// // Авиасалон МАКС-2009: госпомощь в разы превысила объёмы заключённых контрактов

Авиасалон МАКС-2009: госпомощь в разы превысила объёмы заключённых контрактов

251

Кыш, залётные!

2
В разделе

Завершившийся в минувшее воскресенье в Жуковском международный авиационно-космический салон МАКС-2009, похоже, рискует стать самым неудачным за всю историю проведения этого мероприятия. И хотя официальные итоги МАКСа ещё не опубликованы, провал нынешнего салона очевиден уже сегодня. По оценкам аналитиков, нынешний МАКС не сможет повторить даже весьма скромных успехов предыдущих салонов: в этом году от участия в выставке отказались не только многие ведущие иностранные компании, но даже и отечественные производители – в общей сложности количество участников сократилось более чем на 100 компаний.

Стоит отметить, что за всю историю существования МАКСа выставку едва ли можно было поставить в один ряд с ведущими зарубежными авиасалонами. Отечественный форум скорее походил на некий междусобойчик игроков российского рынка, которые заключали между собой контракты, о существовании которых так или иначе было известно задолго до проведения самого шоу. А немногие новинки, всё же появляющиеся на МАКСе, назвать таковыми можно было лишь с некоторой натяжкой. Как правило, подавляющее большинство из них уже были представлены на зарубежных выставках.

При всём при этом все последние годы российские власти достаточно упорно продолжали делать хорошую мину при плохой игре, бодро рапортуя о многомиллионных контрактах, заключённых на МАКСе. Однако в этом году МАКС лишился даже этого весьма сомнительного «пиара». На прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин публично раскритиковал Объединённую авиастроительную корпорацию (ОАК) за продажу самолётов российским и иностранным компаниям с убытком для себя.

«Целый ряд контрактов ОАО «ОАК» на поставку самолётов – как внутри страны, так и иностранным заказчикам – принёс вовсе не прибыль, а прямые убытки. Прошу ОАК и заинтересованные ведомства детально проанализировать такую ситуацию и предоставить предложения, которые впредь исключили бы повторение подобных ошибок», – негодовал премьер.

Публичная порка отечественного авиапрома окончательно свела на нет весь показной пафос мероприятия.

«МАКС даёт исчерпывающее представление о приоритетах и достижениях предприятий авиационно-космического комплекса России. Роль авиасалона как генератора новых альянсов и плодотворных идей признана во всём мире», – говорится на официальном сайте авиасалона.

Нельзя не отметить, что в свете последних заявлений Владимира Путина такая реклама скорее выглядит как чёрный пиар. Нокаутирующий удар отечественный авиапром получил от зарубежных партнёров: недавно власти Ирана запретили своим фирмам брать в лизинг и покупать подержанные самолёты российского производства.

«Согласно новому распоряжению вводится запрет на лизинг и покупку подержанных самолётов российского производства», – заявил глава гражданской авиации Ирана Мохаммед Али Ильхани.

Причина запрета – произошедшие в стране авиакатастрофы. Напомним, что 15 июля на северо-востоке Ирана потерпел крушение самолёт Caspian Airlines, жертвами аварии стали 168 человек.

А спустя всего девять дней ещё 17 человек погибли в результате крушения самолёта Ил-62, выполнявшего внутренний рейс по маршруту Тегеран – Мешхед. Шаг иранских властей выглядит тем более знаково, если учесть, что из-за действующего международного эмбарго страна не может позволить себе покупать современные самолёты ведущих мировых производителей, то есть фактически находится в безвыходном положении.

Негативные тенденции для МАКСа отчётливо проявились ещё на прошлом салоне, проводившемся в 2007 году. Тогда было объявлено о подписании контрактов на сумму более 1,5 млрд. долларов, что оказалось почти в три раза меньше, чем на МАКС-2005. При этом даже официально озвученная цифра на поверку оказалось изрядно завышенной: лишь две трети контрактов являлись «твёрдыми», а их стоимость указана по каталожным ценам, к которым всегда даются серьёзные скидки. Результаты МАКСа более чем скромные: в том же 2007 году на выставке во французском Ле-Бурже были заключены контракты почти на 100 млрд. долларов, на британском Famborough-2006 – более чем на 38 млрд. долларов, на выставке ILA-2006 в Берлине – почти на 12 млрд. долларов. По своему обороту МАКС сопоставим только с выставкой на малайзийском острове Ланкави, на которой в декабре 2005 года подписали контракты на 1 млрд. долларов.

По теме

Впрочем, организаторы МАКСа не устают повторять, что главная цель салона не контракты, а конфиденциальные переговоры. В частности, по итогам МАКС-2009 представители авиакомпании правительства Москвы «Атлант-Союз» и Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) заявили о намерении заключить контракт о поставках авиакомпании 30 самолётов Ан-148 и 15 самолётов Ту-204СМ. Правда, меморандум о поставках этих самолётов компаниями был подписан ещё в рамках авиасалона в Ле-Бурже.

Примечательно, что и к реализации планов планируется приступить только в будущем году: Ан-148 будут передаваться заказчику начиная с 2010 года в течение трёх лет, а Ту-204 СМ – с 2011-го в течение двух лет. В следующем году «Атлант-Союз» получит только первые пять Анов. Кроме того, представители ОАК заявили о ряде планирующихся сделок и разработок, которые профинансирует Внешэкономбанк (ВЭБ).

Речь идёт, в частности, о представленных на авиасалоне самолётах Sukhoi Superjet 100 и Су-35: ВЭБ, компания «Сухой» и компания «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) заключили соглашения о стратегическом сотрудничестве, предусматривающие участие ВЭБа в указанных проектах. Участники соглашения, в частности, планируют создать современный конкурентоспособный механизм финансирования продаж Superjet 100 на внутреннем и внешнем рынках. Своей «дочке» «ВЭБ-лизинг» ВЭБ выделит 250 млн. долларов на приобретение 10 самолётов и последующую передачу их компании «Аэрофлот». На серийное производство истребителя Су-35 ВЭБ выделит 3,5 млрд. рублей. Впрочем, о том, каковы будут сроки реализации данного проекта, пока умалчивается, поскольку подписание официального соглашения ГСС и «Аэрофлота», планировавшееся во время проведения МАКСа, было отложено. По словам главы ВЭБа Владимира Дмитриева, причины задержки чисто технические и договорённости по этому соглашению всё равно сохраняются.

Безусловным успехом прошедшего салона, пожалуй, можно считать только заключение контракта компании «Сухой» с Минобороны РФ, рассчитанного до 2015 года, стоимость которого превышает 80 млрд. рублей. Согласно сделке ВВС России получат 48 истребителей Су-35, 12 истребителей Су-27 и четыре – Су-30.

Однако центральным событием прошедшего авиасалона стали вовсе не контракты, а отповедь Владимира Путина авиастроителям за «расхлябанную» работу и неэффективную финансовую политику. По словам премьера, Поправить своё финансовое положение ОАК планировала за счёт распродажи непрофильных активов, размещения акций, а также посредством перекредитации по меньшим ставкам. Однако из-за разразившегося финансового кризиса данные механизмы не сработали. Теперь компаниям, входящим в ОАК, осталось рассчитывать только на помощь государства.

«Без авиации у российской экономики нет будущего, да и обороноспособность невозможно обеспечить без современных комплексов, но это не значит, что вот этими тезисами можно прикрывать расхлябанность, плохую организацию работы», – заявил премьер. Тем не менее глава кабмина уже дал поручение профильным ведомствам срочно разработать меры по спасению авиапрома. Так, к 1 октября должны быть готовы программа финансового оздоровления отрасли и предложения по совершенствованию механизмов поддержки продаж отечественной авиатехники.

Кроме того, из федерального бюджета предполагается выделить 3,2 млрд. рублей на докапитализацию компании «Сухой», которая входит в ОАК, и ещё 15 млрд. рублей – на докапитализацию РСК «МиГ» (также является «дочкой» ОАК). Однако, как заметил Владимир Путин, авиастроителям пора избавляться «от иллюзий того, что государство будет бесконечно покрывать убытки, вытаскивать предприятия из долговой ямы, исправлять ошибки менеджмента». «Отрасль должна работать в рыночных условиях, мы прекрасно понимаем, что ситуация сложна и конкуренты ваши на мировых рынках имеют прямую поддержку со стороны своих правительств. Но не нужно повторять чужих дурацких ошибок, самим нужно работать эффективно», – резюмировал Владимир Путин.

Интересно заметить, что это уже не первое солидное государственное вливание в авиапром. С 2004 года финансирование отрасли со стороны государства увеличилось в 20 раз, и даже в этом году из бюджета было выделено 8 млрд. рублей.

Однако говорить о грамотном освоении средств пока не приходится. В частности, так и не завершена разработка истребителей пятого поколения, испытание которых было намечено на конец нынешнего года, но в очередной раз отложено. Не лучше сложилась ситуация и в секторе гражданской авиации. В год на рынке не продаётся и 10 гражданских лайнеров отечественного производства, самым современным из которых считается Ту-204 – модификация ещё советской «тушки».

А успех широко анонсируемого Superjet 100 пока выглядит весьма сомнительно. Ближнемагистральный самолёт Superjet 100, разрабатываемый компанией «Гражданские самолёты Сухого» совместно с Boeing и рассчитанный на перевозку 98 пассажиров на расстояние до 4,4 тыс. километров, впервые был представлен на публике ещё в сентябре 2007 года на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Там же в мае 2008 года он успешно совершил свой первый полёт. Потом детище российского авиапрома привезли на авиасалон в Ле-Бурже. На МАКСе Superjet 100 в очередной раз попал в разряд новинок. Очевидно, что представление нового лайнера общественности уже слишком затянулось. Примечательно, что сейчас глава холдинга «Сухой» Михаил Погосян только начинает говорить о серийном производстве нового лайнера. По самым оптимистичным оценкам, до конца 2009 года может быть подготовлена только первая партия этих самолётов для поставки первому заказчику – «Аэрофлоту». А вот смогут ли в ближайшее время другие авиакомпании воспользоваться предложениями российского производителя, ещё большой вопрос.

«Хорошие самолёты и Superjet 100, и Ан-148. Но проблема в том, что этих самолётов ещё нет на самом деле, – поясняет управляющий партнёр авиакомпании Air Volga Николай Уланов. – Пока самолёты Superjet 100 и Ан-148 полетят, может и не остаться российских авиакомпаний, которые смогут их эксплуатировать, вот в чём вся проблема».

По словам Уланова, сегодня заказы на поставку новой отечественной техники принимаются только на 2011 год. Информацию Николая Уланова подтвердили и в авиакомпании «Якутия», представители которой заявили, что планируют подписать соглашение о приобретении двух самолётов Superjet 100, но с поставкой первого только в феврале 2011 года.

Не исключено, что в 2011 году – дата следующего проведения МАКСа – Superjet 100 в очередной раз будет представлен публике, однако в качестве самолёта, запущенного в серийное производство, или, возможно, в какой-нибудь новой модификации. Впрочем, по оценке гендиректора консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, основная цель проведения салона – привлечение к отрасли внимания высшего политического руководства. С этой точки зрения прошедший МАКС, безусловно, можно считать самым удачным из всех прошедших выставок.

Опубликовано:
Отредактировано: 24.08.2009 12:11
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх