Версия // Культура // Почти все рок-н-ролльные пути ведут из Мемфиса

Почти все рок-н-ролльные пути ведут из Мемфиса

5028

Наружа всех измерений. Часть 4

Почти все рок-н-ролльные пути ведут из Мемфиса (фото: Wikimedia Commons/Masahiro Sumori)
В разделе

Среди многих критиков и меломанов существует весьма распространённое и устойчивое мнение, в соответствии с которым считается, что рок-н-ролл был создан человеком по имени Сэм Филлипс. Он был владельцем небольшой студии звукозаписи «Sun Records» в городке Мемфис, что расположен в штате Теннеси.

Столь эпохальное событие, несомненно, наложившее огромный отпечаток на развитие музыки, произошло летом 1954 года (то есть 70 лет назад!). Тогдашние молодые, но уже вполне состоявшиеся звёзды в лице Хаулин’ Вулфа, Би Би Кинга и Айка Тернера собрались и сообразили «на троих» душераздирающий блюз, который был, не совсем похож на каноны жанра.

Тут будет уместно вспомнить, что Сэм Филлипс (Sam Phillips) не был случайным человеком в звукозаписывающей индустрии. Так как ещё в 1951 году они вместе с Айком Тернером (Ike Turner) записали драйвовый опус «Rocket-88», где удачно скрестили джазовый свинг с доминирующим в буги-вуги фортепиано и забористым соло на саксофоне, исполненным афроамериканцем Джеки Бренстоном.

В этой композиции (ставшей со временем культовой и считающейся предтечей современного рок-н-ролла) им удалось запечатлеть характерный ритм, получивший название «стук вагонных колёс», дополнив его резким (словно наждачная бумага) саксофонным соло и мощным характером исполнения, которое создавало у слушателя впечатление нарастающего ритма, хотя он оставался неизменным!

Несмотря на такие заслуги, Филлипс и Тернер считались к 1954 году «исписавшимися» и не то, чтобы неудачниками, но артистами, «звёзд с неба не хватавшими». Хотя получилось именно так, что удача явно благоволила дядюшке Сэму Филлипсу, которому было суждено сыграть ключевую роль в дальнейшем развитии событий. На мой взгляд, такое произошло совсем неслучайно, но, как и многое в человеческой жизни, было до поры до времени непредсказуемым и скрытым в «тени»!

О намечаемом в 2024-м году большом праздновании 70-летней даты с момента появления 5 июля 1954 года в небольшой «Sun Studio» (и последующей записи) неподражаемого Элвиса Пресли и подыгрывавших ему музыкантов, мы уже писали!

Возникшим тогда музыкальным стилям, а также сопутствующим им ранним годам становления рок-н-ролла и некоторым его колоритным героям, вроде Джерри Ли Льюиса, Литтл Ричарда, Чака Берри и ряде других исполнителей мы также посвятили и посвящаем ряд статей.

По теме

Логично, что здесь на страницах нашего исследования во весь свой гигантский рост появляется фигура Элвиса Пресли, о которой и пойдёт дальнейший разговор. Скажу ещё о ряде важных моментов, связанных с вышеупомянутой композицией «Rocket-88». В американской звукозаписывающей индустрии начала 1950-х годов были сильны расовые предрассудки и связанные с ними ограничения. Например, тот факт, что участвовавший в её записи саксофонист Бренстон (как и Айк Тернер) были чернокожими, накладывало на Сэма Филлипса, как владельца студии, существенные ограничения. Он был вынужден лицензировать плёнки на чёрной этикетке фирмы «Chess», работавшей с цветными музыкантами. Лишь её продажи признавались экспертами, работавшими с ритм-энд-блюзовыми чартами!

То есть, с одной стороны, созрел «плод» соития белого кантри (в стиле 1920-х годов именуемого иногда «хиллибили», с характерным использованием банджо) и боевых чёрных блюзовых (ритм-энд-блюзовых) гитарных ритмов. С другой, стала очевидна необходимость в возникновении белого исполнителя свежеиспеченного стиля, названного «рокабилли», который бы владел «чёрным» звуком».

Каковым и стал наш герой, простой водитель грузовика по имени Элвис Пресли (Elvis Presley), однажды «засветившийся» в студии Филлипса, самостоятельно оплатив и записав несколько песенок в честь рождения своей матери на виниловой пластинке. И ведь поначалу ничего не предвещало грядущих музыкальных катаклизмов! Обычная для тех времён вещь – молодой 19-летний парень решил уважить свою маму и поздравить её таким оригинальным способом. Таких ребят было немало.

Всё так. Но в развитие событий вмешался ещё один дополнительный фактор в виде феноменального чутья гитариста, иногда работавшего с Филлипсом, звавшегося Скотти Мур (Scotty Moore). И этот фактор стал определяющим! Именно Мур заставил Сэма Филлипса найти телефонный номер Элвиса, уговорить его на прослушивание и записать будущую мировую звезду! Хотя впоследствии Скотти вспоминал, что Пресли был «зелен, как тыква», что всё спетое Элвисом поначалу его «не прошибло» и так далее. Присутствовавший на первоначальном прослушивании Пресли ещё один музыкант, басист из группы Мура по имени Билл Блэк (Bill Black), также не слишком впечатлился услышанным. Тем не менее, событие состоялось и привело к масштабным последствиям!

Продолжение следует.

«Наша Версия» отмечает, что в 2024 году Сэму Филлипсу мог бы исполниться 101 год (он родился в январе 1923 года). RIP!

Редакция поздравляет читательниц с 8 марта! Желает всем здоровья, мира и любви!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.03.2024 10:13
Комментарии 0
Наверх