Версия // Общество // Почему машины стали менее надёжными

Почему машины стали менее надёжными

2821
В разделе

Новые автомобили ломаются намного быстрее тех, что выпускались 40 и 50 лет назад. Уже через 2–3 года после покупки новой машины автовладельцы начинают сталкиваться с поломками, а через 10 лет эксплуатации машина отправляется на переработку. Автовладельцы склонны видеть в этом заговор производителей, которые хотят дополнительно заработать на продаже комплектующих и сервисном техобслуживании, а также увеличить оборот машин. Насколько обоснованы такие подозрения?

Почему новые машины чаще ломаются? Конструктивные причины неисправностей

Политика автопроизводителей действительно изменилась за прошедшие десятилетия. Однако это связано не только с желанием больше заработать на автовладельцах. Более частые поломки обусловлены изменившейся конструкцией автомобилей, новыми материалами, а также повышенными требованиями к комфорту управления.

Ещё недавно автовладелец возил с собой целый ремонтный набор: свечи зажигания, шланги, прокладки, генераторный ремень и многое другое. Теперь в багажнике только буксировочный трос для экстренной доставки автомобиля в сервис. Конструкция стала настолько сложной, что даже мелкие неполадки требуют вмешательства мастера, а любые серьёзные проблемы можно устранить только в условиях мастерской.

Можно перечислить ряд причин, из-за которых срок эксплуатации автомобилей значительно сократился:

• Новые стандарты экономичности и экологичности. Любые зазоры и расстояния между деталями мотора делают минимальными, поэтому их больше не получится «расточить». Стремление к экономии материалов делают двигатель неремонтопригодным: если деталь выходит из строя, её можно только заменить на новую.

• Новые требования снижения расхода топлива. Покупатели хотят приобретать моторы с мощностью 150 л. с. и более, при этом они должны потреблять столько же бензина, сколько их предшественники с мощностью 60 или 70 л.с. Из-за этого приходится усложнять систему впрыска топлива, устанавливать турбину, использовать компьютерное управление. Это увеличивает энергоэффективность, но снижает надёжность.

• Обилие электроники. Раньше машина, образно говоря, представляла собой кузов, колёса и двигатель, теперь каждый компонент требует электронного контроля. Датчики фиксируют рабочие показатели, выход из строя любого компонента требует срочного ремонта.

• Установка бортового компьютера. Он значительно упростил работу водителя, начал контролировать все параметры, однако в итоге надёжности снизилась. При любых, даже мелких проблемах на приборной панели загорается тревожный индикатор.

Политика автопроизводителей также играет важную роль в продолжительности эксплуатации автомобилей. Продажа запчастей и сервис – важные источники прибыли крупных концернов. Они заинтересованы, чтобы после окончания гарантийного срока водитель чаще обращался в сервисные центры для замены деталей, а через несколько лет покупал новый автомобиль. Если детали будут служить по 20–30 лет, это приведёт к потерям прибыли и сокращению производства с негативными экономическими последствиями.

В итоге новые машины действительно рассчитаны на 3–5 лет постоянной эксплуатации без крупных поломок и максимум на 10–15 лет работы до замены. В дальнейшем такая машина будет требовать постоянных вложений в ремонт и покупку комплектующих. Если автомобиль начал «сыпаться», многие водители предпочитают избавиться от него и приобрести более новую машину, которая не будет требовать регулярного ремонта.

Технические особенности автомобилей, снижающие надёжность

Одной из причин сокращения срока службы автомобилей стали повышенные требования к скорости движения и экологичности. Для этого потребовалось уменьшать вес и снижать воздействие на экологию. Из-за этого пришлось заменить прочный чугун блока цилиндров на алюминиевый сплав. Тонкие ажурные стенки цилиндров с отдельным расположением по схеме Open Desk подвержены деформации геометрии – обычно она наблюдается уже через 100–150 тыс. км пробега.

Для снижения массы и повышения экологичности мотора пришлось уменьшать объём цилиндров, а для повышения мощности использовать принцип турбонаддува. Нагрузка на цилиндровую группу растёт, что приводит к сокращению срока её эксплуатации.

Турбокомпрессор – сложный агрегат со многими управляющими системами: они контролируют смазку, охлаждение и другие параметры. Если для повышения мощности производитель использует два компрессора, это дополнительно усложняет конструкцию и повышает риск неисправностей. Чем сложнее система, тем выше риск, что она быстро выйдет из строя.

Есть и ещё несколько конструктивных решений, которые улучшили рабочие характеристики, но снизили надёжность:

• Турбокомпрессор часто объединяется с выпускным коллектором. Такое решение позволяет уменьшить время отклика турбины. Однако из-за этого любая поломка приводит к большим расходам, так как узел приходится разбирать и ремонтировать полностью.

• Цепной привод ГРМ во многих машинах размещается между последним цилиндром и маховиком – это позволяет уменьшить крутильные колебания. Однако в результате для замены цепи ГРМ приходится полностью снимать двигатель – это сложно, долго и дорого.

• Вместо нейтрализатора под полом устанавливается катколлектор. Такая технология позволила повысить экологичность в соответствии со стандартом Евро-5. В результате при постепенном износе нейтрализатора твёрдые частицы начинают разрушать цилиндры. Проблема часто свойственна корейским автомобилям Hyundai/Kia.

Не менее серьёзной проблемой стало повышение чувствительности автомобилей к качеству топлива. Если раньше достаточно было залить бензин или дизельное топливо на любой заправке, то сейчас некачественное горючее быстро приводит к засорению фильтров и нарушению работы двигателя. Поскольку топливо на большинстве российских заправок далеко от совершенства, проблемой дизельных двигателей стало загрязнение сажевого фильтра. Заправка некачественным топливом приводит к снижению мощности мотора, нарушениям его работы, ускоренному износу деталей.

Есть ли смысл делать современные машины более надёжными? Маркетинговые причины снижения качества

Автопроизводители действительно сознательно меньше вкладывают в качество автомобилей и используют менее долговечные материалы. Однако к такой маркетинговой стратегии их подталкивают законы предложения и спроса. Автовладельцы не готовы больше 15 лет ездить на одной и той же машине, они меняют автомобили в среднем с интервалом 3–8 лет. Модели намного быстрее устаревают в техническом и моральном плане, поэтому владельцы стараются избавляться от старых надоевших машин и пересаживаться на более современные авто.

Из-за этого производители не готовы вкладывать средства в повышение надёжности. Безотказная эксплуатация требуется только в течение гарантийного срока, а в дальнейшем покупатель либо перепродаст машину другому частному владельцу, либо привезёт её в салон для обмена по Trade-in.

Вложения в качество требуют крупных затрат, поэтому они неизбежно приведут к увеличению цены автомобиля. Это невыгодно для машин экономкласса, так как в итоге они станут менее доступными, и продажи замедлятся. Предполагается, что, если человек приобретает автомобиль бюджетного класса, он и не должен ждать безотказной многолетней работы деталей. В машинах премиум-класса уделяется больше внимания качеству сборки, однако и они подчиняются общим законам рынка.

Один из способов экономить для автопроизводителей – снизить затраты на сборку и использовать более дешёвую рабочую силу. Большинство крупных автоконцернов перевели основные производственные площадки в развивающиеся страны, где труд рабочих ценится ниже, чем в Европе и США. В странах, где продаются машины, открываются предприятия по крупноузловой сборке автомобилей, причём итоговое качество готовых машин зависит от места сборки. Например, автомобили, собранные в Германии, будут намного более надёжными, чем российские аналоги той же марки.

ТОП-12 часто встречающихся неисправностей

Даже при регулярном техническом обслуживании, своевременной замене расходников и бережном обращении с автомобилем возникают различные неисправности. Причинами могут стать износ деталей, использование некачественного топлива, а также конструктивные особенности машины, приводящие к постепенному разрушению комплектующих.

Чаще всего водители сталкиваются со следующими неисправностями:

• Появление знака Check Engine на приборной панели. Тревожный индикатор загорается из-за проблем с электроникой: он говорит о том, что блок управления обнаружил ошибку в системе. Распознать её помогает компьютерная диагностика: сканер считает и расшифрует код ошибки – это позволит понять, где именно возникли неполадки. Мастер в сервисе заменит неисправный компонент и проведёт повторную проверку системы.

• Нарушения работы топливной системы. Её компоненты должны работать слаженно, чтобы обеспечивать правильное соотношение топливовоздушной смеси и её подачу. Любой сбой в цепочке действий приводит к нарушениям подачи топлива и отклонениям в работе двигателя.

• Увеличение расхода топлива. У этой проблемы ряд причин: это загрязнение фильтров, нарушения в работе двигателя, проблемы с выхлопной системой. Потребуется провести проверку в сервисе, чтобы найти причину растущего потребления топлива и устранить её.

• Проблемы с аккумулятором. Средний срок его работы составляет 3 года или 100 000 км пробега, однако неполадки в электросистеме автомобиля могут возникнуть и раньше. Если раньше автовладельцы самостоятельно добавляли электролит и восстанавливали работоспособность аккумуляторов, то теперь большинство моделей стали необслуживаемыми. Их просто меняют на новые с крупными расходами.

• Повреждения колёс. Проколы возникают не только в результате контакта с острым предметом. Часто их причиной становится износ шин, появление грыж на колесе, стёртый протектор. Для предотвращения внезапных неисправностей важно вовремя менять старую резину на новую.

• Неисправности тормозной системы. От её работоспособности напрямую зависит безопасность движения, поэтому повреждённые компоненты нужно менять как можно быстрее. Первыми признаками износа часто становятся появление скрипа или визга при торможении.

• Отказ генератора. Он отвечает за работу всех электросистем автомобиля, поэтому отказ приведёт к серьёзным проблемам. Многие неисправности можно обнаружить на раннем этапе.

• Неисправности стартера. Они приводят к трудностям при запуске автомобиля, устранить проблему можно только в автосервисе. Часто приходится менять соленоид, реле, другие компоненты электросистемы.

• Появление вибрации рулевого колеса. Причины разные, но чаще всего это говорит о неправильной балансировке колёс. Любые отклонения в работе рулевого управления требуется устранить как можно быстрее, так как от его исправности зависит безопасность движения.

• Перегрев двигателя. Проблема возникает из-за нарушения герметичности радиатора системы охлаждения с утечкой антифриза. Также причиной могут быть поломки датчиков, которые контролируют температуру двигателя. Если мотор перегревается, это может быстро вывести его из строя, поэтому владелец должен провести диагностику в автомастерской.

• Проблемы с коробкой передач. Они связаны с механическим износом деталей, редкой заменой масла и его низким качеством, нарушениями работы электроники.

• Изменение цвета выхлопных газов. Он говорит о неправильном сгорании топлива, горении масла, других нарушениях работы двигателя.

Ещё одна проблема – выход из строя катализатора. Он забивается из-за некачественного топлива, нарушений работы двигателя, также он может получить механические повреждения при движении по неровным дорогам. В большинстве случаев деталь не подлежит ремонту – потребуется удалить катализатор и заменить на новую запчасть.

Попытки сэкономить на выхлопной системе приводят к нарушению отведения продуктов сгорания и негативному воздействию на двигатель. В результате экономия становится причиной новых трат и жалоб на ненадёжность современных автомобилей.

Ошибки автовладельцев, сокращающие срок эксплуатации машины

Рабочий ресурс автомобиля часто оказывается ещё короче запланированного автопроизводителем из-за неправильных действий водителя. Небрежное обращение со сложной техникой приводит к ускоренному износу деталей. Различные неполадки начинают проявляться сразу после завершения гарантийного срока. Распространённые ошибки, из-за которых возникают поломки:

• Экономия на техобслуживании. Покупка дорогой машины сама по себе требует больших расходов, а в дальнейшем автомобиль придётся регулярно обслуживать по дилерским расценкам. Водители стараются сэкономить, меняя расходники самостоятельно или обращаясь к «гаражным» мастерам. Сроки техобслуживания часто затягиваются, что приводит к нарушениям работы двигателя и другим серьёзным неисправностям.

• Экономия на запчастях и расходниках. Только оригинальные детали гарантируют долгую работу без поломок. Если же установить дешёвый китайский аналог, то можно не рассчитывать на его надёжность. Одна поломка часто ведёт за собой другую в результате автомобиль быстро изнашивается и требует капитального ремонта.

• Некачественные смазочные материалы. Оригинальные масла, рекомендованные производителем, имеют оптимальную вязкость, подходят по всем параметрам. Однако для экономии автовладелец выбирает совместимые аналоги, которые могут иметь совсем другой состав. Такая смазка не справляется со своей задачей, в итоге поверхности деталей быстро изнашиваются из-за усиленного трения.

• Покупка некачественного топлива. В бензине могут содержаться посторонние примеси, иногда продавцы вообще разбавляют его водой и другими жидкостями. Такое топливо выводит из строя детали, забивает фильтры, резко сокращает рабочий ресурс двигателя.

• Небрежное обращение. Срок эксплуатации зависит от того, насколько бережно водитель обращается с автомобилем. Гонки на предельных скоростях, частое движение по разбитым дорогам, крутые виражи, быстрые торможения, старт на непрогретом двигателе, неправильное переключение передач – это только некоторые ошибки, из-за которых машина намного быстрее потребует дорогого ремонта.

• Игнорирование мелких поломок. Со многими неисправностями можно легко справиться до того, как они перерастут в крупные проблемы. Однако часто у водителей нет времени или возможности посетить автосервис, в итоге ситуация только ухудшается. Экономия на мелком ремонте приводит к замене всего узла.

В итоге действия водителей сокращают и без того небольшой рабочий ресурс, машина начинает требовать капитального ремонта или замены.

Как продлить работу автомобиля?

Хотя производители изначально закладывают небольшой рабочий ресурс автомобилей, его можно продлить благодаря уходу и замене изношенных компонентов. На дорогах можно встретить автомобили, которые эксплуатируются уже больше 30 лет, при этом водители поддерживают их в полностью работоспособном состоянии.

Продлить срок эксплуатации на годы помогают следующие действия:

• Строгое соблюдение регламента по обслуживанию. Небольшие регулярные траты помогают предотвратить крупные расходы на устранение поломок. Производитель устанавливает сроки замены фильтров, смазочных материалов, расходных компонентов. Их соблюдение поможет предотвратить негативное воздействие на двигатель.

• Периодическая проверка состояния рабочих жидкостей. Неполадки двигателя можно обнаружить ещё на раннем этапе. Если масло почернело и приобрело горелый запах до запланированного срока износа, нужно выяснить причину, а также поменять смазку.

• Техобслуживание только на специализированных станциях и в официальных дилерских центрах. Оно будет дороже «гаражного» сервиса, однако гарантирует качество выполненных работ и использованных расходников. Не нужно будет второй раз обращаться к мастеру для устранения той же неполадки, это предотвратит лишние расходы.

• Своевременное устранение мелких неполадок. Расходы будут оправданы, так как машина гарантированно не сломается в важный момент.

• Контроль состояния шин. Неравномерный износ говорит о различных проблемах ходовой части, которые требуют срочного устранения. Если протектор сильно изношен, шины необходимо вовремя менять.

Чтобы контролировать качество работ на автосервисах и вовремя распознавать поломки, водителю приходится изучать устройство автомобиля и интересоваться техническими новинками. Понимание, как что устроено, помогает вовремя реагировать на отклонения от нормы и устранять возникающие проблемы.

Современные автомобили действительно стали менее надёжными, чем ранее выпускаемые модели. У этого факта есть целый перечень маркетинговых и технических причин. Однако бережная эксплуатация и соблюдение регламента по техобслуживанию позволяют существенно продлить срок использования автомобиля и не допустить преждевременных поломок.

Забота о состоянии авто обеспечит ему безотказную службу, и оно сможет служить даже дольше, чем это предусмотрено производителем.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.12.2023 10:46
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх