// // Нарушения ПДД начинают фиксировать на плёнку

Нарушения ПДД начинают фиксировать на плёнку

356

Камерная облава

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Расходы россиян-водителей, начиная с 1 июля, могут существенно увеличиться. В силу вступают поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), главная из которых – полная легализация фото- и видеофиксации правонарушений с последующей отправкой квитанции о штрафе автовладельцу по почте. Теперь стоит быть осторожным в тех местах, где раньше можно было ездить с превышением скорости, зная о том, что вытащить нарушителя из потока не удастся ни при каких обстоятельствах.

Информация с камер, зафиксировавших автомобиль-нарушитель, будет поступать в единую базу данных ГИБДД и на ноутбуки инспекторов ДПС. Таким образом, сотрудник ГИБДД сможет распечатывать уже готовые протоколы, в которых будут фиксироваться место нарушения, его вид, номер машины, а также фотография автомобиля в момент нарушения ПДД. Протокол и квитанция о штрафе будут высылаться владельцу машины по почте. Чтобы исключить случаи неожиданного общения с судебными приставами в конце года по причине плохой работы почты, в ГИБДД обещают, что квитанции будут вручаться с уведомлением о получении. А как сообщал ранее начальник управления ГИБДД ГУВД г. Москвы Сергей Казанцев, оплатить штраф можно будет в терминалах оплаты, которые будут располагаться около отделений ГИБДД, а после и в других местах.

Система, давно и успешно работающая в Европе и предусматривающая уменьшение аварийных ситуаций на дорогах, на российскую почву перенесена по традиции с массой скользких моментов и подводных камней. Например, одна из главных неприятностей будет заключаться в том, что вне зависимости от того, кто сидел за рулём в момент нарушения, виновным будет признан собственник транспортного средства: система в силу своих технических особенностей фиксирует только номер автомобиля и не позволяет проводить идентификацию личности водителя.

Надо сказать, что данная ситуация уже вызвала волну критики со стороны водителей и правозащитников. «Перекладывание ответственности на собственника – антиконституционная норма, поскольку таким образом нарушается принцип презумпции невиновности», – считает почётный адвокат России, вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.

Однако поправки приняты и вступают в силу. А чтобы хоть как-то снизить накал дискуссии, накануне рокового 1 июля ГИБДД сообщила: если в момент нарушения за рулём был не владелец машины, а его доверенное лицо, то хозяин может доказать это в ГИБДД, представив, к примеру, копию доверенности. В этом случае штраф должен будет заплатить истинный нарушитель. Это в идеале. Но, во-первых, можете представить, с какими сложностями придётся столкнуться желающим доказать невиновность. Во-вторых, количество машин, проданных по доверенности, не поддаётся учёту. Копия пресловутой доверенности сохранилась, мягко говоря, не у всех «владельцев», поэтому им, в случае если на бывшем авто кто-то «отжигает не по-детски», придётся попотеть. В ситуации же, когда нарушение фиксирует инспектор ДПС на дороге, всё останется по-прежнему: виноват будет тот, кто находится за рулём.

Едва ли не главный вопрос автолюбителей: как станут поступать с теми, кто «на камеру» нарушил правила под лишение прав. Напомним, что с 1 января 2008 года можно на четыре-шесть месяцев стать пешеходом за превышение допустимой скорости больше, чем на 60 км/час, не менее строгое наказание предусматривается и за езду по встречной.

Владимир Кузин, заместитель начальника ГИБДД МВД России, был вынужден признать, что в этом случае водителей ждёт поблажка. Случись им пронестись, скажем, под 200 в зоне действия автоматического радара, по почте пришлют лишь квитанцию для оплаты штрафа в 2,5 тыс. рублей. К тому же Кузин уточнил, что за те нарушения, которые предусматривают разный штраф, взыскивать станут минимальную предусмотренную сумму. То есть если КоАП предусматривает за нарушение установленной скорости движения на величину более 40, но не более 60 км/час штраф от 1 до 1,5 тыс. рублей, владельцу автомобиля пришлют квитанцию на 1 тыс. рублей.

По теме

Правда, есть и ещё одно «но». С появлением камер никуда не исчезнут и патрульные засады, поэтому не исключены случаи, когда за одно и то же нарушение придётся платить дважды: первый раз за проезд под камерой, а второй – стоящему неподалёку патрулю. И несмотря на слова руководства ГАИ о том, что такое будет исключено, никто не сможет помешать недобросовестным гаишникам пользоваться ситуацией.

Что касается размещения автоматических устройств, то пока их точное местоположение не афишируется. Как сообщил начальник управления ГИБДД г. Москвы Сергей Казанцев, с 1 июля 2008 года в столице они в первую очередь заработают на МКАД, проспекте Мира, Третьем транспортном кольце. Но это только начало – .

Не удастся избежать наказания и в Московской области. Дороги Подмосковья также начнут оборудовать системами видеофиксации нарушений. Как сообщал ранее начальник управления ГИБДД ГУВД Московской области Сергей Сергеев, с 1 июля в области будет действовать один стационарный комплекс на Дмитровском шоссе, а до конца года в строй будут введены ещё два-три стационарных комплекса и более тысячи мобильных комплексов видеофиксации. При этом Сергеев сообщил, что часть из них будет муляжами: «Это справедливо, поскольку главной целью размещения подобных систем является не увеличение сбора штрафов, а профилактика правонарушений на дорогах». Он, однако, не уточнил, сколько муляжей будет на дорогах области и где они будут установлены.

Всего в России должны будут установить около 10 тыс. камер со специальным оборудованием. Из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения на 2006–2012 годы будет выделено 3,1 млрд. рублей. Пока камеры будут фиксировать только превышение скорости и выезд на встречную полосу, однако в будущем без внимания не останутся и проезжающие на красный свет.

Ещё одно нововведение, которое ждёт автомобилистов, – это установка допустимого уровня алкоголя. Допустимая норма алкоголя в крови теперь составляет 0,3 промилле, а в выдыхаемом воздухе – 0,15 промилле. Правозащитники поспешили предупредить водителей о том, что это всё равно не позволит им употреблять за рулём. Несмотря на то, что 0,3 промилле примерно соответствует одной бутылке пива, выпитой среднестатистическим водителем, для каждого человека норма соответствия своя. Скорее эта мера направлена на то, чтобы избежать случаев признания нетрезвыми водителей, пивших до поездки такие безалкогольные напитки брожения, как кефир или квас.

К тому же значительно упрощается и процедура освидетельствования. Если раньше подтвердить факт алкогольного опьянения водителя могла только медкомиссия, то теперь инспекторы ГИБДД будут иметь при себе алкотестеры, способные точно устанавливать уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе без участия врача. Обязательным условием в этом случае является наличие портативного принтера, чтобы распечатывать результаты теста. Однако и в этом случае водитель может не согласиться с его результатами и потребовать проведения медицинского освидетельствования.

«Освидетельствование без врача даёт повод для фальсификации», – предупреждает Леонид Ольшанский. И советует не пользоваться нововведением, а требовать именно медицинского освидетельствования, которое проводят врачи. Напомним, что отказ от освидетельствования, согласно вступившим в силу с 1 января 2008 года поправкам в КоАП, карается лишением прав.

Есть и другие, более мелкие новшества, которые предусматривают вступающие в силу поправки в КоАП. В частности, бесплатной будет эвакуация автомобилей и первые сутки хранения на штрафстоянке не только в Москве, но и во всех городах России. До этого момента, в частности в Санкт-Петербурге, эвакуация неправильно припаркованного автомобиля стоила его владельцу 4 тыс. рублей.

Кроме того, инспекторы ГИБДД теперь имеют право снимать госномера с автомобиля при отсутствии полиса ОСАГО, а также в том случае, если в ходе спецрейдов технадзора будет выявлено, что уровень загрязняющих веществ в выхлопе или уровень шума двигателя превышает установленные ГОСТом нормативы. Правда, на то, чтобы доехать до страховой компании или до автосервиса, водителю будут выделены сутки. Копия протокола даст право ездить это время без номеров.

Впрочем, на этом законодатели останавливаться не собираются и вносят на рассмотрение в Госдуму всё новые и новые поправки.

В частности, в Думе в данный момент находятся документы, предусматривающие ответственность водителя за курение во время управления автотранспортом, а также увеличение штрафа за разговор по сотовому телефону без устройства hands-free до 1 тыс. рублей. Курение за рулём, если поправки будут приняты, обойдётся водителю в 500 рублей.

А Законодательное собрание Краснодарского края предлагает внести изменения в закон «О безопасности дорожного движения» и ввести водительские удостоверения для водителей мопедов. Данную инициативу уже поддержала комиссия Мосгордумы по безопасности, которая намерена направить соответствующий отзыв в Госдуму.

Помочь автомобилистам разобраться во всех нововведениях уже пообещала Общественная палата. Она планирует открыть «горячую линию» для автовладельцев. Как считает председатель комиссии ОП по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы Анатолий Кучерена, в связи с введением поправок в КоАП не исключено, что будет много нарушений. «Когда система заработает, мы будем выезжать на технические пункты и осуществлять проверку их работы, общаться с гражданами», – сказал Анатолий Кучерена.

Опубликовано:
Отредактировано: 30.06.2008 11:21
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх