// // Эксперты нужны Министерству культуры для прикрытия необъективных решений

Эксперты нужны Министерству культуры для прикрытия необъективных решений

467

Сам себе советчик

Новый проект Александра Миндадзе остался без государственной поддержки
Фото: ИТАР-ТАСС
Новый проект Александра Миндадзе остался без государственной поддержки Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Многие отечественные кинематографисты с особым волнением ожидали последней недели июля. В эти дни решалась судьба многих проектов – точнее, тех из них, что претендовали на государственную поддержку. Сформированные Министерством культуры экспертные советы по игровому кино и телевизионным сериалам должны были вынести свои вердикты: кому предоставлять субсидии из федерального бюджета на 2013 год, а кому нет. Дело, как водится, закончилось скандалом. Проект Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Пётр» денег не получил, хотя его и одобрили эксперты. Оказалось, что у них есть лишь право совещательного голоса, а решают всё исключительно чиновники.

Министерство культуры очень гордилось тем, что в этом году на смену кулуарным решениям пришла новая форма отбора достойных бюджетной поддержки проектов – так называемый питчинг (от англ. pitch – выставлять на продажу). Претенденты на бюджетные деньги представляли свои проекты экспертным советам, что называется, в очной форме. Режиссёры и продюсеры приезжали на заседания в Министерство культуры и лично объясняли экспертам, почему именно им нужно дать деньги. Это, правда, был уже третий этап конкурса: до этого отсев проводился без всякого «питчинга» и проекты не допускались к дальнейшему рассмотрению с универсальной формулировкой «как не соответствующие критериям отбора».

Чтобы избежать претензий со стороны тех, кто добрался до очной стадии, но в результате ничего не получил, Министерство культуры выпустило даже специальный приказ от 08.02.2013 № 115 «Об организации работы по предоставлению субсидий организациям кинематографии на производство национальных фильмов». Согласно этому документу, в том случае, если объём бюджетных средств, выделенных на финансирование кинопроизводства, министерству не позволяет поддержать все вошедшие в список наиболее вероятных кандидатов на получение субсидий проекты, на итоговом заседании экспертных советов проводится тайное голосование. Поскольку недостаток бюджетных средств являлся практически неизбежным, приказ должен был помочь избежать возможных скандалов.

Казалось бы, всякое вмешательство чиновников в решение советов было исключено, тем более что советы формировали эти самые чиновники – и состав их сам по себе вызывал большие вопросы. Скажем, на решающем «питчинге» на получение субсидий на производство игровых авторских и экспериментальных фильмов (то есть «большого» кино) присутствовали 24 человека. Среди них пять чиновников министерства (директор департамента кинематографии и модернизаторских программ В. Тельнов, его заместитель Е. Громова, начальники отделов А. Иконников и Е. Лапина, консультант А. Самсонов), продюсеры А. Васильев, А. Готлиб, С. Еремеева, А. Ким, А. Котелевский, С. Мелькумов, В. Сидоренко, гендиректор сети кинотеатров «Пионер» М. Назари, гендиректор «Кронверк Синема» А. Терешок…

Трудно было предположить, что мнение экспертов и мнение министерства могут не совпасть. И три из четырёх заседаний прошли в тёплой, дружественной обстановке. Новообразованный экспертный совет по телевизионным сериалам поддержал четыре проекта из семи – «Тихий Дон» Сергея Урсуляка (ООО «Москино»), «В августе 44-го» Михаила Хлебородова и «Декабристов» Н. Высоцкого (оба – ОАО «Первый канал»), «Бесов» Владимира Хотиненко (ООО «Нон-стоп продакшн»). Экспертный совет по игровому кино сначала одобрил 10 проектов режиссёров-дебютантов, а затем ещё 10 игровых фильмов для детей. А вот когда распределялись субсидии на производство «игровых авторских и экспериментальных фильмов», грянула буря.

В протоколе решающего заседания содержалась рекомендация включить в перечень организаций кинематографии – получателей субсидий в 2013 году 12 фильмов: «Двое в степи» (режиссёр С. Попов), «Ночник» (Гай Германика), «Чайковский» (К. Серебренников), «Две женщины» (В. Глаголева), «Левиафан» (А. Звягинцев), «Со дна вершины» (В. Ахадов), «Спасение» (И. Вырыпаев), «Чёрная вода» (А. Лунгин, С. Осипьян), «Маяковский» (А. Шейн), «Лучшая в мире (Русалочка)» (Г. Сукачёв), «Батальон смерти» (И. Угольников) и «Четыре сезона» (Ф. Бондарчук, Р. Прыгунов, П. Буслов, К. Буслов). Собственно, список тех, кто прошёл отбор, особых возражений ни у кого не вызывал: режиссёры в него попали или заслуженные, или популярные, или и заслуженные и популярные одновременно. Изумление экспертов вызвало то, что в число поддержанных не попал проект Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Пётр». Дело в том, что, как выяснили сами эксперты, честно раскрыв друг другу тайну своего голосования, картину Миндадзе большинство из них… поддержало! А вычеркнули её волевым решением чиновников, которым, как выяснилось, советы нужны лишь для прикрытия, ведь обнародован был список именно в качестве заключения экспертов.

Опубликовано:
Отредактировано: 07.08.2013 16:33
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх