Версия // Общество // Государство будет тратить по 80 000 000 рублей на надзор за волонтёрами

Государство будет тратить по 80 000 000 рублей на надзор за волонтёрами

1870

На помощь!

Законопроект появился после трагедии в Крымске, где волонтёры долгое время просто заменяли госструктуры, которые не справились с ситуацией Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Законопроект «О добровольчестве» (волонтёрстве) будет внесён в Думу только в конце февраля, но уже на стадии разработки он вызвал такую бурную дискуссию, что впору говорить об очередном расколе в обществе. Сенаторы — а в данном случае автором законодательной инициативы выступил Совет Федерации — считают, что документ необходим. Волонтёры же утверждают: закон не нужен в принципе, а в таком виде и подавно. «Наша Версия» попыталась разобраться в аргументах обеих сторон, а также изучить будущие механизмы госрегулирования волонтёрства, появление которых обойдётся федеральному бюджету в 80 млн рублей ежегодно.

Авторы законопроекта в ответ на недовольство оппонентов призывают не спешить с выводами. Ведь законопроект рамочный, его дух и буква разовьются в нормативных актах регионов. Да и при рассмотрении в Думе будет масса возможностей его поправить. Именно подобного поворота событий и боятся волонтёры. Они говорят: сейчас законопроект не содержит запретительных мер, но стоит его принять, как они появятся в поправках. Что-то вроде «все животные равны, но некоторые равнее». И государство получит неограниченные возможности вмешиваться в хрупкие материи добрых дел.

Чем жёстче организация – тем меньше помощи

«Запроса на этот закон от низов не существует вообще. Абсурдно само по себе делать добро в законодательных рамках. Тогда нужно принять законы «О любви», «О еде», – говорит руководитель проекта «Нужна помощь»* Митя Алешковский. – Документ нужен только провластным структурам, которые хотят всё контролировать. Он опасен и очень расплывчат, но в нынешней редакции никого ни к чему не обязывает. Мы понимаем, что в таком виде он существовать не будет и все эти расплывчатые описания будут изменены в Государственной думе. Появятся запретительные, обязывающие нормы, штрафные санкции, и в итоге волонтёрство будет уничтожено».

Однако если не от низов, то с мест запрос, как оказалось, есть.

«Мы сейчас испытываем серьёзное давление регионов на предмет развития законодательства о добровольчестве и волонтёрстве, – рассказывает председатель Комитета по социальной политике Совета Федерации Валерий Рязанский. – Региональные законодатели уже начали разрабатывать и принимать свои законотворческие акты, не опираясь на базовый, федеральный закон. Это не очень хорошо. Мы внимательно изучили законодательство и пришли к выводу, что отделаться поправками в различные законодательные акты нам просто не удастся. Это достаточно большое количество законов, и сложившаяся в Российской Федерации практика подразумевает необходимость принятие базового закона».

Сенатор утверждает, что добровольческое движение регулируется государством во многих странах, в том числе в Германии, Соединённых Штатах, Чехии. Законодательным путём вводится нефинансовая мотивация. Например, волонтёры при прочих равных условиях имеют преимущества при поступлении в вузы, а иногда подобная деятельность идёт в зачёт воинской службы. В то же время, по словам координатора поискового отряда «Лиза Алерт» Ирины Воробьёвой, только в трёх странах Европы законодательство о волонтёрстве носит жёсткий характер – в Румынии, Греции и на Кипре, – и именно там добровольчество развито слабее, чем в других государствах.

Зачем понадобились личные данные волонтёров?

Законопроект вводит понятийный аппарат: разъясняет, что, собственно, такое добровольчество (волонтёрство), в чём его отличие от благотворительности. Появляется некий уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, ответственный за поддержку и стимулирование добровольчества. Поддержка может быть имущественной, организационной, информационной и методической.

По теме

Этот же орган ведёт регистрацию волонтёров, объединяет их общероссийский реестр и выпускает так называемые личные книжки. Эта норма возмутила волонтёрское сообщество. «Зачем человеку регистрироваться, чтобы перевести бабушку через дорогу?» – недоумевает Митя Алешковский. Вся эта история с присвоением идентификационных номеров пугает добровольцев, несмотря на обещания законодателей, что информация будет защищена законом о персональных данных, да и вообще сама по себе регистрация – дело добровольное. Противники закона не соблазняются даже обещаниями наград особо отличившимся волонтёрам из рук уполномоченного органа.

В законопроекте говорится о том, что добровольческая деятельность «не может быть направлена на поддержку определённых политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг». В то же время именно общественные объединения очень часто привлекают к своей деятельности волонтёров, а теперь, выходит, они оказываются за рамками закона.

Не понравилось волонтёрам и то, что в статье «Организатор добровольческой деятельности» на первом месте стоят органы госвласти, местного самоуправления, а уж потом – «другие организации». И самой, пожалуй, спорной оказалась норма о том, что «привлекать добровольцев к выполнению опасных видов работ имеет право только организатор добровольческой (волонтёрской) деятельности, являющийся органом государственной власти». К опасным видам работ можно отнести и поиск пропавших людей в лесу, и покраску потолка в детском доме, и даже поход с детьми на каток. Совершенно очевидно, что эта норма нуждается в конкретизации.

Не устраивает и положение о «правах и обязанностях добровольцев». «Мы тратим всё своё свободное время на помощь людям, и оказывается, что мы кому-то что-то обязаны?» – удивляется Ирина Воробьёва. При этом среди обязанностей – «сохранение конфиденциальности персональных данных и иных сведений, переданных организатору добровольческой (волонтёрской) деятельности». Получается: если доброволец напишет в своём блоге о нехватке в больнице медикаментов, он разгласит конфиденциальную информацию и окажется нарушителем.

Другая норма гласит, что волонтёры не подменяют собой государство. «Это значит, что, если бы закон был принят до трагедии в Крымске, волонтёрам, построившим там мост, сказали бы: а у нас государство мосты строит, – отмечает Алешковский. И резюмирует: – Этот закон может быть очень легко использован как ещё одно средство давления и на волонтёров, и на гражданское общество в целом».

Тем временем один из разработчиков законопроекта, сенатор Александр Борисов, уверяет: «Основной принцип закона – не навредить тем волонтёрским организациям, движениям, сообществам, которые уже существуют, поэтому мы готовы обсуждать проект максимально широко. Мы передадим законопроект в Государственную думу только тогда, когда станет ясно, что он устраивает всё волонтёрское сообщество».

*
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» внесен Минюстом в реестр НКО, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.02.2013 18:02
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх