// // Замораживание цен на продукты и новый закон о торговле положат конец изобилию на прилавках

Замораживание цен на продукты и новый закон о торговле положат конец изобилию на прилавках

425

Законный дефицит

На Западе регулирование торговых наценок – норма. У нас – верный путь познакомиться с понятием «дефицит» тем, кто родился уже после начала необратимых рыночных реформ.
Фото: ИТАР-ТАСС.
На Западе регулирование торговых наценок – норма. У нас – верный путь познакомиться с понятием «дефицит» тем, кто родился уже после начала необратимых рыночных реформ. Фото: ИТАР-ТАСС.
В разделе

Цены на социально значимые товары будут заморожены до 1 мая этого года. Соглашение правительства с торговыми сетями и производителями о фиксации цен на отдельные группы товаров, срок действия которого истекал 31 января, на прошлой неделе было продлено ещё на три месяца. Как говорится в официальном сообщении Минсельхоза, протокол о продлении действия соглашения подписали, в частности, представители Росптицесоюза, Масложирового и Молочного союзов, Российского союза пекарей, Союза мукомольных и крупяных предприятий, а также торговых организаций.

Напомним, что поводом к подписанию данного соглашения в прошлом году явился более чем 50-процентный скачок цен на продукты. Тогда же было принято решение о необходимости фиксации цен по состоянию на 15 октября 2007 года на шесть социально значимых продуктов: хлеб, молоко (не менее 1,5% жирности), кефир (не менее 1% жирности), подсолнечное масло и яйца. Правда, обновлённая редакция этого соглашения предполагает, что с 1 февраля цены на эти товары поднимутся на 5–6% – такое решение было принято на прошедшем в Минсельхозе совещании чиновников с представителями бизнеса.

Дело в том, что в первой редакции соглашения предусматривалось, что торговая наценка сетей на эти продукты не может превышать 10%. Теперь Минсельхоз согласился пересмотреть уровень цен в сторону увеличения, однако не более чем на 5–6%. При этом ретейлеры уверены, что для компенсации производителям роста себестоимости производства, цены должны быть повышены на 10-15% по сравнению с уровнем октября.

Между тем такое желание чиновников в предвыборный период угодить потребителям – палка о двух концах. Заморозив цены на одну продукцию, производители и ретейлеры ещё в прошлом году повысили цены на товары, которые не попали в список «социально значимых». По оценкам аналитиков, в среднем рост цен на остальные продукты составил около 30%. А недавняя пролонгация соглашения грозит тем, что российским потребителям придётся вновь вспомнить уже забытое слово «дефицит».

Дело в том, что дабы снизить издержки, производители вынуждены сокращать свои торговые линейки. Фактически это означает, что, к примеру, из нескольких разновидностей йогуртов производитель оставит только одну, причём самую дорогую. Первые результаты такой госполитики по регулированию цен жители столицы уже могли заметить: в частности, в некоторых сетевых магазинах, расположенных в спальных районах, исчез дешёвый геркулес. Вместо этого потребителям предлагается купить более дорогую упаковку крупы, расфасованной в варочные пакеты.

Такая ситуация происходит, к примеру, в некоторых других торговых точках. Да, ретейлеры повесили красочные объявления со списком товаров, на которые заморожены цены, а вот обнаружить сами товары в магазине нам удалось не без труда. К примеру, «социально значимая» буханка белого хлеба стоит чуть меньше 8 рублей. Зато стоимость «обычного» батона уже перевалила за 12. При этом чтобы купить хлеб за 8 рублей, потребителям придётся установить в магазине дежурство. Также нам не удалось обнаружить «социальные» яйца в отдельных супермаркетах»: десяток яиц в этих магазинах стоит от 50 рублей и выше. Возможно, ситуация меняется от точки к точке, может быть (и почти наверняка), она зависит от времени суток, но факт остаётся фактом: нам как минимум не повезло.

Надо сказать, что меры регулирования рынка начали критиковать уже и сами чиновники. В частности, «Местный наркоз приведёт к последующему резкому всплеску цены и провоцирует продавцов перекладывать издержки на другие товары», – откровенничал московский градоначальник.

По теме

Надо заметить, что подобные высказывания чиновники стали позволять себе уже после того, как вопрос о пролонгации соглашения был решён. Да и новые инструменты, с помощью которых чиновники предполагают сдерживать цены после 1 мая, на поверку выходят ничуть не лучше, чем подписание подобных соглашений. В частности, Лужков предлагает ввести законодательные ограничения на торговую наценку в магазинах, а также значительно сократить посредническую цепочку между производителем и розничным продавцом. «Мы внесли в правительство законопроект о торговле, который исключает такого рода посредников», – похвастался мэр.

Надо сказать, что шансы на то, что подобные предложения будут узаконены, достаточно велики. В частности, аналогичные предложения выдвинул ещё в конце прошлого года глава Минсельхоза Алексей Гордеев. Основными предложениями министра в готовящийся законопроект о торговле стали введение специального раздела о торговле продовольствием, а также определение предельно допустимой наценки на социально значимые группы товаров. «Мы считаем, что в отношении социально значимой группы продуктов питания – а это не такой уж широкий перечень – должны быть установлены пределы наценки», – заявил Алексей Гордеев. По его словам, размер наценки не должен превышать 8–12%.

Отметим, что в предыдущей редакции законопроекта закона о торговле и так уже содержалась норма, позволявшая правительству устанавливать правила продажи товаров по сниженным ценам. Таким образом, если сегодня заключение соглашений правительства, ретейлеров и производителей является делом добровольным, то в случае принятия документа в нынешней редакции торговля по «сниженным» ценам превратится в обязаловку.

Выдвигая подобные предложения, чиновники часто апеллируют к опыту зарубежных стран. «На мой взгляд, надо перестать играть в либеральную романтику, все инструменты госрегулирования широко применяются в ряде западных стран. Можно использовать этот опыт и, не стесняясь, сделать так, чтобы все отношения были справедливыми и честными», – обосновал свою позицию глава Минсельхоза.

Действительно, в большинстве западных держав размер предельной торговой наценки закреплён законодательно. Однако, по словам аналитиков рынка, если такую норму ввести в России сегодня, это неизбежно затормозит развитие рынка и приведёт к возникновению дефицита. «Не стоит забывать, что в странах Запада рынок со стабильным спросом, где возможностей для роста уже практически не осталось, поэтому они могут позволить себе вводить подобные ограничения», – поясняет аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. Введение фиксированной наценки на российском рынке, по его словам, приведёт к тому, что наращивать свои мощности производителям окажется просто невыгодно.

«Очевидно, что через 10 лет рынок сам придёт к таким методам регулирования, но введение такой нормы сегодня скажется негативно», – резюмирует Кочетков.

Опубликовано:
Отредактировано: 04.02.2008 11:08
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх