Стоимость билетов единственного в стране авиадискаунтера «Победа» практически сравнялась с ценами обычных авиакомпаний, а по ряду направлений оказались даже выше. К такому выводу пришли аналитики метапоисковика Aviasales, подготовившие анализ летних тарифов. Эксперты сравнили размещенные на сайте сервиса минимальные расценки авиакомпаний по состоянию на 18 марта. В качестве примера брался перелет из Москвы и в Москву с двухнедельным пребыванием в пункте назначения. Направления брались самые востребованные, с учетом последнего тренда «Крым наш».
В результате выяснился интересный факт: средняя стоимость билетов «Победы» из Москвы до Сочи, Анапы, Геленджика на июнь—август составляет 13,6 тыс. руб., но такие же цены у UΤair, а у S7 – всего на сто рублей дороже. Средние цены у «Уральских авиалиний» —14,4 тыс. руб. Самый дорогой перелет оказался у «Аэрофлота» - 15,2 тыс. руб., но это материнская структура «Победы», которая позиционируется как перевозчик среднего и премиум-класса, а потому сравнивать его с бюджетной «дочкой» будет не совсем уместно. Ведь для обслуживания, так скажем так, чувствительных к тратам граждан, «Аэрофлот» как раз и создавал дочернюю «Победу».
То есть получается, что лоукостер, он же авиадискаунтер, он же низкобюджетный перевозчик, ничем не выгоднее своих классических конкурентов. А в некоторых случаях даже дороже. Так, например, в августе перелет до Геленджика и обратно, по данным Aviasales, у UΤair будет стоить 14,9 тыс. руб., у «Победы» — 18,8 тыс. руб., то есть на 20% дороже. Примерно такая же разница и в ценах на билеты до Анапы.
Что же до перелетов за границу, то тут нет никакого демпинга. В июне, июле и августе в Ларнаку (Кипр) однозначно выгоднее летать S7 и «Уральскими авиалиниями», билет у которых стоит 21,4 тыс. и 22,8 тыс. рублей соответственно, а у «Победы» - все 22,9 тыс. рублей. До Мюнхена и обратно «Победой» можно слетать за 14,8 тыс. руб., а S7 – за 14,6 тыс. руб. В отдельные месяцы разница в ценах особенно заметна. Так, в июле перелет в Мюнхен у лоукостера будет стоить 15,9 тыс. руб, а у S7 – всего 12,8 тыс.
Наука пускать пыль в глаза
Повторимся, лоукостер «Победа» остается единственным игроком в своем сегменте. Все его предшественники, позиционирующиеся как низкотарифные, разорились годами раньше – как то «Скай Экпресс» и «Авианова». Однако их безубыточному существованию сильно мешали законодательные ограничения – например, невозможность продавать невозвратные билеты, требования к обязательному питанию на борту и провозу багажа и т.д.
«Аэрофлот» же долго ставил условие – или меняйте авиационное законодательство, или никаких дешевых билетов вы не увидите. Так, в 2013 году глава авиаперевозчика Виталий Савельев говорил: пока не подправят законы, мы не рискнем вложить 100 миллионов долларов в проект, который не гарантирует нам отдачу. При этом Савельев уверял, если изменения внесут, то созданный им лоукостер будет рассчитан на небогатые слои населения – молодежь и пенсионеров, а билеты на рейсы дискаунтера окажутся на 30-40% дешевле, чем предлагает сам «Аэрофлот». В общем, сплошная благодать для жителей нашей большой страны.
К 2014 году фактическому монополисту рынка удалось пролоббировать необходимые поправки в Воздушный кодекс. Спустя некоторое время «Аэрофлот» создал бюджетную «дочку» - «Добролет», но тот попал под санкции, и проект пришлось переименовать в «Победу». Работу он начал в декабре 2014 года, и принялся шумно рекламировать свои услуги по сверхнизким ценам, обещая полеты за 999 рублей. Правда, потом выяснилось, что перевозчик лукавил, и с учетом такс и сборов цена вырастала более чем в два раза. Но и таких дешевых билетов было немного: в «Победе» уверяли, что не обязаны продавать все места на рейс по заявленным в собственной рекламе ценам.
В следующем году на рейсах авиакомпании «Победа» появятся снеки, которые будут продавать пассажирам. Кроме того, перевозчик намерен раздавать на гаджеты развлекательный контент.
Тем не менее, тарифы были ниже рыночных. По данным директора по развитию компании OneTwoTrip Аркадия Гинеса, после старта лоукостера, весной 2015 года, разница в ценах составляла 35-45 процентов. Но сейчас, говорит он, билеты «Победы» лишь на 16 процентов ниже, чем у традиционных авиакомпаний на одних и тех же направлениях.
Все исключено
То есть вилка постепенно сокращается. Эксперты поясняют: условно дорогие билеты на лето должны компенсировать дешевые билеты в низкий сезон. Например, так считает пиар-директор Aviasales Янис Дзенис. Но за что же боролся «Аэрофлот», когда лоббировал специальные исключения для лоукостеров, дабы те могли, не прогорая, предлагать дешевые билеты? Теперь получается, что в высокий сезон, когда большинство россиян захочет полететь на отдых, компания не предложит дешевых билетов, потому что должна компенсировать себе низкомаржинальный «несезон». Хотя круглогодичные перевозки итак дают доход: за прошлый год компания, как она уверяет, смогла заработать 37 миллионов рублей вместо запланированного убытка в 1,5 миллиарда рублей. И как же насчет обещания возить молодежь и пенсионеров?
Наконец, глава «Аэрофлота» не выполняет обещание удерживать цены дочернего лоукостера на уровне в 30-40% дешевле расценок материнской авиакомпании. По данным Aviasales, например, в июне в Анапу из Москвы и обратно «Аэрофлотом» можно будет улететь за 12,8 тыс. рублей (данные на 18 марта), а «Победой» - почти за 11 тыс., то есть сэкономить удастся всего 14%. А в августе перелет в Ларнаку «Аэрофлотом» обойдется почти в 30 тыс. рублей против 25,46 тыс. – у «Победы», разница – 15,13%.
К тому же «Победа» предлагает так называемые «голые тарифы». Хочешь удобств – доплати. В стоимость билета у лоукостера входит только перевозка 10 кг багажа в грузовом отсеке, за превышение веса пассажир должен заплатить 1,5–2,5 тыс. руб. в одну сторону. Ручная кладь - рюкзаки, пакеты, коробки, пляжные и спортивные сумки, также оплачивается отдельно. Бесплатно в салон самолета разрешается проносить лишь дамскую сумочку или портфель, верхнюю одежду, зонтик, телефон. В остальных случаях пассажир может выкупить до двух мест ручной клади. Причем, стоимость одного места варьируется от 999 руб. (при покупке через сайт) до 2 тыс. руб. (при покупке во время выхода на посадку). И о драконовских расценках пассажир, как правило, узнает перед посадкой, поскольку при покупке билета о разнице в доплатах его не информируют. Суд даже потребовал от перевозчика доводить до потребителей информацию об условиях провоза багажа и ручной клади до заключения договора перевозки.
В итоге, с учетом всех накруток стоимость билета «Победы» вырастает, по подсчетам РБК, на 8,5 тыс. руб. Это плата за те опции, которые обычно входят в базовый тариф у других компаний. И не стоит забывать, что большинство билетов у «Победы» невозвратные, да и питание на борту не предоставляется. Так что возникает резонные вопрос – зачем же нужен такой псевдолукостер, если стоимость его билетов почти сравнялась с расценками традиционных перевозчиков, а условия проезда – менее комфортные?