Версия // Бизнес // Что стоит за новой экспансией «Русского стандарта» на рынок микрокредитов

Что стоит за новой экспансией «Русского стандарта» на рынок микрокредитов

1821
В разделе

В 2008 году банк «Русский Стандарт» занимал более четверти рынка (28,3% – 43,9 млрд рублей). Но в кризис кредиты, взятые по специфическим методикам, оказались слишком тяжёлым грузом. Банку пришлось «отойти от рискованного кредитования», если следовать осторожным формулировкам «Коммерсанта», и остаться с вдвое меньшей долей – 13,8% рынка на 2011 год. Как банку удавалось оставаться на плаву, обрезав в два раза свой основной доход, остаётся лишь догадываться.

В 2008 году банк «Русский Стандарт» занимал более четверти рынка (28,3% – 43,9 млрд рублей). Но в кризис кредиты, взятые по специфическим методикам, оказались слишком тяжёлым грузом. Банку пришлось «отойти от рискованного кредитования», если следовать осторожным формулировкам «Коммерсанта», и остаться с вдвое меньшей долей – 13,8% рынка на 2011 год. Как банку удавалось оставаться на плаву, обрезав в два раза свой основной доход, остаётся лишь догадываться. Доля просрочек в портфеле доходила до 32,5% (по оценкам агентства финансовой статистики StatBanker на середину 2010 года). Банк не раз попадал под критику ЦБ за высокие проценты по кредиту и передачу проблемных клиентов агентству по сбору долгов с очень специфическими методами работы. Доходило до того, что глава банка «Русский Стандарт» Рустам Тарико сам просил сдерживать процентные ставки по кредитам. Видимо потому, что он мечтал насолить конкурентам на рынке, с которого планировал уходить. Хотя, по другой версии, Рустам Тарико намекал ЦБ: с трудом контролирую себя, но если закона нет – то и претензий не предъявляйте. Ведь каждый сам решает, что этично, а что прибыльно. Итог: по активам банк – на 26-м месте, а по прибыли – на 17-м.

В результате у каждого есть свой опыт общения с крупными институтами. У журналиста «Нашей Версии» за пару посещений банка «Русский Стандарт» сложилось собственное представление об этом финансовом учреждении. Частный случай, конечно, но на фоне обещанной банком массированной экспансии на рынок экспресс-кредитования в торговых сетях он будет весьма интересен.

В новом банке открытие счёта часто связано с какой-то необходимостью: либо срочно надо выполнить операцию, либо утомили очереди соседнего отделения какого-нибудь Сбербанка, либо на просьбу о финансовой помощи от всех знакомых получен отказ. Так было и в нашем случае. Приятель попросил провести операцию через банк «Русский Стандарт». До этого момента не работали с банком, а в памяти лишь всплыли воспоминания об активной экспансии на рынке кредитования. С 2004 по 2007 год банк агрессивно наращивал кредитный портфель, рассылая карточки с лимитом более 100 тыс. рублей. Из-за высоких процентов люди годами расплачивались с банком, для некоторых проценты были невыносимы – суммы долгов только росли. Банк – из первой тридцатки по активам, контролирует его Рустам Тарико, создатель водочного бренда «Русский Стандарт». Водку не пьём, в кредит не берём – значит бояться в этом симпатичном офисе банка у станции метро «Комсомольская» ничего не надо. Ведь пришли счёт открыть, да денежные средства перевести. Банк старый – многое уже ушло в историю. К сожалению, это неполная картина.

В отделении всё по-западному – взял талончик, жди электронную очередь. Ожидание в час не должно удивлять. Когда дождался своего номера, счёт открывали более 20 минут. Оказалось, что этому сотрудники просто не научены, зато могут оформить некий пакет «Банк в кармане». Времени было жалко – пришлось согласиться.

Неглубокие знания операционистки компенсировались ловкостью юристов, составивших заявление. Да, именно заявление, а не договор. Банк не может снизойти до вас, дорогой читатель, и подписать с вами договор. В заявлении будут лишь ваши обязательства. Подписав его, вы на всё даёте согласие – и на обязательства в нём, и на тарифы, и на прочие условия, записанные в каких-то талмудах банка. Одно заявление отдадите, а второе оставьте у себя. Вы больше всё равно ничего не получите. Заявление с подписью клиента без пометок банка, без уведомления об открытии счёта – это всё, что будет у вас на руках. Просто знайте, что теперь вы в надёжных руках, а что с вами сделают – читайте мелким шрифтом. В нагрузку к счёту получаете сразу пару карт – безымянную и виртуальную.

По теме

Карточки – это конёк банка. Неудачно нажал на банкомате кнопку – с тебя снимут тысячу рублей за то, что ты осмелился попросить свои деньги со счёта свыше лимита. Решил залезть в кредит – изволь платить 0,2% в день, не ломбард, конечно, но цифру 103,18% годовых уже на рекламное объявление не вынесешь. Для тех, кто путается в процентах, – взял 10 тыс. рублей, в конце надо будет вернуть 20 318 рублей. Не поняли? В «два конца» ребята работают. Поэтому в рекламе на Google банку хвастать особо нечем: «Заполни заявку на сайте, и мы доставим карту на дом».

Наш перевод в тот день не закончился. Оказывается, банк не может между двумя своими клиентами зачислить сумму сразу – говорят: «поздно», приходите «завтра». Когда получали подтверждение о переводе в другой день в отделении на Красной Пресне, были удивлены сотрудницей, которая проштамповала платёжку с «кракозябрами». Говорит: у нас у принтера кодировка сбилась, но вам и такая сойдёт. Ни слова по-русски там не было – только чудовищные загогулины, которыми иногда грешат все компьютеры.

Пришлось объяснять, что мы на многое согласны, но другим объяснить суть этих иероглифов уже не сможем – нет у нас того таланта. В конце концов, сотрудница нашла в себе силы распечатать документ на соседнем принтере. Ну а в очереди тем временем царило оживление: например, один из клиентов получал уже третью карту, чтобы гасить долги по двум, выданным ранее.

В общем, будьте осторожнее с кредитами вообще. И читайте договор вплоть до мелкого шрифта на последней странице. Поверьте: там самое интересное – залог новых успехов на рынке микрокредитования.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.07.2012 19:42
Комментарии 0
Наверх