// // К чему приведет угроза «Аэрофлота» повысить цены на авиабилеты

К чему приведет угроза «Аэрофлота» повысить цены на авиабилеты

1416

Был бы повод рядом

К чему приведет угроза «Аэрофлота» повысить цены на авиабилеты
В разделе

К чему может привести отсутствие конкуренции на рынке? К монополии со всеми вытекающими в виде возможности устанавливать свои расценки и не заботиться о потерях. Похоже, подобное положение как раз и развязывает руки «Аэрофлоту» - отечественному авиаперевозчику номер один.

Отдали все чохом

За прошлый год «Аэрофлот» смог добиться исключительного положения - вкупе со своими «дочками» он стал доминирующим игроком, заняв более 50% рынка. Как писала «Наша версия», в первую очередь причиной тому послужил уход второй по размерам компании «Трансаэро», которую «Аэрофлот» сначала взялся спасти, но потом передумал.

В результате «Аэрофлоту» достались самые выгодные направления ушедшего игрока (более полусотни заграничных авиарейсов «Трансаэро»), большая часть авиапарка и клиентура. Тогда ситуация вызвала неодобрение у главы антимонопольного ведомства Игоря Артемьева. «Отдали все чохом, создали кучу монополий, ну и только ленивый губернатор не писал о повышении тарифов», — восклицал он прилюдно.

Но положение на рынке только играло на руку авиагиганту. Удерживать тарифы могли бы зарубежные компании, но в условиях кризиса от полетов в Россию отказались многие иностранцы, включая лоукостеров EasyJet, Air Berlin. А еще в 2015-м они работали и сдерживали рост цен по ряду популярных направлений, говорил директор по развитию билетного сервиса Onetwotrip Аркадий Гинес.

И если теперь иностранцы вернутся, то, по мнению гендиректора Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктора Горбачева, делить на российском рынке им уже будет нечего. Наиболее заманчивые направления (Дальний Восток, Великобритания, США) занял «Аэрофлот». Конечно, ушедшие компании могут претендовать на эти линии, но к существенному изменению в расстановке сил это не приведет.

Что же до внутренних рейсов, то иностранцев сюда никогда не пускали, а отечественных конкурентов остается все меньше и меньше. И кризис тут также играет не последнюю роль. При этом цены «Аэрофлота» по внутрироссийским направлениям выше других отечественных конкурентов, а на ряде направлений крупнейший перевозчик вообще является монополистом и может устанавливать тарифы без оглядки на кого либо, жалуется Виктор Горбачев.

Наконец, сам «Аэрофлот» позиционирует себя как перевозчик среднего и премиум-класса. Дескать, в бюджетном сегменте у нас есть лоукостер «Победа», созданный специально для чувствительных к тратам категорий граждан. Однако, как писала «Наша версия», всего за полтора года работы стоимость билетов единственного в стране авиадискаунтера «Победа» практически сравнялась с ценами обычных авиакомпаний, а по ряду направлений оказались даже выше. В итоге получается, что, предоставив мнимый выбор гражданам, главный авиахолдинг страны попросту пользуется доминирующим положением, навязывая свои недешевые услуги всей стране.

По теме

Нашел крайних

Но и этого «Аэрофлоту» оказалось мало. Накануне глава перевозчика Виталий Савельев открыто заявил с телеэкрана: компании, возможно, придется поднять цены на авиабилеты. Причиной он назвал недавно поднятые московскими аэропортами тарифы. Это стало возможным после решения Федеральной антимонопольной службы отказаться от госрегулирования аэропортовых сборов.

В результате, как отмечают «Ведомости», Домодедово в марте поднял сбор за взлет-посадку на 15%, за авиационную безопасность — на 26%, за аэровокзальный комплекс для международных линий - на 27%, для внутренних — сразу на 43%.

В Шереметьево с 1 апреля поднимется тариф на взлет-посадку на 12%, на авиабезопасность — на 3%, на аэровокзал — на 9%. Председатель совета директоров аэропорта Внуково Виталий Ванцев в свою очередь рассказал, что как минимум на летнюю навигацию во Внуково менять тарифы не будут. «Мы хотим быть более привлекательными для авиакомпаний», — пояснил Ванцев.

Но Виталий Савельев разразился праведным гневом - в убыток летать нельзя: «Если мы не справимся с производственной себестоимостью, то мы получим явный убыток, мы этого не можем себе позволить».

Интересно, что сам «Аэрофлот» базируется в Шереметьево, тарифы которого его вроде бы устраивают. По словам Савельева, этот авиаузел ведет «разумное» повышение тарифов: «в среднем это 7,5%, и мы как компания с пониманием относимся к тому, что аэропорты должны повышать тарифы».

В тоже время лоукостер «Победа» базируется во Внуково, который сборы не повышал вовсе. К Домодедово, который больше всех задрал тарифы, группа не имеет отношения: когда-то «Аэрофлот» планировал перевести туда часть рейсов, чтобы отбить клиентуру у S7 и «Уральских авиалиний», но не так давно передумал.

Что божья роса

Получается, что резкого роста затрат хедлайнеру рынка не грозит. Казалось бы, к чему весь этот разговор? Ответ, вероятно, лежит на поверхности: г-н Савельев таким образом решил авансировать удорожание билетов, сославшись на удобный повод.

Ведь делать это втихую не получается. Когда в декабре 2015-го, после окончательного ухода «Трансаэро», «Аэрофлот» принялся повышать тарифы, ФАС тут же пригрозила возбуждением дела. В результате перевозчику пришлось отказаться от порочной практики и вернуть расценки.

Теперь же можно легализовать скачок цен, оправдываясь новыми тратами. Тем более впереди высокий сезон, и россиянам все-таки придется где-то проводить отпуск. И скорее всего, в пределах страны, где как раз значительная доля рынка остается за «Аэрофлотом» и другими авиакомпаниями его группы.

Плюс ко всему перевозчику нужно как-то покрывать убытки, дабы выглядеть привлекательно в глазах инвесторов – впереди маячит масштабная приватизация, а руководитель страны Владимир Путин запретил распродавать госактивы по бросовым ценам. Чтобы повысить капитализацию, одному из претендентов на продажу приходится лезть из кож вон и добиваться роста рентабельности бизнеса.

В прошлом году национальный перевозчик не смог добиться положительных результатов вопреки ряду благоприятных факторов. Напомним, что пассажиропоток группы «Аэрофлот» вырос на 13,4%, несмотря на общий спад российского рынка авиаперевозок. Но при росте выручки компании за 2015-й почти на 32%, до 366 млрд руб., для отечественного авиаперевозчика №1 закончившийся год стал убыточным. Колоссальные расходы, неграмотная финансовая политика и долги «дочек» загнали его в угол.

Впрочем, стоить напомнить, что 51,17% акций «Аэрофлота» принадлежат государству, а с эффективностью управления госсобственностью в нашей стране всегда были проблемы. Вот и намерение поднять расценки на авиабилеты выглядит не самым разумным решением. Россияне просто-напросто перестанут летать, сосредоточившись на тех тратах, от которых нельзя отказаться. И тогда стимулировать авиаперевозки придется за счет бюджета: на покрытие части стоимости билетов будут выделяться субсидии, как это уже делается в случае с доставкой граждан с Дальнего Востока. Или, может, этого как раз и добивается наш отечественный авиагигант, привыкший к поддержке государства?

Опубликовано:
Отредактировано: 31.03.2016 19:45
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх