Законопроект «О добровольчестве» (волонтёрстве) будет внесён в Думу только в конце февраля, но уже на стадии разработки он вызвал такую бурную дискуссию, что впору говорить об очередном расколе в обществе. Сенаторы — а в данном случае автором законодательной инициативы выступил Совет Федерации — считают, что документ необходим. Волонтёры же утверждают: закон не нужен в принципе, а в таком виде и подавно. «Наша Версия» попыталась разобраться в аргументах обеих сторон, а также изучить будущие механизмы госрегулирования волонтёрства, появление которых обойдётся федеральному бюджету в 80 млн рублей ежегодно.
Авторы законопроекта в ответ на недовольство оппонентов призывают не спешить с выводами. Ведь законопроект рамочный, его дух и буква разовьются в нормативных актах регионов. Да и при рассмотрении в Думе будет масса возможностей его поправить. Именно подобного поворота событий и боятся волонтёры. Они говорят: сейчас законопроект не содержит запретительных мер, но стоит его принять, как они появятся в поправках. Что-то вроде «все животные равны, но некоторые равнее». И государство получит неограниченные возможности вмешиваться в хрупкие материи добрых дел.
Чем жёстче организация – тем меньше помощи
«Запроса на этот закон от низов не существует вообще. Абсурдно само по себе делать добро в законодательных рамках. Тогда нужно принять законы «О любви», «О еде», – говорит руководитель проекта «Нужна помощь»* Митя Алешковский. – Документ нужен только провластным структурам, которые хотят всё контролировать. Он опасен и очень расплывчат, но в нынешней редакции никого ни к чему не обязывает. Мы понимаем, что в таком виде он существовать не будет и все эти расплывчатые описания будут изменены в Государственной думе. Появятся запретительные, обязывающие нормы, штрафные санкции, и в итоге волонтёрство будет уничтожено».
Однако если не от низов, то с мест запрос, как оказалось, есть.
«Мы сейчас испытываем серьёзное давление регионов на предмет развития законодательства о добровольчестве и волонтёрстве, – рассказывает председатель Комитета по социальной политике Совета Федерации Валерий Рязанский. – Региональные законодатели уже начали разрабатывать и принимать свои законотворческие акты, не опираясь на базовый, федеральный закон. Это не очень хорошо. Мы внимательно изучили законодательство и пришли к выводу, что отделаться поправками в различные законодательные акты нам просто не удастся. Это достаточно большое количество законов, и сложившаяся в Российской Федерации практика подразумевает необходимость принятие базового закона».
Сенатор утверждает, что добровольческое движение регулируется государством во многих странах, в том числе в Германии, Соединённых Штатах, Чехии. Законодательным путём вводится нефинансовая мотивация. Например, волонтёры при прочих равных условиях имеют преимущества при поступлении в вузы, а иногда подобная деятельность идёт в зачёт воинской службы. В то же время, по словам координатора поискового отряда «Лиза Алерт» Ирины Воробьёвой, только в трёх странах Европы законодательство о волонтёрстве носит жёсткий характер – в Румынии, Греции и на Кипре, – и именно там добровольчество развито слабее, чем в других государствах.
Зачем понадобились личные данные волонтёров?
Законопроект вводит понятийный аппарат: разъясняет, что, собственно, такое добровольчество (волонтёрство), в чём его отличие от благотворительности. Появляется некий уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, ответственный за поддержку и стимулирование добровольчества. Поддержка может быть имущественной, организационной, информационной и методической.
Москва претендует на победу в конкурсе по выбору молодежной столицы России на 2024 год. Голосование, по итогам которого выберут победителя, проходит до 20 декабря.
Этот же орган ведёт регистрацию волонтёров, объединяет их общероссийский реестр и выпускает так называемые личные книжки. Эта норма возмутила волонтёрское сообщество. «Зачем человеку регистрироваться, чтобы перевести бабушку через дорогу?» – недоумевает Митя Алешковский. Вся эта история с присвоением идентификационных номеров пугает добровольцев, несмотря на обещания законодателей, что информация будет защищена законом о персональных данных, да и вообще сама по себе регистрация – дело добровольное. Противники закона не соблазняются даже обещаниями наград особо отличившимся волонтёрам из рук уполномоченного органа.
В законопроекте говорится о том, что добровольческая деятельность «не может быть направлена на поддержку определённых политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг». В то же время именно общественные объединения очень часто привлекают к своей деятельности волонтёров, а теперь, выходит, они оказываются за рамками закона.
Не понравилось волонтёрам и то, что в статье «Организатор добровольческой деятельности» на первом месте стоят органы госвласти, местного самоуправления, а уж потом – «другие организации». И самой, пожалуй, спорной оказалась норма о том, что «привлекать добровольцев к выполнению опасных видов работ имеет право только организатор добровольческой (волонтёрской) деятельности, являющийся органом государственной власти». К опасным видам работ можно отнести и поиск пропавших людей в лесу, и покраску потолка в детском доме, и даже поход с детьми на каток. Совершенно очевидно, что эта норма нуждается в конкретизации.
Не устраивает и положение о «правах и обязанностях добровольцев». «Мы тратим всё своё свободное время на помощь людям, и оказывается, что мы кому-то что-то обязаны?» – удивляется Ирина Воробьёва. При этом среди обязанностей – «сохранение конфиденциальности персональных данных и иных сведений, переданных организатору добровольческой (волонтёрской) деятельности». Получается: если доброволец напишет в своём блоге о нехватке в больнице медикаментов, он разгласит конфиденциальную информацию и окажется нарушителем.
Другая норма гласит, что волонтёры не подменяют собой государство. «Это значит, что, если бы закон был принят до трагедии в Крымске, волонтёрам, построившим там мост, сказали бы: а у нас государство мосты строит, – отмечает Алешковский. И резюмирует: – Этот закон может быть очень легко использован как ещё одно средство давления и на волонтёров, и на гражданское общество в целом».
Тем временем один из разработчиков законопроекта, сенатор Александр Борисов, уверяет: «Основной принцип закона – не навредить тем волонтёрским организациям, движениям, сообществам, которые уже существуют, поэтому мы готовы обсуждать проект максимально широко. Мы передадим законопроект в Государственную думу только тогда, когда станет ясно, что он устраивает всё волонтёрское сообщество».
- *
- Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» внесен Минюстом в реестр НКО, признанных иностранными агентами