// // Медицину и образование лишат финансирования и переведут на коммерческие рельсы

Медицину и образование лишат финансирования и переведут на коммерческие рельсы

366

Учиться не болеть

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В прошлом номере «Наша Версия» писала о закрытии детской инфекционной больницы № 8. К сожалению, атака на медицину и образование не захлебнулась, напротив, идёт полным ходом. Поликлиники закрывают в целях «укрупнения и повышения эффективности», а образование, стандарты которого всё же были приняты вопреки всем протестам, грозит стать либо профанацией, либо очень дорогим удовольствием.

Недавно на двери подъезда автора этой статьи появилось объявление с призывом прийти на собрание жителей микрорайона. Повод – закрытие детской поликлиники. Власти обещают, что в результате детей будут лечить даже лучше, но районный диагностический центр, который будет открыт вместо детских поликлиник – в нескольких остановках от нашего микрорайона. Мало того что добраться до него будет трудно – очереди там тоже ожидаются невероятные. Грудничков уж точно не повозишь – мамочки с колясками во дворе обсуждают, куда лучше записать детей.

Выбор немаленький – только в микрорайоне на таком же расстоянии, что и поликлиника, четыре медцентра, имеющих детское отделение либо вообще специализированных для детской помощи. Платных, разумеется. Заплатить придётся немало – в среднем 40–60 тыс. за год. Если в семье детей двое или более, могут дать скидку, но всё равно выложить придётся кругленькую сумму, причём сразу. У большинства молодых семей таких денег нет, даже если оба родителя работают на высокооплачиваемой работе. Не стоит забывать, что большая часть молодых семей либо снимает квартиру, либо платит за ипотеку сумму, не меньшую, чем цена аренды «двушки». В нашем дешёвом ЮВАО это 30–40 тыс. рублей ежемесячно.

Дело не только в деньгах. По свидетельству клиентов платных медцентров, качество и там оставляет желать лучшего. Что неудивительно – работают в этих центрах либо те же медики из районных поликлиник, либо врачи-гастарбайтеры: владельцы экономят на зарплате, поэтому хорошие специалисты к ним идут редко.

Можно, конечно, завести «своего» семейного врача. Но, во-первых, это реально дорого. Во-вторых, врач не сможет сделать вам необходимые анализы – аппаратуры-то у него нет. А то же УЗИ в платной поликлинике – 1200 рублей. Недавно было 800, но после известия об укрупнении поликлиник пациентов стало больше, и цена поднялась.

Между тем в Минздраве говорят, что для обеспечения качественных услуг бюджет системы обязательного медстрахования (ОМС) необходимо увеличить к 2015 году почти до 1,5 трлн рублей. Как? Повышением налоговой нагрузки? Но из-за увеличения страховых взносов (в первую очередь в Пенсионный фонд) бизнес и так уже перевёл зарплаты в «тень». Дальнейшее увеличение может только усугубить этот процесс. А главное – качественную медицину нам опять обещают «завтра».

Что будет со школами, пока непонятно – каникулы в разгаре. Но родители уже не ждут ничего хорошего. Тем более что по отдельным репликам властей предержащих стало понятно, что нормальное (не элитное, не хорошее, а просто нормальное) образование всё же де-факто станет платным.

С 1 июля 2012 года начинает в полном объёме действовать знаменитый уже 83-ФЗ от 08.05.2010. Напомним, что закон предусматривает реформу бюджетных учреждений: они должны стать казёнными (например, армия и силовики), автономными или бюджетными. Учреждения образования, как и культуры, рекомендовано преобразовывать в автономные. Авторы реформы уверяли, что это даст им возможность на законных основаниях привлекать внебюджетную помощь – деньги родителей, спонсоров и проч., а также свободнее распоряжаться имеющимися ресурсами. Родители, учителя и деятели культуры отвечали, что в существующей системе товарно-денежных отношений в России, которую великий историк Карамзин описал кратко и ёмко: «Воруют!», подобная вольность ни к чему, кроме превращения этих сфер в подобие бездонной чёрной дыры ЖКХ, не приведёт. Скептики оказались правы.

По теме

Родителей больше всего обеспокоило то, что школа теперь официально сможет сделать платными уроки, не включённые в обязательный компонент образовательного стандарта. Между тем сам стандарт издевательски обужен. И хотя обязательных бесплатных предметов в нём прибавилось с 4 до 9 или 10 (для школ с родным нерусским языком), анализ показывает, что в результате родителям просто не удастся выучить своё чадо бесплатно.

Напомним, что шесть дисциплин являются обязательными к изучению всеми школьниками: совмещённые русский язык и литература, а также математика, объединившая алгебру и геометрию, история или (на выбор) «Россия в мире», иностранный язык, физкультура и ОБЖ, которое регулярно пытаются превратить в начальную военную подготовку (ну надо же куда-то пристраивать военных пенсионеров). При этом, сколько времени нужно потратить на изучение математики или русского языка с литературой вместе, не указано. Вполне может быть, что на них будет выделено минимальное количество времени, всё сверх него – за плату.

За плату может оказаться доступен и выбор между настоящей историей и её пропагандистской копией «Россия в мире». Ничего не мешает директору объявить, что штатного историка нет, поэтому для желающих история будет преподаваться факультативно. А факультативы теперь, как и группы продлённого дня, кстати, – платные.

Оставшиеся три (четыре) предмета можно выбирать. Но при этом в наборе обязательно должен быть предмет из области «Естественные науки» (естествознание, экология, физика, химия, биология). Между тем «естественников» не хватает катастрофически: подготовка их – удовольствие дорогое для педвузов, которые к тому же массово закрываются. Но в эту группу недаром затесалось «естествознание» – запросто может оказаться, что именно его или столь же расплывчатую экологию предпочтёт большинство школ. Хочешь изучать физику, химию или биологию? Плати.

Что там осталось на выбор? Ещё можно выбрать предмет по вкусу – но только в русле избранного профиля обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный. Как можно обучать по нескольким профилям в малокомплектной школе, непонятно. Но и в школах крупных городов ученик не может выбрать, к примеру, математику и литературу – углублённо изучать можно только то, что входит в профиль. Между прочим, вступительные экзамены на факультет психологии, к примеру, включают математику. Хочешь стать психологом? Снова плати.

Зато при установленных стандартом 31 учебном часе школьнику, желающему научиться чему-то помимо ОБЖ и прыжкам через коня на физкультуре (три часа в неделю), придётся иметь не только платёжеспособных родителей, но и хорошее здоровье. Ведь ему нужно будет ещё найти время и силы как для выполнения домашнего задания, так и для занятий «по существу»! Посчитаем: домашнее задание забирает не менее 2–3 часов в день, за неделю это 10–15 часов. Трудовой кодекс, между прочим, устанавливает 40-часовую рабочую неделю для взрослых. Будут ли школьники трудиться дольше? Вопрос риторический. К тому же есть сильное подозрение, что школьникам старших классов придётся всё время (и все средства их родителей) вкладывать в подготовку к ЕГЭ.

Вообще, ЕГЭ – яркий пример воплощения черномырдинской поговорки «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Прекрасная идея о равном доступе к высшему образованию талантливых детей со всей страны превратилась в профанацию знаний и способ облегчения родительского кошелька. А теперь стандарты не гарантируют соответствие содержания школьного курса (даже при углублённом изучении) профильному необязательному ЕГЭ. Напомним, что обязательных ЕГЭ три: по словесности, математике и иностранному языку. А поскольку ЕГЭ по профильным предметам нужны для поступления в вуз, неотвратима будет и такая схема: даже на углублённом уровне преподаётся нечто не соответствующее формату и содержанию ЕГЭ, а подготовка к единому экзамену – уже за деньги.

У обеспокоенной общественности есть пока надежда на изменение ситуации с принятием закона «Об образовании», он должен поступить в Госдуму в июле. Но надежда эта мала: государство готовится к кризису, урезает бюджетные расходы. Уже отодвинуто на 2012–2023 годы уравнивание преподавательско-профессорских зарплат в вузах до средней зарплаты по региону. Также планируется значительно урезать финансирование сферы здравоохранения: от 4,6% расходов федерального бюджета в 2012 году до 3,2% в 2014-м. При таком раскладе гражданам нужно учить лишь один предмет: искусство не болеть. Как альтернативу можно предложить шаманские практики.

Опубликовано:
Отредактировано: 23.07.2012 15:52
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх