// // Вкусной картошки в магазинах нет и не предвидится

Вкусной картошки в магазинах нет и не предвидится

4523

Клубни экономии

Самый крупный поставщик картофеля в Россию Египет. фото: Пётр Ковалёв/ТАСС
В разделе

Выбор большой, а купить нечего – именно так можно охарактеризовать ситуацию с рынком картофеля. Крупный или мелкий, мытый или грязный, молодой или уже лежалый, дорогой или дешёвый – на прилавках нынче какой угодно, но почти всегда непременно невкусный. «Наша Версия» попыталась разобраться, почему в супермаркетах сегодня не продают вкусную, рассыпчатую, белую картошечку.

Грустная ирония заключается в том, что Россия является одним из крупнейших мировых производителей картофеля – сегодня мы прочно входим в тройку лидеров после Китая и Индии. Так что картофель, казалось, должен был бы стать единственным продуктом, не нуждающимся в импортозамещении.

По статистике, кстати, так оно и есть: по валовому сбору мы обеспечиваем себя картошкой на 99%. Однако дьявол, как водится, спрятан в деталях. Даже по официальным данным Росстата, до 25% выращенного картофеля мы теряем сначала на этапе сбора, затем – на этапе хранения. Проще говоря, картошка просто гниёт. Потому импортёры картофеля чувствуют себя на нашем рынке достаточно вольготно.

По крайней мере до последнего времени именно так и было. Несколько недель назад Национальный плодоовощной союз обратился в Минсельхоз с жалобой на то, что ретейлеры отказываются работать с отечественными поставщиками. «В крупнейших торговых сетях («Карусель», «Лента», «Билла», «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Евроспар») выставлен к продаже импортный весовой и фасованный картофель пре­имущественно из Азербайджана, Египта, Израиля. При этом российские производители обладают достаточными запасами качественного продовольственного картофеля на складах и в хранилищах и готовы поставлять продукцию в торговые сети в значительном объёме», – говорится в обращении.

Красивый, дешёвый, но «мыльный»

Обвинения в адрес ретейлеров отчасти верны. Действительно, сегодня на прилавках супермаркетов скорее увидишь картошку египетских или израильских производителей, нежели отечественную. Кстати, в этом смысле российский рынок отнюдь не уникален. Многие крупные сетевые супермаркеты в Европе также предпочитают сотрудничество с египетскими и израильскими поставщиками.

Причина проста: Египет на сегодняшний день является одним из крупнейших производителей картофеля. При этом египетские производители могут поставлять сколь угодно большие объёмы, обеспечивая при этом качество и регулярность поставок. Плюсом зарубежных производителей является также и ценовая политика: как правило, именно зарубежные поставщики готовы предложить максимально низкие цены.

«Необоснованная минимизация цен закупки ретейлом – фактор, во многом определяющий ассортимент отечественной продукции на прилавках. Многие директора по закупкам в крупных ретейловых сетях диктуют свои правила взаимодействия, отвечая производителю (отечественному. – Ред.) следующим образом: «Мы понимаем, что у вас отличный картофель, он проходит по качеству, он очень хороший на вкус, но нам нужно дешевле на 30–50%», – рассказала «Нашей Версии» директор по сбыту ООО «Раздолье» Эмилия Зеер.

Импортный картофель отвечает ценовой политике ретейла и формально соответствует всем требованиям к качеству. Беда только в том, что в списке требований к качеству картофеля ретейлеры, похоже, забыли вписать главное – вкусовые характеристики продукта. В результате прилавки заполнены красивыми, крупными, ровными клубнями, которые на вкус частенько напоминают обыкновенное мыло.

По теме

«Это в основном египетский картофель. Он действительно отличается на вкус. Всё дело в почве – в Египте она в основном илистая, – рассказывает руководитель аналитического отдела Национального плодоовощного союза Кирилл Лашин. – Ил менее плотный, чем, например, чернозём. Картофель там быстро прорастает, но имеет совсем другие характеристики. Он получается более «мыльный». А отечественный – более крахмалистый».

Однако у египетского картофеля при этом всегда отличный товарный вид: ввиду климатических особенностей урожай там собирают несколько раз в год. Так что египетские поставщики предлагают ретейлерам даже зимой молодую картошку, да ещё и по привлекательной цене. «У нас в это время картофель только из хранилищ, который уже полгода отлежал. Так что, конечно, покупатель предпочтёт продукт, который выглядит свежо и красиво», – констатирует Кирилл Лашин.

Картофельные олигархи против ретейла

Стоит иметь в виду, что критика в адрес ретейлеров верна лишь отчасти. За товаром к заморским поставщикам они обращаются не просто так. Одна из серьёзных проблем российских производителей – это невозможность сохранить урожай. Формально доля импорта на рынке невелика: так, из более чем 16 млн тонн картофеля, который съедают россияне каждый год, на импорт приходится лишь около 800 тыс. тонн. Здесь, правда, следует иметь в виду саму особенность рынка: около 80% картофеля выращивается в частных хозяйствах.

Оставшиеся 20% рынка делят между собой крупные агрохолдинги. Среди крупнейших отечественных производителей картофеля аналитики выделяют АО «Малино», контролируемое Сергеем Лупехиным и Павлом Косолобовым. Лупехин также возглавляет российский Картофельный союз. Холдингу принадлежит 50 тыс. гектаров в Московской, Тульской, Липецкой и Воронежской областях. Ещё один лидер рынка – агрохолдинг «Дмитровские овощи», владельцем которого является Сергей Филиппов. Компания работает в подмосковном Бунятине. Помимо овощей занимается также поставками оборудования для сельского хозяйства.

Около 50 тыс. гектаров в Тульской области принадлежит ООО «Максим Горький» (ещё один крупный игрок рынка, контролируемый известным бизнесменом Александром Лебедевым). В 2015 году картофельным бизнесом занялся также холдинг «АФГ Националь» олигарха Дмитрия Аржанова.

«Дожить» до продажи

Впрочем, одних лишь современных картофелехранилищ отечественным хозяйствам будет явно недостаточно, чтобы занять прочные позиции на рынке. «Государство активно борется за повышение качества производимого товара: недаром был принят новый ГОСТ, значительно ужесточивший критерии для картофеля, – рассказывает Эмилия Зеер. – В связи с изменениями стандартов качества производителям картофеля нужно будет корректировать производственный процесс на всех его этапах – от выбора семян до сортировки готовой продукции».

Но появления действительно качественного продукта явно недостаточно. Предстоит выдержать ещё и ценовую конкуренцию с зарубежными поставщиками, с одной стороны, и удовлетворить ценовые притязания ретейлеров – с другой. Сделать это будет не так-то просто. Производить качественно и дёшево наши аграрии пока не научились. «Кто-то просто сам отказывается работать с сетями, кто-то поставляет товар не очень хорошего качества, чтобы особо сильно в минусе не оказаться. Какое ещё качество, тем более по вкусовым характеристикам, может обеспечить закупка по минимальным ценам?» – рассуждает Мария Захарова из «АГРО24». Выбор поставщиков сети часто делают на основе системы торгов: выигрывает тот, кто готов поставить товар по максимально низкой цене. А 80% россиян предпочитают пользоваться дискаунтерами. Среднестатистический потребитель не будет покупать картошку лучшего качества, если она стоит заметно дороже.

КСТАТИ

Картофель является одним из самых популярных продуктов у россиян. Можно сказать, практически второй хлеб. Установленная Минздравом норма потребления картофеля составляет 90 килограммов на человека в год. Реальные же объёмы потребления составляют более 112 килограммов на человека.

Картофель традиционно считается продуктом «для бедных». Более того, за картошкой прочно закрепился негативный имидж продукта, способствующего набору лишнего веса. Однако учёные развеивают этот миф. Так, согласно исследованию, проведённому в Университете Лестера, «викторианская», или «крестьянская», диета, основанная на потреблении молочных продуктов, картофеля, сельди и овсяной каши, считается одним из самых эффективных способов избавления от лишних килограммов.

Также совсем недавно британские учёные обнаружили, что в картофеле содержатся кокоамины. Это вещество, помогающее снижать кровяное давление. Правда, максимальную пользу организму приносит только отварной или приготовленный на пару картофель.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.06.2018 22:34
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх