Версия // Культура // В здании бывшей электростанции на Болотной набережной открывается долгожданный и обсуждаемый Дом культуры «ГЭС-2»

В здании бывшей электростанции на Болотной набережной открывается долгожданный и обсуждаемый Дом культуры «ГЭС-2»

3763

Энергия творчества

В здании бывшей электростанции на Болотной набережной открывается долгожданный и обсуждаемый Дом культуры «ГЭС-2»
(фото: sobyanin.ru)
В разделе

4 декабря в Москве состоится, пожалуй, самое ожидаемое открытие 2021 года - свои двери для посетителей распахнет новое общественное пространство Дом культуры «ГЭС-2», который наверняка станет одной из главных точек притяжения жителей и гостей столицы. Объект осмотрели Владимир Путин, Сергей Собянин и главный инвестор проекта Леонид Михельсон.

Здание «ГЭС-2» появилось на Болотной набережной в 1907 году. Возведено оно было по проекту архитектора Василия Башкирова и инженера Михаила Поливанова.

От электростанции до Дома культуры

Традиционно аббревиатурой ГЭС обозначают гидроэлектростанции, но московская ГЭС-2 - это исключение. Здесь речь идет о Городской электростанции № 2, на которой за выработку электроэнергии отвечали паровые турбины. Со временем здание постепенно устаревало, обрастало различными дополнительными пристройками, корпусами, а потом и вовсе пришло в упадок.

В 2006 году было принято решение вывести станцию из эксплуатации не только по причине сильного износа, но и из-за того, что стоимость производимой энергии по факту оказывалась очень высокой.

В 2009 году зданию присвоили статус памятника архитектуры, а в 2014-м его приобрел фонд современного искусства V-A-C, что стало началом абсолютно новой и крайне неожиданной истории. Из станции, которая почти сто лет обеспечивала энергией городскую инфраструктуру, решили сделать уникальное культурное пространство.

Детали реализации проекта

За помощью в реализации этой идеи фонд обратился в международное архитектурное бюро Renzo Piano Building Workshop под руководством знаменитого итальянского архитектора Ренцо Пиано.

Перед архитекторами была поставлена довольно непростая задача - воссоздать и сохранить исторические детали здания, одновременно наделив пространство новыми функциями. В итоге было принято решение не стремиться воссоздать здание в том виде, каким оно было в 1907 году, а постараться максимально учесть историческую ценность объекта.

Пожалуй, главное концептуальное решение проекта - это стеклянная крыша, которая позволяет впустить свет в здание. На крыше также было решено разместить фотоэлектрические панели, которые смогут частично обеспечить «ГЭС-2» электроэнергией.

К выбору оттенка фасадов Ренцо Пьяно и его команда подошли с особой тщательностью, стараясь максимально гармонично вписать его в московский контекст.

В итоге выбор сделали в пользу глубокого светло-серого цвета, который по-разному выглядит при различном освещении: в солнечную погоду ГЭС становится практически белоснежной и светится, а в хмурый день слегка отдает в синеву.

Высокие синие трубы стали фирменным знаком «ГЭС-2». Они установлены ближе к центру здания и пронизывают его насквозь, попадая в шахты, в которых располагаются инженерные системы. Эти трубы по факту выполняют важную функцию - они забирают воздух на высоте 70 метров, где уже нет автомобильного смога, а затем распределяют по всем пространствам.

Как все устроено

Особенностью здания является то, что здесь отсутствуют привычные всем этажи.

При этом четыре уровня открытого пространства связаны между собой лестничными переходами, здесь размещены выставочные залы, классы просветительских программ, библиотека, детская площадка, книжный магазин, кафе и ресторан.

Частью здания стали художественные резиденции и актовый зал для театральных постановок, концертов, перформансов, кинопоказов и других мероприятий.

Здесь смогут проходить обучение до 60 классов в месяц. Все занятия и программы выстраиваются исходя из индивидуальных потребностей и запросов.

Основное пространство ГЭС-2 представляет собой так называемый «Проспект» - огромный зал с многосветным нефом.

Над «Проспектом» буквально парит центральная площадка, именно здесь планируется проводить концерты, театральные постановки и разного рода перформансы. На третий этаж ведет широкая трибуна-лестница, которая дополнительно выполняет функцию амфитеатра.

Еще один момент, заслуживающий внимания, - это акустический купол, благодаря которому можно проводить концерты и при этом никак не мешать другим посетителям «ГЭС-2». Кстати, над акустикой помещений работала студия Kahle Acoustics, ранее трудившаяся над новой парижской филармонией по проекту Жана Нувеля.

По двум сторонам от «Проспекта» разместились разные по функционалу пространства. Слева - трехуровневый ресторан с видом на Москву-реку, справа - территория программы резиденций V-A-C, куда будут приглашать творческих людей, получивших гранты.

Есть в ГЭС-2 и совершенно новый архитектурный объем: со стороны северного фасада архитекторы выстроили куб с актовым залом, выходящим прямо в березовую рощу. В этом пространстве можно реализовать практически любой сценарий благодаря существующему механизму трансформации. В частности, здесь установлен киноэкран, сцена с десятью конфигурациями и зрительный зал, который может то появляться, то исчезать по нажатию нескольких кнопок.

Что касается березовой рощи, то она состоит из 620 деревьев и 80 тысяч кустов. Дизайнерам в полной мере удалось воссоздать хрестоматийный российский пейзаж, для которого пришлось отыскать идеально ровные, одинаковые по размеру деревья.

С «ГЭС-2» с помощью подземного перехода соединен отдельно стоящий кирпичный корпус. Речь идет о случайно обнаруженной постройке второй половины XIX века, которая ранее выполняла функции склада его водочной фабрики.

Сейчас здесь расположились мастерские, в которых установлено множество разных станков - от слесарного до 3D-принтера. На подземном этаже в цилиндрических сводах разместились фотолаборатория, звукозаписывающая студия и репетиционный зал.

Экскурсия для президента

В первый день зимы уже полностью готовый к работе объект посетил Владимир Путин. Глава государства прогулялся по Дому культуры на Болотной набережной вместе с Сергеем Собяниным и главным инвестором проекта - руководителем фонда V-A-C, председателем правления компании «Новатэк» Леонидом Михельсоном.

Как отметил мэр Москвы, реставрация «ГЭС-2» стала крупнейшим в мире проектом приспособления промышленного объекта под культурное пространство последних лет.

По словам Леонида Михельсона, для культурного объекта пришлось долго искать подходящее место, и здание бывшей городской электростанции подошло идеально. Он отметил, что все было в крайне запущенном состоянии, однако результат проделанной работы не может не радовать.

Результатом, судя по всему, остался доволен и Владимир Путин, которому не только показали уникальные площадки нового столичного культурного пространства, но и рассказали о грандиозных планах на будущее.

В частности, Владимиру Путину сообщили не только об образовательных программах в стенах «ГЭС-2», но и познакомили с планами снять новую версию сериала «Санта-Барбара» с участием посетителей культурного пространства.

«Будут приходить посетители, будут и артисты, и посетители, и будут сами участвовать в каких-то съемках серий «Санта-Барбары», - пояснил Михельсон. И Владимир Путин, и Сергей Собянин сошлись во мнении, что желающих принять участие в таком проекте будет очень много.

Идею с «Санта-Барбарой» президенту пояснила сооснователь фонда V-A-C Тереза Иароччи Мавика. По ее словам, современное искусство России появилось 30 лет назад, и когда в начале 1992 года в Россию пришла «Санта-Барбара», это было странно, какие-то новые, чужие модели, и все равно люди остались привязаны к этой модели. «А сейчас мы задаем себе вопрос: «Как не поддаться колонизации?» Имеется в виду культурная колонизация», – сказала Мавика.

Путин также посетил выставку исландского художника Рагнара Кьяртанссона под названием «В Москву! В Москву! В Москву!».

«Да, впечатляет. Здорово, спасибо», - сказал Путин, осмотрев выставочный зал, где была представлена экспозиция, посвященная городскому карнавалу.

Завершилось посещение культурного центра осмотром студии звукозаписи.

А пока Владимиру Путину рассказывали о технических особенностях помещения, оборудованного специальными стенными панелями и профессиональной аппаратурой, глава государства не удержался и лично проверил звучание инструмента, который поставили в новом учреждении культуры. Путин подошел к роялю Steinway & Sons и наиграл пару нот.

Музейный союз

Следует отметить, что в сентябре «ГЭС-2» вместе с Третьяковкой, Пушкинским музеем и музеем современного искусства «Гараж» образовали так называемую «Музейную четверку» («М4»).

Этот неожиданный союз действительно можно назвать уникальным, ведь он объединил в себе два федеральных музея и два частных.

Если учесть тот факт, что речь идет о самых публичных институциях, то наверняка объединение поможет им улучшить эффективность взаимодействия с посетителями и городским пространством в целом.

Что ждет гостей?

Доступ на «ГЭС-2» будет бесплатным, по для визита потребуется предварительная регистрация. Стоит отметить, что на ближайшие выходные мест уже не осталось.

Продавать билеты планируют только на мероприятия с ограниченной вместимостью - кинопоказы, спектакли или концерты. в «ГЭС-2» отмечают, что план посещения необязательно строить заранее, можно просто зайти, походить и на месте решить, чем заняться.

Программа работы Дома культуры расписана на три года вперед. Первым зрители увидят сезон исландского художника Рагнара Кьяртанссона «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?».

Он о том, как западная культура ворвалась в нашу жизнь в 1990-х, какая идентичность сформировалась тогда, что прижилось, а что было отторгнуто. Эти процессы совпали с появлением на телеэкранах первой американской мыльной оперы «Санта-Барбара». Пока привычный уклад жизни рушился, «Санта-Барбара» отвлекала от тревог, позволяла заглянуть в другой мир - богатый и красивый, лишенный бытовых проблем и неурядиц, зато щедро наполненный страстями.

Художник Рагнар Кьяртанссон будет делать перформанс длинною в 98 дней, в рамках которого переснимет «Санта-Барбару» - настолько серьезно, насколько это возможно. По крайней мере, декорации, кастинг, костюмы и грим - это настоящая кинофабрика в действии.

Также он вместе с Ингибьорг Сигурьонсдоттир курирует выставку «В Москву! В Москву! В Москву!», которая собрана из работ их друзей-художников и музыкантов.

Программа первых трех лет называется «Святые варвары, или Оба хуже», она состоит из пяти сезонов, по два в год, между ними - перерыв на перемонтаж, во время которого общие зоны «ГЭС-2» будут оставаться открытыми.

В центре программы - российская культура последних десятилетий и все, что на нее повлияло.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.12.2021 14:17
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх