// // Киргизские страдания, или Мнимые находки кладоискателей

Киргизские страдания, или Мнимые находки кладоискателей

20
Киргизские страдания, или Мнимые находки кладоискателей
В разделе

Совсем недавно международная общественность с трепетом наблюдала за очередной «цветной» революцией, на этот раз в Киргизии. И вот в конце июня в Бишкеке был опубликован отчёт комиссии по определению имущества экс-президента Киргизской Республики Аскара Акаева. За пределами страны он стал доступен благодаря сайту AZIA.SU.

Однако ознакомление с этим документом вызвало недоумение и разочарование: насколько грозными были политические обвинения и заявления в начале, настолько же сумбурным и бездоказательным оказалось содержание по существу.

Руководитель комиссии и.о. вице-премьер-министра Данияр Усенов публично заявлял, что найдёт столько денег «Семьи», что их хватит на безбедное существование всему Кыргызстану. А Генпрокурор Кыргызстана Азимбек Бекназаров, ещё один активный участник поиска «сокровищ Акаева», обнадёживал жителей республики: «За рубежом, подозреваем, — миллиарды долларов. Надеемся вернуть хотя бы один». Обещания тем более заманчивые, что экономика республики находится явно не в лучшем состоянии. Кстати, видимо, в надежде на существенную помощь в поисках и будущие миллиарды, был заключён контракт с иностранными адвокатами на довольно крупную сумму (по некоторым сведениям, на полмиллиона долларов).

Так что же в итоге выявила комиссия?

Комиссия не нашла ни у Аскара Акаева, ни у его семьи никаких миллиардов, никаких тонн золота.

Самая значительная по объему часть документа содержит перечисление государственных органов, предприятий, учреждений, которые жертвовали средства в различные фонды, на строительство библиотеки, на возведение памятников, на другие благотворительные цели. Никакой информации о том, что эти деньги были присвоены экс-президентом или кем-то из его окружения, доклад не содержит.

Откуда же тогда появился этот список? Оказывается, из писем граждан, которые сигнализируют о замеченных ими нарушениях и, как обычно, просят проверить их сигнал. Второй источник — это учредительные документы, в которых фигурируют предприятия, учредителями которых выступают, близкие экс-президента, например, племянники его жены. И опять никаких фактических данных о якобы похищенных или присвоенных деньгах.

Есть в докладе и указания на конкретные уголовные дела, и фамилии обвиняемых. Но опять-таки нет никакой обоснованной связи с теми, чьё имущество была призвана установить комиссия.

Но ведь в состав комиссии вошли не рядовые граждане, в ней работали люди, облечённые той или иной властью, профессионалы своего дела! Их работа не должна закончиться пустым звоном. А потому был составлен список «ближайшего окружения» экс-президента в количестве 31 человека. И снова недоумение: у большинства фамилий нет инициалов, а у некоторых граждан комиссия, похоже, не сумела определить пол и записала просто «Танаев (а)», «Бабанов (а)».

Но есть сведения и по существу дела. Это явно скромный список с указанием квартир, земли, домов, которыми владеют сам бывший президент и его родственники. Было бы удивительным, если бы такого имущества ни у кого из них не было.

Например, у сына Акаева, оказывается, есть две квартиры и два частных дома. Однако сама комиссия указывает, что дома принадлежат другим людям и в них работают офисы чужих фирм.

Что касается общего ущерба, нанесённого «Семьёй» за 15 лет президентства Аскара Акаева, то комиссия оценила его в сумму чуть больше $45 миллионов. При этом львиную долю составляют вещи виртуальные, вроде предполагаемой, но неполученной выгоды. То есть и тут никаких миллиардов для экономики Кыргызстана ожидать не приходится. И в очередной раз необходимо отметить, что эта цифра — всего лишь вывод комиссии, а не результат законного и обоснованного расследования, в котором каждое обвинение доказано в строгом соответствии с законом.

По теме

В итоговой части отчёта имущественная комиссия вышла за пределы темы и снова занялась политическими оценками. В частности, комиссия заявила о «формализме в отношениях власти и всё больше развивающегося гражданского сектора», отметила нерегулярность диалога с политическими партиями и общественными движениями, а также сообщила, что до мартовской революции в Кыргызстане «напрочь отвергались концептуальные идеи, ставящие во главу угла государственной политики интересы народа, его жизненные заботы и чаяния».

Самый короткий раздел отчёта — рекомендации. Предлагаемые меры просты: «увеличение зарплаты чиновникам, ужесточение уголовной ответственности и прозрачный общественный контроль за работой государственного аппарата». В общем, что бы ни происходило, главное — увеличить зарплату чиновникам, и тогда их родственникам не надо будет заниматься бизнесом, а коррупция исчезнет сама собй.

Итак, многостраничный отчёт комиссии никаких откровений не содержит. Так что ценность этого документа весьма и весьма сомнительна.

Дмитрий Минц
Опубликовано:
Отредактировано: 06.11.2016 17:22
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх