Версия // Власть // Российским регионам могут запретить вносить законопроекты в Госдуму

Российским регионам могут запретить вносить законопроекты в Госдуму

1877

Инициатива наказуема

Помпезное Законодательное собрание Санкт-Петербурга, равно как и другие региональные парламенты, станет по сути бесполезным. Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Глава администрации президента Сергей Нарышкин выступил с весьма любопытным предложением. Он заявил: «Как показывает практика, из числа наделённых правом законодательной инициативы субъектов права больше других ресурсами для его реализации с высокой практической отдачей располагает правительство. Когда же с законодательными предложениями выступают другие субъекты, они чаще выражают местные электоральные предпочтения, а порой и иные частные, корпоративные интересы либо интересы поддержания имиджа». Проще говоря, Нарышкин озвучил давно витавшую в воздухе идею по лишению региональных парламентов возможности вносить в Госдуму свои законопроекты.

Глава администрации президента Сергей Нарышкин выступил с весьма любопытным предложением. Он заявил: «Как показывает практика, из числа наделённых правом законодательной инициативы субъектов права больше других ресурсами для его реализации с высокой практической отдачей располагает правительство. Когда же с законодательными предложениями выступают другие субъекты, они чаще выражают местные электоральные предпочтения, а порой и иные частные, корпоративные интересы либо интересы поддержания имиджа». Проще говоря, Нарышкин озвучил давно витавшую в воздухе идею по лишению региональных парламентов возможности вносить в Госдуму свои законопроекты. В таком случае право законодательной инициативы останется только у федерального центра. К чему это может привести, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

По Конституции РФ (ст. 104) сейчас право законодательной инициативы принадлежит президенту, правительству, депутатам Госдумы, членам Совета Федерации, региональным парламентам, а также Конституционному суду, Верховному суду и Высшему арбитражному суду – но лишь по вопросам их ведения. При этом, по словам первого замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Валерия Рязанского, количество законопроектов от субъектов РФ опережает число президентских инициатив и занимает третье место в рейтинге законотворческой активности. Более активны в ней только депутаты Госдумы и правительство.

Реализация идеи Нарышкина лишь закрепит де-юре ту практику, которая уже де-факто применяется в последние годы по отношению к законопроектам от субъектов Федерации. Большинство из них, как правило, возвращается обратно по формальным признакам. В 2006 году субъекты даже пожаловались в Конституционный суд, и тот запретил правительству возвращать региональные инициативы под предлогом отсутствия финансово-экономического обоснования. Однако в их судьбе от этого практически ничего не изменилось: почти все законопроекты от субъектов РФ отвергаются в первом чтении и практически без обсуждения. Реальные шансы на принятие сейчас имеют только те инициативы, которые заранее были согласованы с Москвой.

Конечно, немало законопроектов от субъектов РФ действительно носит откровенно лоббистский характер. Взять, к примеру, инициативу законодательного собрания Ставропольского края о разрешении продажи спиртных напитков и пива в курортно-оздоровительных учреждениях и санаториях КавМинВод. Дескать, они терпят убытки из-за того, что отдыхающие покупают водку и пиво в близлежащих ларьках. Понятен был и мотив Курганской областной думы, просившей продлить до 2009 года срок обязательной регистрации ценных бумаг, выпущенных до 1996 года. Видимо, какое-то местное акционерное общество не успело вовремя зарегистрировать их выпуск и сейчас может быть ликвидировано в любой момент. А представьте себе, насколько выгодным для инициаторов – курултая Башкортостана – оказалось бы принятие их предложения обязать центр согласовывать назначения представителей федеральных министерств на местах с главой субъекта РФ?

По теме

Впрочем, попадались среди «местных» законопроектов и довольно дельные. Ведь не всегда унифицированные из центра нормы уместны в такой огромной стране, как Россия. Например, Магаданская облдума предлагала давать лицензии на разработку отработанных месторождений драгметаллов физическим лицам, то есть ПБОЮЛ. Ведь они заплатят налоги в случае находки, а сейчас не платят никому. Однако эти вполне логичные идеи были отвергнуты, что называется, с порога. Равно как и некоторые весьма любопытные общефедеральные инициативы. Вроде предложения Новосибирского облсовета проиндексировать максимальный налоговый вычет при покупке квартиры в 1,7 раза в связи с ростом цен на жильё. Или жалобы законодательного собрания Санкт-Петербурга на то, что Госдума отвергла его законопроекты о второй пенсии для тружеников тыла и ветеранов последнего призыва и об отнесении к ветеранам войны бывших узников фашизма независимо от их возраста на момент освобождения.

Против предложения Нарышкина уже выступил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. «Учитывая, что Россия – федерация, нельзя не придавать значения позиции региональных законодателей», – заявил он. Всё, что сейчас остаётся на долю региональных парламентов, – это получить свою порцию пиара, отстаивая законопроекты, а потом обвиняя Госдуму в том, что она блокирует полезные инициативы. Так что рядовые граждане страны от предложения Нарышкина никак не пострадают. Однако после этого вполне резонно встанет вопрос о самой необходимости региональных парламентов. Ведь, кроме чисто формального утверждения присланной из Москвы кандидатуры губернатора и утомительного, но чаще всего бесполезного препирательства с ним относительно расходов местного бюджета, заниматься им будет попросту нечем.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.06.2008 12:21
Комментарии 0
Наверх