Игоря Талькова только-только застрелили перед концертом, Валерий Меладзе – еще никому не известный певец, а Фёдор Бондарчук прогнозирует смерть видеоклипов. Это время появления на сцене Линды и Децла. Времена, когда российский рок только вышел из андеграунда и неожиданно для себя стал собирать стадионы, по полной вкусив всенародной славы и шального бабла. Не все справились с такими искушениями…В этой книге вы прочитаете интервью с Борисом Гребенщиковым, Стасом Наминым, Тиграном Кеосаяном, Алёной Свиридовой и другими людьми, сделавшими российский шоу-бизнес таким, каким мы видим его сегодня (и несущими за это ответственность). Одни имена до сих пор продолжают быть скандальными завсегдатаями страниц желтой прессы, вторые – еще худо-бедно держатся «на плаву», про третьих сейчас никто и не вспомнит. Марголис – автор въедливый и упорный. Он любит и умеет докапываться до сути вещей. Поэтому в книге будет немало прямой речи, фактов, крупных планов, портретов, чтобы читатель смог почувствовать, как развивалась и менялась российская музыкальная шоу-бизнес «игра на выбывание», вместе с ее игроками и сопутствующей мутноватой действительностью. Единственной «мозолящей» взгляд деталью будет чрезмерный (по моему мнению) упор автора на освещение в основном фигур и мнений представителей российского поп-сообщества с редкими реверансами в сторону рока. Придется ли кому-то по вкусу такой «винегрет» или вызовет приступ тошноты – решать самим читателям.

9 жизней Def Leppard. История успеха легендарной британской группы.
9 жизней Def Leppard. История успеха легендарной британской группы.

Мировые тиражи проданных леопардами дисков перевалили за 100 миллионов экземпляров и это – еще не предел! Def Leppard — живые легенды, продолжающие записывать новые альбомы и ездить в туры, колеся по земному шарику. Перед Вами – их первая неофициальная биография на русском языке. Долгожданное событие для поклонников настоящего и энергичного рока! В произведении Вы найдете подробности четырех десятилетий насыщенного пути группы, фрагменты интервью, выдержки из российской и зарубежной музыкальной прессы. Также к книге приложена детальная дискография формации. Автор книги – Владимир Львов. Он — музыкальный журналист с многолетним стажем, не первый год занимающийся историей культового коллектива. Львов внимательно изучил множество публикаций, интервью и записей музыкантов, чтобы любой меломан или просто интересующийся вопросом человек могли полностью погрузиться в громкую звуковую «вселенную», созданную неповторимым талантом Def Leppard.

P.S. Отдельным грустным моментом стал эпизод, связанный с работой сотрудников ММКЯ 2021, когда ими были нарушены договоренности о постановке логотипа нашего издания в линейку информационной поддержки ярмарки (он стоял, потом его убрали без всяких объяснений).

И это, притом, что анонс данной ярмарки нами был дан вовремя и в срок. В связи с чем, вопрос о компетентности людей, занимающихся взаимодействием с прессой и информационным сотрудничеством на ММКЯ, остается открытым.

Обложки книг предоставлены издательством «Эксмо». Редакция выражает признательность за взаимодействие Светлане Ильичевой и Дарье Сажиной.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.10.2021 16:18
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх