// // Минфин подготовил законопроект, призванный поставить крест на теневом игорном бизнесе экономическими методами

Минфин подготовил законопроект, призванный поставить крест на теневом игорном бизнесе экономическими методами

1214

Азарт под контролем государства

Минфин подготовил законопроект, призванный поставить крест на теневом игорном бизнесе экономическими методами
В разделе

Правительство РФ согласовало поправки в Закон «О лотереях», которые выводят в правовое поле проведение бестиражных лотерей с помощью аппаратов по распространению билетов и видеолотерейных терминалов (ВЛТ).

Согласно законопроекту, автором которого является Минфин РФ, правительством определяется единый организатор, который будет заключать с оператором лотереи контракт по результатам открытого конкурса. По сути, государство реализует монопольное право на данный вид бизнеса, вытесняя с рынка частные компании и теневой бизнес.

Новые правила игры

По поводу возрождения лотереи развернулась бурная общественная дискуссия. Противники утверждают, что таким образом возрождается игорный бизнес в стране, а у нас нет даже психологов, которые бы лечили от игорной зависимости.

У сторонников инициативы гораздо больше аргументов. «Я понимаю, что некоторые проигрывали последнее, страдали семьи, страдали дети, но все-таки если мы говорим о взаимоуважительных отношениях государства и граждан, то, наверное, гражданам надо больше доверять. Если американцы имеют возможность играть, почему не имеют возможности играть россияне, в частности», - говорит руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.

Еще один аргумент - эта инициатива позволит декриминализировать сферу азартных игр.

Сейчас игорный бизнес ушел в подполье. А так будет жесткий контроль со стороны государства.

«Сейчас обычные пролетарии ходят к «одноруким бандитам» в подпольные залы, нажимают на кнопки, просаживают полностью зарплаты или деньги, взятые в долг. В итоге – трагедии и беда в семьях, – говорит директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов. – Поэтому государству, я думаю, нужно как-то упорядочить игровую отрасль, потому что бороться с «однорукими бандитами» они не смогли».

Благодаря поправкам можно минимизировать, если не свести к нулю, коррупционную составляющую.

Как отметил Константин Калачев, раньше проблема была в том, что частный собственник мог так настроить этот игровой автомат, что ты никогда не выиграешь. «Если инициатива получит поддержку, это будет означать, что махинаций станет меньше. К государству всегда больше доверия. И у госорганов есть возможность упорядочить деятельность оператора лотерей, так как доступ к информации будет только у одной структуры», - аргументирует он свою позицию.

И основной аргумент – эта инициатива существенно повысит доходы госбюджета. Эксперты уверены, что все средства пойдут на поддержку социально значимых программ – развитие спорта, помощь инвалидам и многодетным семьям.

«Главная цель проведения такой лотереи - получение дополнительных доходов для социальной сферы», - отметил член Общественной палаты Владимир Слепак. Он напомнил, что буквально на днях президент РФ Владимир Путин провел встречу с Эллой Панфиловой, на которой говорилось о колоссальном расслоении в обществе и о том, что нужно усилить социальную поддержку. Минфин изыскивает дополнительные средства.

Член Общественной палаты уточнил, что в этой сфере вполне можно взять на вооружение международную практику. «В той же Финляндии стоят аппараты, на которых написано, что участием в лотерее играющий помогает детям-инвалидам», - рассказал Слепак. Он подчеркнул, что в России очень много «дыр», куда можно направить деньги от лотереи, – развитие спорта, помощь детям-инвалидам, обустройство детских домов.

По теме

Эксперты убеждены, что плюсов от государственной лотереи гораздо больше.

Аргументы же оппонентов, которые считают, что в страну таким образом возвращается игорный бизнес, эксперты называют безосновательными.

Так, в самом законопроекте описывается разница между лотерейным и игорным оборудованием, устанавливается перечень оборудования, с помощью которого разрешено проведение и распространение лотерей. А распространителей лотерей обяжут открывать специальные лотерейные магазины, в которых будут установлены разрешенные законом терминалы. При этом использование видеолотерейных терминалов (ВЛТ) за пределами данных лотерейных магазинов будет запрещено. Кроме того, предусмотрено создание единой системы учета изготовления и реализации бумажных и электронных лотерейных билетов.

Один из разработчиков законопроекта, заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев уверен, что новые поправки в ФЗ «О лотереях» сделают лотерейный рынок более прозрачным и предсказуемым и увеличат доходы бюджета. «Эти поправки должны сделать деятельность оператора лотерей более прозрачной, победить незаконный игорный бизнес и повысить целевые отчисления», — считает Моисеев. Несмотря на острую дискуссию о судьбе моментальных лотерей, ведомство сочло возможным оставить формат бестиражных лотерей, поскольку он привычен с советских времен и при определенных условиях не несет никаких рисков.

Несмотря на то, что количество лотерей останется прежним, структура управления изменится: организатором государственных лотерей будет не два ведомства, а одно — скорее всего, им станет Минспорта. Минфину будет отведена роль регулятора, а организатор будет определен отдельным постановлением правительства. Вместо двух операторов останется один. «Должен быть один контрагент, оператор — понятная и прозрачная для государства акционерная структура», — отмечает Моисеев.

Законом определяется понятие «лотерейный магазин» — место, где будут реализовываться лотерейные билеты. Оборудование таких лотерейных магазинов подлежит обязательной сертификации и подключено к единому информационному центру, позволяющему контролировать реализацию бумажных и электронных лотерейных билетов.

В соответствии с поправками призовой фонд должен составлять не менее 50% выручки лотерейного магазина. Оставшаяся часть будет перечисляться в федеральный бюджет и расходоваться на социальные программы, в частности, на поддержку спорта высших достижений.

Работа над ошибками

Напомним, что со вступлением в 2009 году в силу федерального закона о запрете деятельности игорных заведений в России весь соответствующий бизнес был перенесен в специально отведенные зоны — в Краснодарском крае, Калининградской области, на Алтае и в Приморском крае. Запретив игорные заведения в крупных городах, правительство предложило всем желающим строить «монтекарло» с нуля, причем в малопригодных для этого местах - в отдалении от крупных городов, лишенных развитой инфраструктуры и туристического потока. Вопреки ожиданиям, люди не поехали за тысячи километров, чтобы просто посидеть за игровым столом или перед слот-автоматами, а инвесторы не проявили должного азарта в освоении труднодоступных территорий.

На создание подобных «резерваций» было потрачено более 3 млрд руб., однако коммерческой выгоды российскому бюджету они практически не принесли. Между тем, деятельность игорных заведений по стране не прекратилась – большая часть ушла в подполье, а «однорукие бандиты», модернизированные под игровые терминалы, по-прежнему привлекают азартных игроков. По разным оценкам, годовой оборот теневого бизнеса составляет около 6 млрд долларов, из которых государству не достается ни копейки. В проигрыше остаются и сами граждане, поскольку размер выигрыша в таких игровых автоматах не регламентирован, а игровую комбинацию выдает генератор случайных чисел. По мнению ряда экспертов, в таких автоматах результат запрограммирован, и, как говорят знатоки, «казино всегда в выигрыше».

По теме

Мысль о том, что монопольное право на этот вид деятельности должно принадлежать государству, возникла довольно давно. В частности, Сбербанк России в свое время предлагал поправки в текст закона «О лотереях», не допускающие появления негосударственных и региональных лотерей. Минфину и Минэкономразвития было поручено внести предложения по реформированию лотерейного рынка. Новый законопроект, предложенный Минфином, предполагает, что Россия пойдет по пути большинства развитых стран, получающих солидный доход в бюджет от лотерей. Лотерейный бизнес становится не только полностью прозрачным, но и высокодоходным, функционируя в интересах государства.

Так, член Общественной палаты Дмитрий Галочкин отмечает: «Если закон предусматривает, что лотерею проводит государство, то идея хорошая. Даже в советские времена они проводились. Идея имеет право на жизнь, если это государственная лотерея, и вряд ли получит поддержку, если речь пойдет о частниках».

Преимущества госмонополии

Кстати, это не первая попытка навести порядок на лотерейном рынке. В июне 2014 года был принят закон «О лотереях», запретивший все частные лотереи. Причиной послужили криминализация и непрозрачность отрасли, в которой было около 3000 лотерей и 300 операторов. Многие из них под прикрытием лотерей занимались незаконным игорным бизнесом.

«Во всем цивилизованном мире лотереи государственные, а не частные. У нас же в большинстве случаев выигрыш просто не доходил до потребителя», — говорит один из членов рабочей группы законопроекта. К тому же, по данным авторов ФЗ «О лотереях» на конец 2013 года, бюджет получал в 10 раз меньше, чем мог бы: 1 млрд рублей вместо 10 млрд рублей в год. К слову, государство получает от букмекерских контор всего 7,5 тыс. рублей в месяц вне зависимости от размера и оборота игровой точки, который может исчисляться миллионами рублей.

С вступлением закона в силу в 2014 году на рынке остались только 7 тиражных и 10 бестиражных государственных лотерей, организаторами которых выступили Минфин и Минспорт. На конкурсе ведомства выбирали операторов лотерей — ими стали компании «Спортлото» и «Государственные спортивные лотереи», а распространителем обеих — ТД «Столото».

Стоит отметить, что с 2012 года одним из последовательных сторонников огосударствления лотерей являлось Минэкономразвития. Тогдашний министр, а ныне помощник президента РФ по экономике Андрей Белоусов заявлял: «Я не знаю, насколько резко сейчас можно остановить частные лотереи, но в принципе я сторонник того, чтобы сделать лотереи государственными». Сегодня Минфин и Минспорта фактически доводят до логического конца начатые Минэкономразвития реформы «азартной отрасли».

Обратная сторона медали

Между тем, существуют опасения, что появление в стране лотерейных магазинов приведет к возрождению азартных игр под видом лотерей, а сами игровые автоматы станут «прачечными» для отмывания незаконных доходов. Более того, нововведения будут способствовать развитию лудомании, при которой игроки не могут контролировать себя, остановиться и проигрывают целые состояния.

По словам представителя компании «Государственные спортивные лотереи», единая система учета лотерейных билетов, в том числе электронных, будет абсолютно прозрачной как для Федеральной налоговой службы, так и для любых контролирующих органов. Каждый лотерейный розыгрыш будет зарегистрирован. В соответствии с законом будет определяться призовой фонд, информация о котором будет открыта для потребителя. Легализовать преступные доходы через видеолотерейный терминал невозможно. Вся информация о билетах будет аккумулироваться на едином сервере организатора.

В соответствии с новыми поправками функция ВЛТ ограничится продажей билетов, на которые уже при создании будут нанесены результаты розыгрыша. Никакие игровые комбинации в терминалы не закладываются. Вся информация о выигрыше, по словам представителя Минфина, будет заложена в билет на стадии производства, что исключает возможность манипуляций с выигрышами.

Что касается лудомании – паталогической склонности к азартным играм, то подверженные этому недугу люди есть и всегда были, и они по-прежнему являются посетителями подпольных казино и игровых зон. Перевод в легальный формат не сделает запретный плод более привлекательным для игроманов. Судя по статистике, в лотерею играет не более 7% россиян, в отличие от других развитых стран, где к таковым относится почти каждый десятый гражданин. И лудомания нам точно не грозит, - среднестатистический россиянин тратит в год на покупку лотерейной продукции примерно 90 рублей. Если сравнить с некоторыми государствами Европы, то там тратится на эти цели гораздо больше. К примеру, в Венгрии – $70 и более, в Польше – $30, в западноевропейских странах – до $420.

И последнее опасение, которое высказывают участники рынка, – что лотерейные терминалы будут работать не на государственный бюджет, а на самих организаторов лотереи, как это было с игровыми автоматами. Разработчики законопроекта предусмотрели, чтобы деньги не уходили «налево», а за вычетом призовых выплат и комиссии оператору направлялись в государственный бюджет. Современные информационные технологии сделают этот процесс абсолютно подконтрольным, утверждают разработчики закона.

Оригинал материала: http://www.rosbalt.ru/business/2016/03/25/1501043.html
Опубликовано:
Отредактировано: 25.03.2016 16:36
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх