Темпы подорожания топлива на АЗС уже обгоняют официальную инфляцию. Правительство пытается бороться с ростом цен на стратегический продукт, вот только насколько все эти усилия окажутся результативными?
Сначала года оптовые цены на автомобильное топливо существенно выросли. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, 9 января тонна
АИ-92 торговалась по 55,8 тыс. рублей, АИ-95 – по 57,5 тыс. рублей. К 15 сентября рост цен составил 33,5% и 41,1% соответственно.
Розничные цены также растут, но гораздо медленнее оптовых, так как розница регулируется: среднегодовые темпы удорожания топлива на АЗС не должны превышать темпы инфляции. По данным Московской топливной ассоциации, на 9 января средняя стоимость бензина АИ-92 на московских АЗС составляла 56,19 рубля за литр, АИ-95 – 62,19 рубля, дизельного топлива – 69,27 рубля. К 15 сентября рост цен составил 6%, 6% и 2,4% соответственно.
Основная проблема здесь в том, что владельцы АЗС, не имея возможности повышать розничные цены в соответствии с ростом оптовых, теряют маржу и в ряде случаев даже становятся вынуждены работать в убыток. В обзоре аналитической компании «Эйлер», выпущенном в начале сентября, говорилось, что в августе розничные нефтяные компании РФ «столкнулись с отрицательной рентабельностью» продаж топлива на заправках. В среднем убыток составил 3,5 рубля на литр, а конкретно по бензину АИ-95 – 7 рублей. В то же время торговля дизельным топливом показала положительную маржу в размере 10,1 рубля на литр. В обзоре подчёркивается, что основной причиной убытков АЗС стал именно рост оптовых цен при стагнации розничных. Аналитики предупредили, что, пока маржа заправок находится в отрицательной зоне, существуют риски роста и розничных цен.
«Дефицита топлива мы не видим. Да, некоторые независимые заправки подняли цены, некоторые вообще закрылись, но физически бензин есть», – отмечает замглавы наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев.
Для того чтобы сдержать рост цен, в первую очередь оптовых, государство приняло целый ряд мер. Так, был введён запрет на экспорт топлива в период с 1 по 31 августа. Причём, если ранее подобные меры касались лишь трейдеров и мелких производителей бензина, на этот раз поставки за рубеж запретили и крупным игрокам. В конце августа пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что российский рынок топлива «полностью обеспечен». Однако в дальнейшем правительство РФ продлило действие запрета на экспорт до начала октября. «Решение направлено на поддержание стабильной ситуации на внутреннем топливном рынке», – говорилось в сообщении кабинета.
Также в качестве мер поддержки сегмента правительство обсуждает изменение механизма топливного демпфера. Речь идёт о повышении так называемой точки отсечения на 10 процентных пунктов – до 20% для бензина и до 30% для дизельного топлива. Демпфер предполагает выплату компенсации производителям, в случае если экспортные цены выше внутренних, точка отсечения как раз и представляет собой «порог», после превышения которого нефтяники могут получать компенсацию.
В свою очередь, Минэнерго сообщило, что уже внесены изменения в график ремонтов нефтеперерабатывающих мощностей, а поставки топлива по железной дороге регулируются в ручном режиме. Как заявил в начале сентября глава министерства Сергей Цивилёв, это позволит увеличить поставки горючего на внутренний рынок. Верим?
Дмитрий Гусев, замглавы наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр»
– Главный риск на сегодня связан с отсутствием системного управления отраслью. Последние 20 лет все проблемы и кризисы, связанные с топливом, решаются исключительно путём ручного регулирования. Отрасль не работает как отлаженный механизм, а работает с помощью «кнутов и пряников». Необходимо в первую очередь принять какие-то системные документы, такие как топливная стратегия и генеральная схема размещения объектов отрасли, и далее отталкиваться уже от них. И в разработке подобных документов должно принимать участие экспертное сообщество.
Юрий Станкевич, зампред комитета Государственной думы по энергетической политике
– И оптовые, и биржевые цены имеют потенциал к снижению. Уверен, что по мере восстановления объёмов производства бензина на НПЗ мы увидим отрицательную динамику.
Главный сохраняющийся риск – крайне высокий уровень террористической активности со стороны ВСУ. И силовые ведомства, и компании предпринимают максимум усилий по предотвращению угроз.
При этом правительству не стоит затягивать решение о пересмотре правил выплаты демпфера. Вымывание финансового ресурса из нефтепереработки консервирует отрицательную рентабельность, что прямым образом негативно влияет на объёмы производства и бензина, и дизеля.