// // «Эффективные менеджеры» из холдинга «Вертолёты России» превратили прибрежное авиапредприятие в VIP-гостиницу

«Эффективные менеджеры» из холдинга «Вертолёты России» превратили прибрежное авиапредприятие в VIP-гостиницу

3784

Севастопольские интересы вертолётного холдинга

8
В разделе

Когда вся страна отмечала День дурака, наше правительство работало. 1 апреля заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин и гендиректор АО «Вертолёты России» (ВР) (входит в корпорацию «Ростех» под управлением Сергея Чемезова) Александр Михеев посетили ГУП «Севастопольское авиационное предприятие» (САП), заодно пообщавшись с нынешними хозяевами города – полпредом Белавенцевым и губернатором Меняйло.

По итогу визита замгубернатора Алексей Еремеев объявил, что САП будет полностью передан в федеральную собственность, хотя ранее планировалось часть акций оставить в активе городского правительства.

Формально в потере контроля над заводом со стороны города Еремеев обвинил законодательное собрание, которое так и не приняло программу приватизации на 2016 год. Но, по мнению местных наблюдателей, причина совершенно другая.

Этим заводом так называемый вертолётный холдинг заинтересовался с самого начала перехода Крыма в российскую юрисдикцию. И интерес этот, судя по всему, был выражен отнюдь не производственными возможностями, а исключительно большим куском прибрежной территории, которую в настоящее время занимает завод. Пользуясь своим влиянием в вертолётной отрасли, руководители из АО «Вертолёты России» уже тогда заявили, что САП сможет получать заказы на ремонт вертолётной техники только тогда, когда перейдёт под полный контроль холдинга. Этим они поставили ультиматум севастопольскому предприятию. А так как в новой российской действительности хозяйственные субъекты, на которые «положили глаз» обласканные властью монополисты, по сути, бесправны, Севастополь был вынужден принять условия ультиматума. Сразу же директором завода стал, по информации, изложенной в письмах севастопольской общественной организации «Севастопольский вымпел», ставленник АО «Вертолёты России», выходец из КумААП Алексей Толмачёв. Таким образом контроль над предприятием был установлен. Но изменений к лучшему не происходило. Похоже, что не без участия Толмачёва всё это время предприятие системно уничтожалось.

Развал за два года

Как указано в вышеупомянутых письмах, после перехода завода под фактическое управление вертолётного холдинга из общей численности персонала, составлявшей около 380 человек, осталось порядка 120 производственных рабочих. Основными причинами увольнения послужили низкая зарплата и отсутствие постоянной загрузки. Ведь что касается производства – похвастаться тут нечем. Загрузка не способна обеспечить занятость даже оставшимся работникам предприятия. За два «российских» года из ремонта было выпущено всего два вертолёта.

По мнению трудового коллектива, как сообщает «Севастопольский вымпел», проводимая Алексеем Толмачёвым политика очень похожа на уничтожение завода в целом. Происходит кадровая чехарда в руководстве предприятия. Увольняются специалисты руководящего звена, имеющие профильное авиационное образование и опыт работы. По всей видимости, закрыты многие участки технологической производственной цепочки, цех сборки уже практически потерял ведущих специалистов – сборщиков, настройщиков, регулировщиков. В общем, налицо все признаки уничтожения этого старейшего предприятия.

Зато руководство завода в полной мере пользуется всеми прелестями его расположения, превратив своё пребывание в курорт. Если информация с сайта joursev.ru верна, то бытовой корпус с баней, душевыми, раздевалками и спортзалом, который ранее был построен для рабочих, превратился в VIP-номера, в которых живут сам директор и его приближённые. По заявлениям заводчан, за проживание, свет, воду и прочие услуги ни директор, ни другие лица, там проживающие, не платят ни копейки. Это при том, что в среднем зарплата директора и руководящего состава отличается в 5–8 раз от зарплаты производственных рабочих, о чём также сообщается на указанном выше портале.

Бывший командир в/ч 63994 (770-й Авиаремонтный завод – так именовался САП в советский период) полковник в отставке Иван Ермаков, анализируя состояние «…производственных мощностей, возможностей выполнения всего цикла капитального ремонта вертолётов, наличия подготовленных высококвалифицированных кадров, способных выполнять не только сборку, но и регулировку, доводку, проведение испытаний всех составляющих вертолётов и их систем в комплексе, наличие работоспособного современного оборудования, стендов, контрольно-измерительной аппаратуры, инструмента и приборов…», приходит к выводу: «Севастопольского авиационного предприятия как такового больше не существует. Завод не способен выполнять в полном объёме и качественно работы по восстановлению и модернизации современной авиационной техники. Завод растерял кадры». И этого «результата» входящему в корпорацию «Ростех» Сергея Чемезова холдингу ВР, представленному на заводе Толмачёвым, удалось добиться за каких-то два года. Примечательно, что все трудности деятельности в украинский период завод пережил и выстоял. И вот наконец придя туда, куда мечтали жители города и заводчане – в Россию, неожиданно для всех стал просматриваться его возможный конец.

Меняйло уходит в сторону

Именно поэтому, якобы по «просьбам трудящихся», а скорее всего Толмачёва, САП с «великой радостью» так рвался вступить в ВР. Как говорится в принятой постановлением правительства Севастополя № 913-ПП от 25.09.2015 программе приватизации государственного имущества на 2015–2020 годы, в 2016 году было запланировано провести реорганизацию завода из государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Заместитель губернатора Алексей Еремеев, который вёл заседание, заявил: «Речь идёт об акционировании предприятия с последующим внесением инвестиций от ОАО «Вертолёты России» и ГК «Ростехнологии». Эта мера будет способствовать эффективной работе и развитию предприятия». То есть «морковка» в виде обещанных инвестиций воспринималась в правительстве Севастополя настолько хорошо, что там даже не удосужились поинтересоваться финансовым состоянием холдинга. А оно к тому времени было плачевным – падение объёмов производства уже вошедших в холдинг предприятий по итогам 2015 года составляло до 60% от прежних показателей. Примером тому может служить недавнее заявление работников улан-удэнского завода, которые в своём обращении к президенту, по сути, выразили недоверие деятельности ВР. Так откуда взяться инвестициям? Более того, сам так называемый холдинг готов продаться то ли арабам, то ли своим прямым конкурентам. И вопросом этим системно занимается чуть ли не всё российское правительство. Сначала этим занимался министр Денис Мантуров, а теперь и министр экономического развития Алексей Улюкаев, объявивший об интересе авиационного гиганта Airbus к покупке доли «Вертолётов России». Однако французы поспешили опровергнуть заявление российского министра.

Вся эта шумиха вокруг продажи ВР убедительно показывает, что финансовые дела у этой непроизводственной надстройки крайне плохи. Похоже, этого не понимают только в правительстве Севастополя. Или не хотят понять… Я думаю, что для Меняйло и всей его «честной компании» главное – перекинуть ответственность за творимый в городе в течение двух лет промышленный развал на кого-то другого и не важно, чем это на деле обернётся для Севастополя.

Денис Мантуров знает, как обращаться с землёй

Изначально предполагалось, что передача в холдинг севастопольского предприятия пойдёт по следующей схеме: 50% плюс одна акция уйдут в ВР, а всё остальное останется городу. Эта схема позволяла городу хоть как-то влиять на политику холдинга, проводимую на заводе, и получать доход от деятельности предприятия в городскую казну. У тех, кто был в курсе ситуации и имел представление о реальных интересах холдинга, предложенная схема сразу вызвала много вопросов. Дело в том, что ВР скорее всего интересовала лишь заводская земля. В пользу этого тезиса может говорить вся деятельность холдинга за предыдущий период по отчуждению московской территории АО «МВЗ им. М.Л. Миля» и выводу КБ за Московскую кольцевую автодорогу, а также недавнее выселение АО «КАМОВ» со своей территории и слияние его с милевской структурой. А недавний скандал вокруг структур, имеющих отношение к жене министра Мантурова, предположительно, связанных со строительством объектов в Геленджике и занимающихся там многомиллиардным строительным бизнесом, натолкнули на мысль, что Денису Валентиновичу приглянулась и севастопольская площадка. Почему бы не преподнести подарок собственной жене?! Тем более что она своим «трудом» обогащает всё семейство.

Подтверждением такого развития событий и стало решение о полной передаче предприятия в федеральную собственность – вероятно, с последующей передачей его контролируемой Мантуровым структуре. Действительно, в случае раздела пакета акций между городом и ВР было бы трудно претендовать на полный кусок земли, занимаемый заводом, да и выводить земельные активы было бы сложно. А теперь всё будет в одних руках. Занимаемая заводом площадь немаленькая – только основная производственная площадка составляет около 17 гектаров прибрежной территории с готовыми коммуникациями (электричество, газ, вода, тепло и прочее). Всё это оценивается примерно в 3 млрд рублей. Есть ещё одна площадка в 2 гектара земли прямо в центре проспекта Октябрьской Революции, которая тянет где-то на 250 миллионов. Так что кусок, прямо скажем, лакомый. И всё это холдинг получит бесплатно в обмен на якобы планируемые на «модернизацию» инвестиции в объёме всего 400 миллионов! То есть даже за землю вся эта «честная компания» не хочет заплатить городу реальную цену?

Можно с большой степенью точности предположить, что по отработанной ранее на других предприятиях схеме холдинг вскоре начнёт перевод производства куда-нибудь за городскую черту и на этом история завода закончится. Тем более что назначенный в 2014 году на должность директора Алексей Толмачёв ещё тогда заявлял: «Как правило, строительство авиационных предприятий в России начиналось на окраине. Теперь же с расширением городов они оказываются расположенными в центре города. У нас в планах увеличение объёмов производства. Как инженер, я вижу несоответствие расположения завода. При этом интересен перенос завода с условием строительства рядом аэропорта и вертолётодрома».

Следовательно, одно из старейших авиационных предприятий страны имеет все шансы прекратить своё существование уже в ближайшее время, если его передача в ВР действительно состоится.

КОНКРЕТНО

Своё начало «лётная» территория на берегу бухты Круглой (ныне Омега) в Севастополе ведёт аж с 1912 года. До революции 1917 года на этой территории базировался филиал Московского центрального аэрогидродинамического института, где проводились испытания летательных аппаратов. Уже при советской власти на базе ангаров и помещений ЦАГИ были созданы авиационные мастерские по ремонту авиатехники Черноморского флота, и в конечном итоге был создан 770-й авиационно-ремонтный завод (в/ч 63994) Министерства обороны СССР.

В Великую Отечественную завод участвовал в героической обороне города. Он восстанавливал повреждённые в боях самолёты, изготавливал миномёты, гранаты и другое вооружение, требовавшееся защитникам Севастополя. Немцы расценивали завод как реальную «боевую единицу» и поэтому пытались неоднократно его уничтожить. На территории завода во время налёта фашистской авиации погибли герой испанской войны, командующий авиацией ЧФ легендарный лётчик генерал Николай Остряков и ещё более 40 офицеров, краснофлотцев и рабочих завода. После войны завод был восстановлен из руин, а уже к началу 90-х годов прошлого столетия стал настоящим военным производством, на котором трудились сотни людей, давая новую жизнь самолётам и вертолётам для боевых частей морской авиации, пограничникам, частям ВВС. Ежемесячно в боевые полки отправлялось пять летательных аппаратов, прошедших полный цикл капитального ремонта или модернизации.

Но похоже, что «эффективные менеджеры» из ВР бесславно закончат историю завода, превратив его в элитный коттеджный квартал с отдельным яхтингом, эллингами и гостиницами. По крайней мере именно такое мнение бытует в городе среди работников завода и общественности. И оно, судя по происходящим вокруг завода процессам, не безосновательно.

Опубликовано:
Отредактировано: 25.04.2016 12:10
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх