// // Поглощение «Трансаэро» «Аэрофлотом» убьет весь рынок авиаперевозок?

Поглощение «Трансаэро» «Аэрофлотом» убьет весь рынок авиаперевозок?

2456

Купить, чтоб не мучилась

Поглощение «Трансаэро» «Аэрофлотом» убьет весь рынок авиаперевозок?
В разделе

Российский рынок аэроперевозок находится в ожидании сделки с далеко идущими последствиями. На совещании, которое провел первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, принято решение спасти авиакомпанию «Трансаэро» от банкротства путем продажи 75% акций главному конкуренту - «Аэрофлоту».

Производных отсюда как минимум две: «Трансаэро», потеряв независимость, выберется из долговой ямы (на начало года – около 64 миллиардов рублей), «Аэрофлот» получит 45% рынка авиаперевозок на внутренних и международных направлениях. И это только самое очевидное.

Быстрая реакция – быстрые деньги

Сразу после появления информации о будущей сделке акции «Трансаэро» взлетели в цене почти на 40%, затем скорректировались до +15%. Рублевые облигации компании с погашением в 2018 году подорожали на 9,45 процентного пункта. При этом акции «Аэрофлота» упали более чем на 5%.

«Кто в теме и знал про поглощение, кажется, 40 процентов на акциях срубил!», – вот какой еще один «неожиданный» эффект от слияния двух авиагигантов отмечают наблюдатели.

Широкий жест

Установку голосовать «за» покупку доли «Трансаэро» руководство «Аэрофлота», как сообщают источники, уже получило и на ближайшем совете директоров – в четверг, 3 сентября, состоится по сути формальное одобрение такого решения.

Приобретение 75% плюс одной акции обойдется монополисту в символический 1 рубль, при этом поглощение конкурента красиво называют консолидацией. Основные владельцы «Трансаэро», супруги Ольга и Александр Плешаковы, вряд ли довольны. Но им ничего не остается как делать хорошую мину при плохой игре, ведь второй вариант решения вопроса – банкротство компании. И пресс-служба «Трансаэро» уже выпустила официальное заявление о том, что слияние происходит «в интересах дальнейшего развития гражданской авиации и создания одной из крупнейших в мире авиатранспортных групп».

Как ожидается, «Трансаэро» будет полностью реструктурирована и интегрирована в группу «Аэрофлот». Произойдет это в течение года, спокойно, планомерно и, как обещают, без потрясений.

Участники совещания передают: вице-премьер дал указание после консолидации не прибегать к резким изменениям в кадровой политике и не проводить сокращения персонала. Впрочем, два человека компанию, видимо, покинут: в сети появилась информация о том, что мажоритарные акционеры – генеральный директор Ольга Плешакова и глава совета директоров Александр Плешаков, совокупно владеющие 36,62% акций компании, после консолидации выйдут из руководства «Трансаэро».

Кандидат на вылет

О проблемах перевозчика говорили не год и не два, главным кандидатом на вылет «Трансаэро» называли еще в 2010-м. На сегодня картина не лучше: вторая по объемам перевозок авиакомпания страны накопила миллиардные долги, обслуживать которые не в состоянии.

По теме

Собственно, на грань выживания «Трансаэро» поставила необходимость выплатить 1,3 миллиарда рублей только одному из выставивших претензии кредиторов – но и эту, для бизнеса такого размаха в общем терпимую сумму, авиакомпания найти не может.

А кредиторы становятся все нетерпеливее: в конце лета самолеты «Трансаэро» пригрозили снять с обслуживания в аэропорту Анапы и в столичном «Домодедово»…

Сказать, что «Трансаэро» не пыталась выкарабкаться, нельзя: в свое время компания получила госпомощь в размере 9 миллиардов рублей и обратилась за новой субсидией.

Руководство «Аэрофлота», правда, на это отреагировало довольно ревниво.

«Куда они использовали 9 миллиардов рублей? На демпинг», – негодовал гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, имея в виду выбранную «Трансаэро» стратегию продавать больше и дешевле.

Пассажиров не обидят

Цитатой недели можно назвать прозвучавшую на совещании жесткую фразу: «Проще предоставить субсидию «Аэрофлоту», чтобы он перевез пассажиров «Трансаэро», чем пытаться спасти авиакомпанию, которая все время выставляет государству счета, шантажируя пассажирами».

Речь идет о том, что совладелица «Трансаэро» Ольга Плешакова пыталась спасти ситуацию, заявляя об огромном количестве проданных билетов и ответственности перед пассажирами. В правительстве, судя по всему, подобную активность не поняли.

В краткосрочной перспективе людям волноваться не о чем: правительство обяжет «Аэрофлот» в течение года отвечать по обязательствам интегрированной компании. Как сообщается, Игорь Шувалов распорядился чтобы все пассажиры «Трансаэро», которые уже приобрели или покупают билеты, были перевезены. Однако что будет год спустя – с ценами на билеты и с эксклюзивными маршрутами, которые обслуживала «Трансаэро», предсказать сложно. По крайней мере, пассажиры единственного прямого рейса Москва – Торонто переживают уже сегодня.

Долги наши тяжкие

В последние несколько лет на фоне общего ухудшения дел на рынке авиаперевозок долги «Трансаэро» росли, а прибыли снижались.

Чистый убыток авиакомпании в 2013 году – более 13 миллиардов. Эту цифру озвучили после пересмотра финансовой отчетности авиаперевозчика. В 2014 году убыток вырос до 14,5 миллиардов.

По состоянию на конец марта 2015 года чистый долг «Трансаэро» составлял 67,6 миллиарда рублей. Две трети этой суммы – 43,9 миллиарда, относились к краткосрочным долгам. В числе крупнейших кредиторов компании – ВТБ (12,7 миллиарда) и «Газпромбанк» (7,7 миллиарда рублей).

Рассчитаться с ВТБ компании отчасти помогало правительство России, предоставив госгарантию в обеспечение исполнения обязательств по кредиту на срок не менее трех лет на сумму до 9 миллиардов рублей.

Информация о том, просила «Трансаэро» еще 40 миллиардов или нет, и какой ответ получила, противоречива. Определенная готовность поддержать компанию у правительства, судя по всему, была. Так, еще 20 августа вице-премьер РФ Аркадий Дворкович говорил: «Если банки и другие кредиторы подтвердят наличие позитивного управляемого сценария выхода из непростой ситуации, то правительство этот сценарий поддержит».

Как видим, договориться с кредиторами, заручиться помощью правительства и уж тем более выйти на прибыльность «Трансаэро» не сумела. Или не успела. Или…

Промежуточный итог

– Антимонопольное ведомство в стране есть какое-нибудь? – задается вопросом пользователь сети под одним из материалов о грядущих переменах.

Безусловно. Сделка о поглощении «Трансаэро» должна быть одобрена Федеральной антимонопольной службой – и ведомство заявляет, что готово изучить ее на предмет возможного ограничения конкуренции на рынке авиаперевозок, как только получит соответствующее ходатайство. Запрос, как уточнил представитель ФАС, пока что не поступал. Хотя, как сообщается, Игорь Шувалов и поручил Федеральной антимонопольной службе осуществлять мониторинг ситуации на рынке авиаперевозок в связи с заявленной покупкой.

По теме

Лучше б он был банкрот

Вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев одобряет грядущую продажу:

«Мне кажется, это позитивное решение… У «Аэрофлота», безусловно, один из лучших менеджментов, менеджмент очень грамотный. Работа «Аэрофлота» с туроператорами строится на абсолютно четких, понятных, прозрачных критериях. Я думаю, что это приведет к стабилизации».

При этом Корнеев допускает возможное подорожание билетов на рейсы «Трансаэро», но полагает, что

а) на фоне общего снижения пассажиропотоков это «проблема далеко не самая актуальная»

б) гораздо больше на стоимость билетов влиять будет покупательская способность россиян.

«Спрос определяет предложение», - напомнил глава Союза туриндустрии Сергей Корнеев.

А вот известный российский оппозиционер Алексей Навальный, некогда состоявший в совете директоров «Аэрофлота», раскритиковал грядущую сделку. Оптимальным вариантом решения проблем «Трансаэро» Навальный, как на первый взгляд это ни странно, считает банкротство. Лучше закрыть одну нерентабельную и бесконечно барахтающуюся в долгах компанию, полагает председатель «Партии прогресса», чем убить весь рынок. Почему такой мрачный прогноз?

«Сейчас создается супермонополист и, де-факто, из формата рыночного существования выводится не только сам «Аэрофлот», но и весь рынок авиаперевозок. От этого будет плохо всем, а в первую очередь, нам, потребителям, – уверен Навальный. - «Трансаэро» надо нормально обанкротить, и банкротство совсем не означает, что все, кто купил билеты, останутся без услуги. Есть в мире примеры банкротств гораздо более крупных авиакомпаний – ничего, всех перевезли».

А что же клиенты?

Акционеры «Трансаэро» рассчитывают, что покупка «будет способствовать интересам пассажиров, работников и партнеров авиапредприятия», пассажиры как раз в легком смятении.

– Что я могу сказать... Я отказался даже от бонусной карты «Аэрофлота» ввиду неприятия их сервиса и принципиально не летал ими. Теперь и «Трансаэро» сожран. Считайте, минус один постоянный клиент. И это я только о себе. Жаль, что я родился в совке и в него вернулся через 25 лет, – пишет в Фейсбуке постоянный клиент «Трансаэро» Maxim Karmolin.
– Никогда в РФ не будет частного бизнеса. Невозможно балансировать без гос. поддержки. Как у «Аэрофлота», например. Будем помнить и любить, – вторит ему Ольга Костина.
– В последние месяцы было видно что это конец... Цены на билеты были совсем бесплатными, было ощущение, что продавали почем угодно, лишь бы продать и залатать дыры, – резюмирует Серж Сосюра.

На странице компании в Фейсбуке пассажиров утешают: «Волноваться не стоит, все рейсы выполняются в прежнем объеме и по расписанию».

Справка

В результате слияния «Аэрофлот» получит государственную субсидию на реализацию обязательств предыдущего владельца перед пассажирами, авиапарк «Трансаэро», в который входят 106 самолетов, и другие активы перевозчика, а главное – львиную долю российского рынка авиаперевозок. Маршрутная сеть «Трансаэро» насчитывает более 200 направлений по всем континентам, пассажиропоток в первом полугодии составил 5,772 миллиона человек. Суммарно за первые шесть месяцев 2015 года «Аэрофлот» и «Трансаэро» перевезли 17,75 миллиона пассажиров.

Опубликовано:
Отредактировано: 02.09.2015 20:51
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх