Панк-связь истории и современности в музыке Green Day

Дело «Зелёносуточных». Часть 2

Рубрика «Превзошли ожидания» продолжается. Здесь «Наша Версия» исследует недавно выпущенные музыкальные новинки от самых культовых и знаменитых поп и рок-артистов. По возможности, следя за формируемыми на наших глазах трендами и вспоминая важные моменты музыкальной истории.

Как понимают читатели, на очереди свежачок от очень талантливых, несгибаемых и упорно продолжающих своё «грязное» дело на протяжении уже более чем 40 лет, колоритных музыкантов из удалой калифорнийской панк-банды Green Day. Исследовать альбом, предварительно вспомнив предысторию возникновения «Зелёносуточных», мы начали в предыдущей статье.

Перед тем, как продолжить наш рассказ, вновь обратим внимание читателей на очень заметный тренд, проявляющий себя в том, что не только не сдают своих позиций, но и всячески укрепляют их некоторые музыканты, принадлежащие к золотой плеяде классического рока. Каковое происходит, несмотря на их солидные возраста, зашкаливающие за 70-летние отметки.

Наши герои из Green Day также уже не молоды. Им не так давно стукнуло по полтиннику (все они родились в 1972 году)! При этом они явно принадлежат к другому, отличному от мастодонтов эпохи классического рока, классу. Но, по нашей версии, «калибр» Green Day не менее масштабен, хотя любые сравнения тут будут вряд ли уместны и даже спекулятивны. Речь можно вести разве что о музыкальной преемственности, в плане трудолюбия, умения работать с публикой, таланте и сложности артистических характеров!

Концерт Green Day (фото: Wikimedia Commons/ ASK)

Здесь для развития сюжета нашего исследования представляется важным отметить, что панк был весьма объёмным явлением. Он лишь казался простым, как «пять копеек», но вовсе таковым не являлся! Музыкальная преемственность в панке, несомненно, присутствует! Если делать глобальный обзор жанра, то нельзя ограничиться 20 или даже 80 группами. Особенно, если учесть, что панк состоит из разных временных стилистических и жанровых «волн», отличающихся друг от друга.

Первая из которых, соответствует началу-середине 1960-х годов в Штатах (где обитали их энергичные гаражные предшественники, вроде The Sonics, MC5, New York Dolls, ранних Stooges великолепного Игги Попа или суперэстетских Velvet Underground Лу Рида и Джона Кейла). Они не были тогда поняты, появившись раньше времени. Но дорожку ко второй волне панка, резво стартовавшую в середине 1970-х годов в Англии (где выделялись: Clash, The Damned, Buzzcocks, The Jam, Siouxsie And The Banshees, Stiff Little Fingers, Penetration, Sham 69, The Stanglers, The Undertones) и прочим – в лице: «новой волны» и её готической разновидности, альтернативных течений рока, пост-панка, хардкора, инди и так далее, протоптали.

По одной из версий, возникновение панка, вообще, можно рассматривать как долгожданное явление для меломанов средних лет, так и более молодых по возрасту слушателей, утомлённых продукцией многих групп и исполнителей (особенно в их прог-роковой ипостаси), которые к концу 1970-х годов не только всем наскучили, но становились всё более неуместными. Такое положение вещей не могло длиться долго. Оно, в итоге, пришло к своему логическому завершению, вылившись в сочинение музыки, не предполагавшей музыкального образования, значительного гастрольного опыта, сложившегося менеджмента, наличия контракта с крупным звукозаписывающим лейблом и другими условностями (как, кстати, и в раннем рок-н-ролле).

Песни панков были полны гнева и разочарования. Главным моментом этики панка было объявление бескомпромиссного неприятия всего, что они считали надуманным, поверхностным или нечестным. Они пели о том, что знали и чувствовали, попав на время в самое яблочко искомых чаяний аудитории, соскучившейся по искренности и нелицеприятной правде-матке. Вдруг, стало не нужно жить жизнью других, превращая себя в клон инопланетного Зигги Стардаста, роскошного до невозможности Рода Стюарта, вальяжного Элтона Джона или пересахаренного (местами) Марка Болана. Как писал авторитетный журнал Classic Rock в специальном выпуске «1970-е» (статья о панке авторства Йена Фортнэма): «Не надо было тосковать по какому-то «золотому» году, который ты даже не попробовал на вкус и вообще смутно помнишь. Панк был здесь, панк был сейчас и панк был тем, чего хотелось тебе»!

Видео не может быть загружено.

Панки обожали покричать о том, что у них нет не только особняка с подстриженной лужайкой, автомобиля и подруги, а какой-либо стоящей работы, в целом. Соответственно, нет денег и возможностей их заработать! Отсутствие будущего (англ. «No Future») и всепоглощающая скука стали ключевыми лозунгами панка. К примеру, великолепные The Ramones любили поговорить о том, как они сыты по горло песнями о гламурных звёздах, несущихся в дорогих тачках к подругам (непременно топ-моделям!) ожидающим их с бокалами коктейлей в просторных бассейнах…

The Ramones 1976 (фото: Wikimedia Commons/ Plismo)

А их английские коллеги по сцене The Sex Pistols пошли гораздо дальше. Они довели схему своих прототипов из New York Dolls (менеджером которых был в своё время Мальком МаКларен) до «совершенства, заменив липкий глэм-рок на пролетарскую озлобленность, где музыка была лишь одним из членов уравнения»!

К чему мы про это говорим? А к тому, что природа панка, по сути, эфемерна. Периодически составляемые коллекции дисков (вроде «Variuos – 1-2-3-4 Punk & New Wave 1976-1979» 1999 года выпуска, «The Best Punk Album In The World…Ever» 1995 года выпуска) и им подобные компиляции, куда включаются песни самых важных исполнителей его первой, второй, третьей и других волн, открывают бесконечные возможности для склок. Ибо создать их трек-листы безукоризненными и устраивающими всех меломанов, вряд ли представляется возможным!

Тем не менее, нет никаких сомений в том, что подобные попытки делались, делаются и будут продолжать, делаться. «Хочешь быть передовым – сей квадратно-гнездовым!», – как советовали некоторые продвинутые передовики посевных работ. По нашей версии, герои нашей статьи Green Day прекрасно ориентируются в особенностях развиваемого ими музыкального жанра, который (в их частном случае) трудно отнести к «чистому» (англ. «true») панк-року. Это – один из основных упрёков, который предъявляется музыкантам, наряду с продажностью крупным музыкальным корпорациям, издающим и рапространяющим альбомы Green Day.

И, действительно, стилистика выпускаемых в «нулевых» альбомов «Зеленосуточных» весьма эклектична. Что абсолютно нормально и идёт в общем русле развития мировой музыкальной истории (что мы исследуем). Пол Роланд в его «Рок и поп» справедливо и точно подметил, что во времена «Большого панк-взрыва» середины-конца 1970-х явление «было воспринято как нигилистическое, антимузыкальное движение, фактически бывшее попыткой отобрать рок у торговцев, которые были уже не молоды. Панк промелькнул и исчез, как и любое другое увлечение. Однако он привлёк в рок и поп немало талантливых женщин (как Патти Смит или Дебби Харри – авт.). Напомнив каждому, что музыка может быть полной жизни и, подчас, опасной»!

The Stranglers (фото: Wikimedia Commons/ Robman94)

На практике это поощряло каждого подростка, горевшего желанием, независимо от своих музыкальных способностей, сформировать группу, выйти на сцену, сыграть свои три неповторимых аккорда и всласть поорать, выплеснув мегатонны энергии! А также способствовало возникновению эстетики «Сделай Сам» (англ. «Do It Yourself» – «DIY»), уникальному оформительскому дизайну пластинок, организации музыкальных клубов, созданию множества крошечных, независимых звукозаписывающих фирм (инди-лейблов), некоторым из которых, вроде Mute или 4AD, удалось оказать серьёзное воздействие на музыкальный бизнес и много чему ещё.

Всё перечисленное имеет прямое отношение к Green Day, которые стали мощно проявлять себя уже в начале бурных 1990-х и продолжают свой неповторимый, энергичный, забористый внутри, неравнодушный к общественным и политическим проблемам, «движ» до сих пор в лице беспокойного альбома «Revolution Radio» (2014), так и новинки «Savoirs» (2924) с обложкой, где изображён подросток, снятый на фоне горящей машины! Об этом мы поговорим в дальнейшем. Пока не премину отметить, что для лучшего понимания «корней» музыки Green Day (и их сценических коллег, вроде Offspring, Blink 182 и др.) такой экскурс, в становление и развитие жанра был, на мой взгляд, необходим.

Видео не может быть загружено.

P. S. Также не устаём напоминать, что в 2024-м широко отмечается 70-летие с даты появления 5 июля 1954 года в небольшой «Sun Studio» (и последующей записи) Элвиса Пресли! Этому знаковому событию, сопутствующим ему ранним годам становления рок-н-ролла и некоторым его колоритным героям, наше издание посвящает ряд статей.

Продолжение следует.

Алёша Бесконвойный

02.05.2024 18:47

Просмотров: 4806