// // Забота о двигателях и экологии приведёт к резкому подорожанию горючего

Забота о двигателях и экологии приведёт к резкому подорожанию горючего

335

Форсаж-мажор

Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

В ближайшем будущем стоит ждать значительного подорожания бензина и дизельного топлива в России. Способствовать росту цен будет продолжающийся плановый ремонт на многих крупных нефтеперерабатывающих заводах, повышение экспортной пошлины на российскую нефть с 1 июня 2008 года, а также вступление в силу с 1 января 2009 года технического регламента моторного топлива, ужесточающего требования к продукции.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), цены на бензин в России растут на 0,5–0,8% в неделю, а с начала года повышение составило 9,8%. Значительно подорожало и дизельное топливо – на 13,2% с начала года. В Москве за последнюю неделю цены на топливо выросли на 0,5% и продолжают расти. У водителей уже не вызывает удивления тот факт, что 95-й бензин дешевле 23 рублей нигде не найти.

По оценкам аналитиков, рост цен в ближайшее время не замедлится, а, наоборот, увеличится. Во-первых, с 1 июня 2008 года экспортная пошлина на российскую нефть вырастет до очередного рекордного значения – около 398 долларов за тонну. Из-за этого снизится предложение на внутреннем рынке, поскольку в ожидании повышения экспортной пошлины производители нефтепродуктов постараются форсировать экспорт. А значит, усилится дефицит внутри страны. Ситуацию усугубляет тот факт, что до сих пор на многих российских нефтеперерабатывающих заводах продолжается сезонный ремонт, начавшийся в первой половине мая. Хоть руководители нефтяных компаний и уверяли общественность в том, что они заготовили значительные запасы нефтепродуктов, которых хватит на всё время ремонта, дефицит топлива налицо.

Проблему признают и на высшем уровне, но реальные причины предпочитают не называть. Так, на прошлой неделе мэр Москвы Юрий Лужков сообщил, что возможной причиной роста цен на бензин является монопольный сговор производителей. Он заявил, что компаний, занимающихся производством топлива, совсем немного. А единственным основанием повышения цен, по его мнению, является договорённость компаний. Он отметил, что подобные действия со стороны производителей и продавцов топлива могут привести к штрафам и претензиям со стороны государства.

Уже Напомним, в феврале 2008 года чиновники после многомесячных споров согласовали технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Согласно ему с 1 января 2009 года всё моторное топливо (в том числе и дизельное), производимое российскими нефтеперерабатывающими заводами, должно соответствовать требованиям «Евро-3». Ещё через год бензин должен будет соответствовать требованиям «Евро-4». Чтобы достичь высшей категории экологичности и безопасности (стандарты «Евро» – это не только охрана окружающей среды), производителям топлива будет дано ещё три года. «Евро-5» вводится в России с 1 января 2013 года. Очевидно, за экологию придётся платить. Уже сейчас соответствующий требованиям техрегламента бензин стоит на 1–2 рубля дороже обычного.

«Почти все НПЗ могут делать высококачественный бензин, однако полный переход на «Евро-3», очевидно, приведёт к подорожанию топлива», – говорит руководитель отдела региональных рынков РФ исследовательской группы «Петромаркет» Анатолий Каретников. В то же время, по мнению председателя подкомитета по моторному топливу комитета ТПП России по энергостратегии и развитию ТЭК Евгения Островского, российская нефтеперерабатывающая промышленность не готова к такому переходу. Он считает, что по всей стране на данный момент едва ли наберётся десяток НПЗ, способных безболезненно перейти на новые стандарты. Оборудование и наладка, например, только на одном НПЗ установки гидроочистки потребуют десятков миллионов долларов и трёх лет работ.

По теме

Ситуацию усугубляет растущий год от года автомобильный рынок страны. Только за 2007 год продажи иномарок в России выросли на 61% – до 1,6 млн. штук в год. По прогнозам большинства аналитических компаний, специализирующихся на автомобильной промышленности, уже через пару лет Россия выйдет на первое место в Европе по продаже автомобилей.

Единственным спасением на данный момент является ослабление налогооблажения нефтепродуктов. Не секрет, что налоги и сборы составляют 60–70% стоимости нефтепродуктов. Новый премьер-министр Владимир Путин уже пообещал, что снизит налоговую ставку на топливо стандарта «Евро-3», однако изменения вступят в силу только в 2009 году. Впрочем, и это вряд ли спасёт ситуацию. По официальной статистике, в 2006 году из всего топлива (бензина и дизельного), произведённого в России, 42,2% соответствовали «Евро-2», 6,4% – «Евро-3», и лишь 0,1% выпущенного бензина – «Евро-4».

В первом полугодии 2007 года ситуация коренным образом не изменилась. На «Евро-3», на котором будут ездить меньше чем через год, приходилось 8,9% выпущенного топлива. Очевидно, что полный переход на «Евро-3» потребует значительных капиталовложений, что не может не отразиться на потребительских ценах на бензин.

Помимо повышения цен есть и другая проблема, связанная с тем, что через три года в продажу не будет допускаться 76-й и 92-й бензин. На 76-м сейчас ездят многие пенсионеры, а на 92-м – многие современные автомобили и техника. Это подержанные иномарки, выпущенные до вступления в США и Евросоюзе жёстких требований к двигателям, и российские автомобили. К слову, иномарок старше 1997 года в России 36,8% общего количества автомобилей иностранного производства.

Правда, в проекте предусматривается переходный период, в рамках которого в течение трёх лет со дня вступления в силу этого регламента допускается выпуск и оборот бензина с октановыми числами 80 (по моторному методу не менее 76) и 92 (по моторному методу не менее 83).

В связи с переходом на более высокоэкологичные стандарты топлива возникает и другая проблема: как контролировать производство топлива по стандарту.

Если крупные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) сами осуществляют контроль продукции и имеют на своих НПЗ необходимое дорогостоящее оборудование, позволяющее производить топливо стандарта «Евро-3» и даже «Евро-4», то на частных АЗС (которых большинство), как правило, продаётся топливо, произведённое на небольших нефтебазах с нарушением принятых в крупных компаниях технологических процессов. Только в Москве, по данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды московского правительства, до 20% продаваемого бензина является некачественным (то есть не соответствующим стандартам московского правительства), в регионах эта цифра достигает 40%. Естественно, такое топливо не соответствует стандарту «Евро-3». Правительство приняло решение поручить контроль за выполнением требований техрегламента по производству дизельного топлива и бензина Ростехрегулированию, но как это будет делаться, не известно.

В Москве уже регламентировали переход на топливные стандарты «Евро-3», однако жёстких требований к продавцам топлива пока не предъявляют из-за нехватки топлива стандарта «Евро-3». Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ), долю в котором имеет московское правительство и который производит 50–60% московского бензина, только постепенно переходит на новые требования.

Проверяющим органом в Москве является Департамент природопользования и охраны окружающей среды совместно со специально созданной экологической милицией. С начала 2007 года ведётся чёрный список АЗС, куда уже попали более 40 заправок, торгующих некачественным бензином. Ужесточили и штрафы. Сегодня за торговлю некачественным топливом в столице юридическое лицо облагается штрафом в 400 тыс. рублей, а в случае повторного нарушения – 1 млн. рублей. Однако и эти меры лишь незначительно улучшают ситуацию.

Причина всего – отсутствие централизованной системы, контролирующей производство и продажу бензина. «Дело в том, что некоторые производят более или менее нормальное топливо, а некоторые – нет. Такая деятельность распространена и законодательно не запрещена. Вопрос в том, кто и как проверяет топливо на выходе», – говорит Анатолий Каретников. Как правило, для контроля применяется упрощённая схема, которая предусматривает проверку на октан и свинец. Есть и более сложный способ, предусматривающий проверку на смолы, металлы и т.п. Практически любой продукт, произведённый в незаводских условиях, не будет полностью отвечать требованиям такой проверки, однако, так как она более длительная и дорогостоящая, её мало кто проводит.

Опубликовано:
Отредактировано: 02.06.2008 12:34
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх