// // Город наводнён некачественным топливом

Город наводнён некачественным топливом

376

Заправилы

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В борьбе за экологию российские чиновники с нового года запретили продавать на территории России автомобили, не соответствующие стандарту Евро-3. Однако сегодня даже дорогие иномарки, соответствующие стандарту Евро-4 и Евро-5, загрязняют окружающую среду. Всё дело в топливе, которым они заправляются. Говоря проще, отечественный бензин никуда не годится вопреки всем декларациям о борьбе за его качество.

В январе 2008 года Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы совместно с экологической милицией города провёл ряд проверок автозаправочных станций. На 22 АЗС было отобрано 77 проб моторного топлива. Результат неутешительный: в отношении четырёх АЗС были вынесены постановления о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды на сумму 1 млн. 600 тыс. рублей, а ещё шесть заправок пополнили «чёрный список» столичных АЗС.

Всего, начиная с января 2007 года в этот список было занесено 40 заправок, из проверенных 268 (см. таблицу). При этом качество топлива оставляет желать лучшего не только на частных заправках-однодневках, но и на заправках, работающих под известными брендами: среди нарушителей фигурируют ЗАО «Шелл Нефть», и ООО «ЕТ-АЗС», работающая под брендом «Лукойл».

Причина столь плачевной ситуации – отсутствие централизованной системы, контролирующей производство и продажу бензина. Соблазну могут поддаться не только фирмы-однодневки, но и компании с солидным именем. При этом, по мнению экспертов, контроль розничной торговли бензином проблему не решит: те же однодневки после наложения штрафа могут поменять вывеску и продолжить торговать некачественным топливом. Чтобы решить вопрос, нужно ликвидировать структуры, производящие и поставляющие некачественное топливо.

Такие структуры – это небольшие частные нефтебазы, которых вокруг Москвы очень много. Бензин для частных АЗС, не принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), часть которых и попала в «чёрный список», производится там вне технологического процесса.

«Вопрос в том, кто и как проверяет топливо на выходе. В основном применяется упрощённая схема проверки, которая предусматривает тесты на октан и свинец. Есть и более сложный способ, предусматривающий проверку на смолы, металлы и т.п. Практически любой продукт, произведённый во вне- заводских условиях, не будет полностью отвечать требованиям такой проверки, однако так как она более длительная и дорогостоящая, её мало кто проводит», – говорит Анатолий Каретников, руководитель отдела региональных рынков РФ исследовательской группы «Петромаркет».

Поэтому на частных заправках 95-й бензин – это в лучшем случае разогнанный при помощи присадок 76-й или 92-й. . А в отдельных регионах России доля некачественного топлива достигает 40%. Не решают проблему и ужесточившиеся в столице штрафы: сегодня для юридического лица они составляют 400 тысяч рублей.

Существует много способов подделки топлива. В частности, менеджеры в дилерских центрах при продаже относительно недорогих иномарок советуют заправлять автомобиль не 95-м бензином, а 92-м, мотивируя это тем, что 95-й бензин – это часто тот же 92-й, только с добавлением присадок, например ферроценов. 50 мг ферроцена на литр бензина способны превратить 92-й в 95-й. А если учесть, что килограмм ферроценов стоит около $10, выгода очевидна.

Однако такой способ повышения октанового числа дорого обходится владельцу автомобиля. «Если в бензине много серы, то это приводит к повышенному износу двигателя, если в нём есть тяжёлые металлы, например окислы железа, это приводит к выходу из строя системы зажигания, поршневой группы, а также к повышенной токсичности», – говорит технический эксперт АСМ-Холдинга Анатолий Титков.

По теме

В то же время совсем уж паршивый бензин можно легко обнаружить. «Главные признаки некачественного топлива – нестабильная работа на холостых оборотах, а также отсутствие тяги. Плохой бензин приводит также к перерасходу топлива и снижению его экономичности», – говорит автомеханик одного из столичных автосервисов.

«Если вы залили бензин сомнительного качества, прислушайтесь к работе двигателя. Если двигатель резко теряет мощность и быстро перегревается, слышен посторонний стук, из выхлопной трубы валит чёрный дым, это серьёзно. Скорее всего мы имеем дело с детонацией, при которой эксплуатировать двигатель нельзя (детонационная стойкость – важный показатель топлива. Она зависит от фракционного состава и влияет на нормальную работу двигателя на всех режимах)», – говорит Марат Гайнулин, сервис-инженер автоцентра «КМ/Ч-Химки».

Крупные автоцентры, хоть и не раскрывают статистику поломок, говорят, что многие из них связаны именно с некачественным топливом. «Мы констатируем факт, что при использовании 95-го бензина свечи зажигания, как правило, требуют замены чаще, чем при использовании 92-го. Очевидно, это связано с присадками в топливе, повышающими октановое число. Но мы рекомендуем придерживаться той марки топлива, которая прописана в инструкции по эксплуатации автомобиля», – говорит Марат Гайнулин.

Дальше – больше. Топливо, которое продаётся на заправках известных крупных сетей, хоть и соответствует в большинстве своём российским нормам, однако не выдерживает никакой конкуренции с бензином европейским. Всё дело в технологической отсталости производства.

50–60% московского рынка бензина обеспечивает Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) в Капотне. Среди заказчиков – автозаправки МТК (Московская топливная компания), «Татнефть» и «Газпром- нефть» (Сибнефть). Однако ситуация на МНПЗ оставляет желать лучшего. Самая современная установка на заводе была произведена в 1983 году. Поэтому из тонны нефти выходит 58% светлых нефтепродуктов, в то время как показатель современных европейских заводов – около 80%. При этом модернизация стоит огромных денег, которым пока неоткуда взяться: МНПЗ не входит в состав нефтяной компании, которой хватило бы денег на модернизацию. Из-за этого только часть топлива, производимого на заводе, соответствует стандарту Евро-3.

В общем, нормальный бензин – несбыточная мечта, и пока речь может идти разве что о наименьшем ущербе двигателю, не говоря об окружающей среде.

Опубликовано:
Отредактировано: 29.02.2008 16:12
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх