// // Угрожает ли России новая долговая петля

Угрожает ли России новая долговая петля

289

Должно быть!

2
В разделе

На минувшей неделе Минфин объявил, что до конца этого года Россия окончательно рассчитается с оставшейся неурегулированной частью долга СССР Лондонскому клубу кредиторов. На этом кредитная история Советского Союза будет закрыта. Новость, безусловно, приятная, особенно сейчас, когда финансовые власти редко балуют позитивными сообщениями. И хотя Россия, напомним, взяла на себя все обязательства бывшего СССР, старые долги уже довольно давно не являются серьёзной проблемой: сейчас главные заёмщики не государство, а корпорации. И когда у них случаются проблемы, расплачиваться за них подчас приходится из казны. Кто кому и сколько должен – попробовал подсчитать корреспондент «Нашей Версии».

Директор департамента внешнего долга Минфина РФ Константин Вышковский заявил, что по поручению премьера Владимира Путина Россия до конца года выплатит 34 млн. долларов оставшейся неурегулированной задолженности СССР перед Лондонским клубом кредиторов. «Мы рассчитываем согласовать условия со всеми кредиторами и погасить долг до конца года», – сообщил Вышковский.

Лондонский клуб – объединение более чем 600 коммерческих банков – создан в 1976 году. Эти кредиты СССР оказались едва ли не самыми проблемными. «Дело в том, что чёткого учёта этой задолженности не было, – рассказывает главный научный сотрудник Института экономики Российской академии наук Борис Хейфец. – Не было документов по всем видам долга, по всем видам коммерческих операций. Счётная палата даже выявила случаи неоднократной уплаты одного и того же долга».

Те долги, по которым сомнений не было, были реструктурированы в начале 2000-х. На эту часть выпустили облигации, и сейчас они уже являются суверенными обязательствами РФ. То есть, по сути, долг так и остался, только он перестал быть советским. Оставшиеся 34 млн. долларов – это спорные обязательства, последние оставшиеся долги СССР. О путанице в этих кредитах говорит тот факт, что часть держателей долговых обязательств Союза, которым Россия должна порядка 9 млн. долларов, до сих пор не заявили требований по урегулированию долга. Кто эти кредиторы и существуют ли они ещё – неизвестно.

Господин Вышковский напомнил, что, говоря о долге перед Лондонским клубом, речь формально идёт об обязательствах советских внешнеторговых объединений перед западными коммерческими фирмами. «Но реально это внешний российский долг», – отметил директор департамента.

И хотя нынешние корпорации не чета советским внешнеторговым объединениям, некоторые параллели всё-таки прослеживаются. Дело в том, что, собственно, задолженность государства не столь уж велика, и она пока постоянно сокращается. А вот корпорации набрали долгов значительно больше, чем были в состоянии отдать. И, как показывают события прошлой осени, спасать формально частные структуры от их же долгов не раз приходилось государству.

По оценке Центробанка, по состоянию на 1 июля 2009 года всего внешний долг Российской Федерации составил 475,1 млрд. долларов. Из них 436,8 (свыше 90% общего объёма) приходится на корпоративные и банковские займы. Более того, внешние обязательства коммерческих структур продолжают расти, к счастью, не столь быстро, как в прежние времена. Реальный сектор экономики в первом квартале избавился от 10,1 млрд. долларов долгов, но уже к июлю этого года это было нивелировано новыми 10 млрд. долларов. Снижается внешняя задолженность лишь у банков: с начала года они смогли выплатить кредиторам 23,9 млрд. долларов. Как объясняют финансовые аналитики, рост российского внешнего долга может быть связан со взятием дополнительных кредитов и реструктуризацией задолженности, накопившейся у российских компаний.

При этом общий внешний долг страны по-прежнему превышает объём золотовалютных резервов страны. Но в то же время он составляет порядка 30–40% ВВП, что по сравнению с развитыми экономиками является относительно неплохим показателем. Ещё в начале года эксперты выражали определённые опасения, что корпоративный долг к осени может превратиться в серьёзную проблему: у предпринимателей не окажется средств для исполнения своих обязательств. Сейчас же аналитики более оптимистично смотрят в недалёкое будущее.

По теме

«Я не думаю, что проблема невыплат по долгам будет такой же острой, как осенью прошлого года, – говорит глава департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. – Всё-таки за этот период риски, связанные c немедленными выплатами, были сведены к минимуму. Обострение ситуации возможно, но не думаю, что оно будет слишком остро».

По оценкам Центробанка, предприятия и банки должны погасить в этом году 58,5 млрд. долларов кредитов и процентов, набежавших на них, что является не такой уж большой суммой. Причём выплаты более-менее равномерно распределены по трём осенним месяцам, что создаёт достаточно комфортные условия для должников.

Но стоит обратить внимание на возможные негативные факторы. «Если прошлой осенью ВЭБ дали столько денег, сколько нужно, чтобы перекредитоваться, то сейчас финансовые возможности государства уже не в том состоянии, – добавляет Николаев. – Плюс ко всему государство впервые за последние 10 лет намерено само занимать. Тут уж не до корпоративных долгов, задача в том, чтобы на себя не взвалить непосильную ношу».

Рост корпоративной задолженности последних месяцев вновь заставил государственных чиновников задуматься о возможных механизмах по контролю над частными заимствованиями. «Я не исключаю, что для предприятий с большой долей госучастия можно, а возможно, даже нужно будет ввести меры административного контроля», – сообщил заместитель министра финансов Сергей Сторчак. По его предложению ограничительные меры должны быть введены лишь после окончания кризиса, с той целью, чтобы не допустить повторения подобных событий в будущем.

Вероятно, государственный контроль за частными займами потребуется государству в будущем, когда оно само вновь намерено обращаться за помощью к иностранным государствам. Причём вопрос этот, судя по всему, начиная с 2010 года дело уже почти решённое. Министры уже даже набросали примерную картину, когда и сколько придётся занимать. В основных характеристиках федерального бюджета на 2010 год и на период 2011–2012 годов запланировано привлечение на внешнем рынке через выпуск ценных бумаг в 2010 году 17,79 млрд. долларов, в 2011 году – 20,677 млрд. долларов, в 2012 году – 20 млрд. долларов.

И вот тут уже интересы государства и частных компаний рискуют не просто столкнуться, а войти в прямое противоречие. России самой придётся конкурировать с другими государствами за деньги инвесторов, а тут ещё её собственные любители одолжить деньжат! Как констатирует Международный валютный фонд, из-за кризиса бюджетный баланс ухудшился у всех стран. И гонка за кредитами уже началась. Так, американское правительство чутко следит за каждым заявлением китайских властей относительно доллара, а ежемесячная отчётность по покупке казначейских бумаг иностранцами теперь на первых полосах американской деловой прессы. Как отмечают эксперты, если Россия надеется на получение иностранных займов, то ей уже сейчас следует начинать делать шаги в этом направлении.

Шансы российских компаний в этой гонке за кредитами невелики. «Агрессивный план государственных заимствований может затруднить доступ корпоративного сектора на глобальный рынок капиталов, так как, если государство начнёт свою долговую экспансию, стоимость денег для корпоративного сектора также возрастёт», – полагает главный экономист Bank of America Securities – Merrill Lynch Юлия Цепляева. Тут стоит отметить, что российские компании могут лишиться доступа и к внутренним займам, откуда их государство просто вытеснит, если решит увеличить объём заимствований. По мнению ряда аналитиков, лишившись кредитных средств, многие российские компании могут попросту не выжить.

Опубликовано:
Отредактировано: 19.08.2009 11:13
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх