// // Готовится многократное увеличение штрафов за нарушения ПДД

Готовится многократное увеличение штрафов за нарушения ПДД

552

Поднимут на порядок

3
В разделе

Многократное увеличение штрафов для участников массовых мероприятий привело к появлению противоречий в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) и создало в нём существенный дисбаланс. Максимальные санкции теперь смогут составить для граждан 300 тыс. рублей, для должностных лиц – 600 тысяч. Между тем в базовой статье КоАП действует норма о том, что штрафы для граждан не могут превышать 5 тыс. рублей, а для должностных лиц – 50 тысяч. Уже в осеннюю сессию депутаты Госдумы будут заниматься дальнейшими изменениями кодекса, сообщил источник в администрации президента. И следующей сферой может стать дорожное движение.

Как пояснил председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, КоАП давно требует редактирования, так как целый ряд санкций не соответствует современным реалиям. Процесс реформы, по его словам, будет проходить достаточно долго. Сейчас сложилась ситуация, при которой за не нанесшее существенного ущерба нарушение порядка проведения митинга рядовых граждан будут штрафовать на 10–20 тыс. рублей или направлять на общественные работы до 40 часов, а пьяных водителей, которые несут прямую угрозу жизни окружающих, – лишь оставлять без прав на 1,5–2 года. А потенциально смертельно опасный обгон по «встречке», например, карается только лишением прав на 4–6 месяцев. Приходится признать, что новые высокие штрафы за нарушения на митингах одновременно запустили процесс реформы КоАП, который может привести к многократному росту остальных наказаний. Проблема в том, что большая часть населения страны новые штрафы, существенно превышающие их доход, заплатить просто не смогут.

В первую очередь могут быть существенно повышены штрафы за нарушение правил дорожного движения. В Госдуме уже создана рабочая группа под руководством первого зампреда Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова. Группа намеревается внести изменения в раздел кодекса, касающийся ПДД.

Прежде всего вырастет штраф за такое нарушение, как вождение в нетрезвом виде. Он может составить 100–200 тыс. рублей, а за повторное нарушение не исключено введение уголовной ответственности. Также будет предусмотрена норма, многократно повышающая штраф за повторное нарушение правил: выезд на встречную полосу, проезд на красный свет и т.д. Так, в качестве рабочего варианта предлагается штрафовать за проезд на красный свет на 50 тыс. рублей, а в качестве альтернативы – лишать прав.

Однако, как показывает практика, простое увеличение штрафов за нарушение ПДД не приводит к существенным улучшениям безопасности на дороге. Без необходимого контроля за соблюдением правил и не берущих взяток патрульных, по мнению экспертов, результатов не добиться.

Поправки, усиливающие наказание за нарушение правил дорожного движения, принимались в 2007, 2010 и 2011 году. В эти годы штрафы за нарушения поднимались. Наказание за наиболее опасные нарушения – превышение скорости более чем на 60 километров в час, выезд на встречную полосу, вождение в пьяном виде – были ужесточены в 2007 году. Тогда наказание за существенное нарушение скорости увеличилось – до 2–2,5 тыс. рублей или лишение прав на 4–6 месяцев. Ранее оно составляло 300–500 рублей или лишение прав на 2–4 месяца.

Резкое ужесточение наказания за езду в пьяном виде произошло в 2004 году. Прежде она каралась штрафом в 10–20 МРОТ или лишением прав на один год, но «срок» увеличили до 1,5–2 лет. Также за вождение в нетрезвом виде в 2007 году был введен административный арест на 15 суток. Статистика показывает, что в 2008 году, после увеличения штрафов за самые опасные нарушения, действительно произошло улучшение ситуации. Однако в следующие годы картина практически не менялась. Впрочем, росли наказания за не слишком опасные нарушения.

По теме

«Наша Версия» проанализировала статистику аварийности ГИБДД за период с 2004 года по апрель 2012 года. Цифры показали, что сильно ситуация на российских дорогах не улучшилась. Впрочем, при общем росте количества автомобилей удалось добиться хоть и небольшого, но снижения смертности и травмоопасности.

По данным ГИБДД, в 2004 году произошло 208,6 тыс. аварий, в 2011 году – 199,9 тысячи. При этом в 2005 году, несмотря на ужесточение правил, количество аварий увеличилось. Абсолютный показатель снизился несущественно, однако надо учитывать, что количество автомобилей в России с 2004 по 2011 год выросло с 24,5 млн штук до более 34 млн (в Москве – с 3 млн штук до 4 млн).

Более показательно количество ДТП на 10 тыс. автомобилей. Оно с 2004 по 2011 год снизилось с 63,8 до 46,1 аварии. Существенное снижение произошло как раз в 2008 году, после ужесточения правил. В период с 2004 по 2011 год почти в два раза упало и количество ДТП из-за нетрезвых водителей – с 21,6 тыс. до 12,3 тысячи.

Однако в снижении показателя смертности на дорогах добиться существенных улучшений не удалось. Если в 2004 году на дорогах погибли 34,5 тыс. человек, то в 2011 году этот показатель составил 27,95 тыс. Не изменилось и число раненых – 251,8 тыс. человек в 2011 году по сравнению с 251,4 тыс. в 2004 году. А вот количество ДТП с особо тяжкими последствиями (в которых погибли не менее 5 человек или были ранены не менее 10 человек) вообще увеличилось – с 153 до 189. Впрочем, в 2008 году количество крупных аварий снижалось с 210 до 173, чему могло способствовать ужесточение правил. Правда, в 2010 и 2011 годах после очередных изменений правил число раненых и погибших на дорогах не снижалось.

В Москве, где количество автомобилей выросло с 3 млн до более 4 млн, показатель аварийности практически не изменился, хотя он изначально был лучше общероссийских (в том числе из-за пробок). Несущественно снизилось количество ДТП на 10 тыс. машин – с 33,4 до 30,3. Примерно столько же, сколько в 2004 году, в Москве в аварии попадают в пьяном виде. Выросло и число раненых. Зато значительно сократилось число погибших на дорогах Москвы: в 2004 году – 1195 человек, в 2011-м – 772.

А вот 2012 год начался с роста количества аварий и числа погибших на дорогах. В России в целом показатель ДТП вырос на 9,6%, в Москве – на 13,2%. Столице почему-то не помогли и камеры фиксации нарушений, заработавшие в городе с 1 октября 2011 года. Резко выросли смертность на дорогах (на 27,8%) и количество ДТП из-за нетрезвых водителей (на 50%).

Помогут ли новые высокие штрафы переломить динамику, пока неизвестно. Однако очевидно, что без должного контроля это приведёт только к росту взяток на дорогах страны.

Опубликовано:
Отредактировано: 25.06.2012 14:30
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх