Версия // Общество // Почему россияне тратят на бензин больше, чем европейцы

Почему россияне тратят на бензин больше, чем европейцы

2359

Топливный побор

Фото: Сергей Тетерин
В разделе

В нынешнем году россиян ждёт очередной и весьма серьёзный скачок цен на бензин. Прогнозы неутешительны: стоимость топлива в течение года вырастет до 14%, а первое подорожание произойдёт уже весной. Дальше – больше: к 2015 году дефицит бензина на внутреннем рынке может увеличиться в 70 раз. «Наша Версия» разбиралась, из чего складывается стоимость топлива, почему подорожание неизбежно и к чему готовиться российским водителям.

Печальный прогноз на минувшей неделе озвучил глава Минэнерго России Александр Новак. По его словам, цены на бензин в этом году могут вырасти на 13–14%, значительно обогнав уровень инфляции. Для сравнения: в 2012 году цены на бензин выросли на 6–7%, на дизельное топливо — примерно на 13%.

Ведомство, правда, обещает отслеживать, чтобы повышение было равномерным в течение года, однако простому потребителю от этого не легче. Казалось бы, ещё совсем недавно психологический 30-рублёвый рубеж казался чем-то далёким, а сейчас стоимость литра Аи-95 на большинстве столичных заправок уже превысила 32 рубля и продолжает медленно, но верно расти едва ли не еженедельно. Да что авто - аренда бензинового генератора обойдется куда дешевле, чем стоимость топлива, которым агрегат нужно «кормить». И не денешься никуда - альтернатив для автономного энергоснабжения, в отличие от автомобилей, у дизельных и бензиновых генераторов нет.

Президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль, выступая в пресс-центре «Нашей Версии», сделал куда более оптимистичный прогноз. По его словам, по итогам 2013 года рост цен на бензин достигнет 8%. Правда, с той оговоркой, что не будет никаких жёстких мер со стороны правительства.

«Дело в том, что у нас, к большому сожалению, нет никакой ценовой политики в целом и на моторные топлива в частности, – заявил Шмаль. – Сколько тратит средняя российская семья на бензин, если у неё есть, скажем, отечественный автомобиль, на котором они ездят 70–100 километров в день? Примерно 10% от своих доходов». По его словам, это значительно больше, чем тратит аналогичная семья за рубежом. Для сравнения: в Европе этот показатель находится на отметке 1–2%. «Если говорить сегодня об этих ценах, то они не соответствуют тому уровню дохода, который есть у россиян», – добавил он.

Главная проблема, по словам президента Союза нефтегазопромышленников России, – это налоги. Дело в том, что цена нефти в литре бензина не превышает 11%. «В нашем бензине Аи-95 налоги занимают примерно 58–60%», – поясняет Шмаль. В первую очередь это налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). «Ну какое отношение этот налог имеет к цене? А ведь он сегодня напрямую к ней привязан. Чем больше цена на нефть, тем выше НДПИ, который переносится на стоимость бензина, дизельного топлива и т.д.», – резюмирует эксперт.

По его словам, было бы правильно подумать о некоем дифференцируемом подходе. «Скажем, есть социальная группа с низким заработком, значит, и бензин для них должен стоить дешевле. Многие страны, кстати, так делают, например Иран», – пояснил Шмаль.

Тем не менее прогнозы неутешительны: рост цен на бензин неизбежен, и первая волна может начаться уже весной. С 1 марта начинается так называемый сезон высокого спроса, а затем стартуют ремонты на ряде крупных нефтеперерабатывающих заводов, из-за чего сократится выпуск топлива.

И это ещё не все печальные новости. По оценкам Федеральной антимонопольной службы (ФАС), к 2015 году дефицит бензина на внутреннем рынке России может вырасти в 70 раз по сравнению с прогнозом нынешнего года. Негативный сценарий связан с повышением стандартов топлива. С 1 января 2013 года в России запрещено использовать бензин стандарта Евро-2, в 2015 году планируется отказ от Евро-3, а с 2016 года — от Евро-4. ФАС уже предлагает разрешить Минэнерго распечатывать резервные запасы топлива.

Кроме того, повышение акцизов на топливо стандарта Евро-3 также скажется на ценах, из-за чего бензин уже в самое ближайшее время может подорожать почти на 2 рубля. Ну а с 1 июля акцизы вырастут также и на топливо Евро-4 и Евро-5. Прибавьте сюда описанный выше НДПИ, таможенные пошлины и растущие мировые цены на нефть – картина получается не самая радужная. Платить за всё это по традиции придётся нам с вами.

Геннадий Шмаль
Фото: Сергей Тетерин
Геннадий Шмаль Фото: Сергей Тетерин

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.04.2015 06:16
Комментарии 0
Наверх