В начале 90-х годов прошлого века в Санкт-Петербурге зародился уникальный просветительский проект. Художники Азат Мамединов и Тамара Семёнова в 1992 году придумали и сотворили то, о чём многие знаменитые культурно-массовые организаторы могли только мечтать.
Не имея за душой какого-нибудь более-менее приличного финансирования, Тамара и Азат стали выводить на улицы массы художников, чтобы они писали на холстах на заданную тему и под открытым небом, на виду у горожан, обсуждали насущные проблемы современности. Стремление показать городу, да и всему миру, множество никому не известных талантливых творцов. В общем, получилось, выражаясь словами поэта Льва Озерова, «талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами».
А уже весной 1993 года в Союзе художников состоялся первый фестиваль «Мастер-Класс», открывшийся под звуки симфонического оркестра Равиля Мартынова. Тогда же президентом фестиваля стал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. А с 1997 куратором и идейным вдохновителем работы и одноимённого фонда до самой своей кончины был режиссер и политический деятель Станислав Говорухин.
С тех пор каждый год проходили фестиваль за фестивалем, они вмещали в себя множество различных мероприятий. Это и выставка работ Лучано Поваротти, благодаря которой в России узнали, что мэтр оперной сцены ещё и, оказывается, талантливый художник. Вспомним лестницу Инженерного замка в Дни европейской культуры, куда были приглашены министры культуры большинства европейских стран. Открытие фонтанов в Петергофе после семилетней реконструкции, вручение неизменного приза фестиваля – шапочки «Мастер» Валерию Гаврилину и Андрею Мельникову в Александринском театре, Борису Эйфману, Наталье Дудинской и Феликсу Романовскому в Михайловском саду Русского музея, участие Станислава Говорухина и Никиты Михалкова. Бал художников в египетском стиле и дебют Ивана Урганта в качестве ведущего с Анной Самохиной… Много в последствии ставших известными людей стартовало именно в «Мастер-Классе».
И так год за годом уже почти 30 лет…
В разные годы в фестивале принимали участие и были номинантами: Алексей Балабанов, Галина Вишневская, Валерий Гаврилин, Станислав Говорухин, Даниил Гранин, Тонино Гуэрра, Андрей Мыльников, Елена Образцова, Валерий Огородников, Лучано Паваротти, Рустам Хамдамов, Хиро Ямагата и многие другие.
Кстати, в 2002 году на фестивале «Мастер-Класс» впервые прошёл предпросмотр ставшего культовым фильма Алексея Балобанова «Брат».
В 1998 году, в рамках Фестиваля, в Михайловском саду прошла первая масштабная открытая выставка современной скульптуры.
В 2000 году участники проекта из 15 стран мира взялись за лопаты и очистили двор Зимнего дворца от 70-летних завалов. В общей сложности было вывезено 20 КАМАЗов мусора. В этом же году впервые эта площадка была предоставлена для Торжественной церемонии вручения знака и звания «Мастер». Сегодня там располагается основной вход в Государственный Эрмитаж.
Как не вспомнить проект «Эра Милосердия» в 2014 и 2018 годах, в том числе и на Дворцовой площади, где у подножия Александрийского столпа была создана инсталляция из 1296 красных холстов (100х100 см) в форме Красного Креста – символа милосердия, доброты и культуры. А также беспрецедентный масштабный проект «Живая трава» на Дворцовой площади, который был посвящен 60-летию Великой Победы.
В 2021 году, несмотря на пандемию, в центре города на Дворцовой площади 5 сентября собрались Ангелы, львы, художники и дети. Начало сентября совсем не радовало нас теплой погодой, но именно в этот день площадь грелась под теплыми лучами солнца. В год объявленный «Годом науки и технологий» 12 белоснежных ангелов, 12 львов, созданных в 2004 году известными художниками, расположились у подножия Александровской колонны. Тема науки никого не оставила равнодушным. Наукам в России всегда уделялось особое внимание. IT-технологии, космические исследования, изучение полюсов Арктики и Антарктики, а в последнее время и разработки в области микробиологии и вирусологии вывели наших учёных на передовые позиции. Закипела работа. К вечеру на 70 холстах можно было увидеть отражение темы. Живые деревья, привезенные специально для проекта, шелестели листвой, поэты читали свои стихи, музыканты исполняли песни на различных языках мира. «Ангелы и львы на страже Петербурга» защитили город от плохой погоды и уныния.
Международный фестиваль искусств «Мастер Класс» объединяет профессиональных художников, музыкантов, архитекторов, кинематографистов, театральных деятелей, писателей и журналистов. Главная миссия проекта – знакомить петербуржцев с мировой культурой, основами классического и современного искусства, а также представлять культуру Санкт-Петербурга в регионах России и за рубежом. Но основная идея фестиваля – связь поколений, передача художественного опыта от мастеров к молодым на практике.
О проходящих каждый год акциях «Дети рисуют мир» и «Северный бал» мы уже писали. Как горят каждый раз глаза детей-сирот, воспитанников детских домов, да и других петербургских детей, когда они попадают в сказочную атмосферу.
К большому всеобщему сожалению Азат Мамединов умер в апреле прошлого года. Он был великолепным творцом и энергичным организатором. Он жил ярко и смело, таким и остался в нашей памяти, а его душа осталась в проектах, которые он оставил после себя.
Во что обходится проведение мероприятий, знает разве что Тамара Семёнова. Например, чтобы реализовать проект «Живая трава» на Дворцовой площади Азату и Тамаре пришлось продать дачный участок на Карельском перешейке. Но они сделали это – Эрмитаж, Главный штаб и море травы, каждая травинка в котором – живая душа солдата.
В 2022 году пройдёт юбилейный тридцатый международный фестиваль искусств «Мастер-Класс». Тема его ещё держится в секрете, но, несомненно, она будет созвучна доброте, любви, красоте, милосердию – мечте, дорогу к которой вот уже тридцать лет освещает в Санкт-Петербурге это неповторимое творение талантливых и неравнодушных людей.
Я давно знаком с Азатом Аббасовичем и Тамарой Гавриловной. Меня привела к ним мама, которой, к сожалению, уже нет, ещё в 90-х. Это, действительно, замечательные люди. Очень жаль, что Азат Аббасовичем умер.