Версия // Спорт // Ведущий чемпионат мира по автогонкам обостряет интригу, снижая статус

Ведущий чемпионат мира по автогонкам обостряет интригу, снижая статус

1724

«Формула» тормозит

В разделе

Стартующий в конце нынешней недели чемпионат мира по автогонкам в самом престижном классе машин «Формула-1» обещает непредсказуемую интригу, упорную борьбу за первенство в личном и в командном зачёте, а также множество скандалов и интриг. Виной тому – мировые экономические потрясения и связанная с кризисом небывалая активность чиновников Международной федерации автоспорта (FIA). Функционеры, похоже, решили на фоне финансовых проблем всего мирового автопрома провести кардинальную техническую реформу «Королевских гонок», надеясь если не привлечь на трибуны дополнительных болельщиков, то хотя бы не растерять тех фанатов, что уже подсели на наркотик автогонок. Вот только эти самые многочисленные нововведения почему-то воспринимают в штыки и поклонники автоспорта, и участники соревнований.

Буквально за неделю до старта очередного чемпионата Совет FIA обострил и без того непростые отношения с Ассоциацией команд «Формулы-1» (FOTA), приняв решение определять чемпиона мира в личном зачёте не по сумме очков, набранных в результате всех гонок, а по числу побед в отдельных Гран-при. При этом данное правило действует исключительно избирательно и касается только претендентов на титул: все остальные места распределяются по старой схеме, когда за каждое место в гонке автогонщикам начисляется определённое число баллов. Не будет распространена система учёта побед на этапах и на командный Кубок конструкторов.

Чиновники федерации утверждают, что данное новшество введено по инициативе большинства команд. Однако FOTA в своё время предлагала не только увеличить значимость числа побед в гонках над банальной суммой набранных очков, но и усилить математическое «обеспечение» чемпионства: за победу в Гран-при предлагалось давать 12 и даже 15 баллов вместо нынешних 10. Но «арифметика турнира» оставлена FIA без изменений, так что, как полагают эксперты, в чемпионате вполне возможна ситуация, когда победителем общего зачёта за счёт большего числа побед станет пилот, не только набравший меньше очков, чем его преследователи, но и банально сошедший с дистанции в нескольких других гонках. Получается, что из борьбы за первенство как бы исключается фактор надёжности болидов, как один из важнейших прежде для достижения успеха.

Ещё одну «бомбу» новая система определения чемпиона закладывает под понятие командной тактики в чемпионате. При прочих равных обстоятельствах топ-команды вынуждены будут уже после нескольких стартовых гонок делать максимальную ставку на одного из двух пилотов, вольно или невольно «притормаживая» второго. Например, можно не сомневаться, что выиграй Кими Райкконен одну-две гонки в начале сезона, и его партнёру по «Феррари» Фелипе Массе будет дано указание лишь всячески помогать финну в ущерб собственному потенциалу. То же, впрочем, ожидает и Райкконена, если выигрывать начнёт Масса. Да и другие «конюшни» вряд ли сумеют в этой ситуации избежать соблазна поддержать своего чуть более удачливого пилота. А ведь командная тактика такого рода в прежние времена неоднократно вызывала недовольство и владельцев «Формулы-1», и руководителей FIA.

Впрочем, чуть ранее владельцы команд и организаторы гонок сошлись в необходимости серьёзной корректировки технического регламента. Цели преследовались две: .

Во-первых, на трассы возвращаются «слики», то есть шины без традиционных канавок. Они должны увеличить сцепление резины с трассой и компенсировать потери в аэродинамике. Во-вторых, произошло упрощение конструкции базовых аэродинамических элементов и запрет всех дополнительных (боковые дефлекторы, сайдподы, открылки и пр.). При этом переднее антикрыло стало шире, и в нём появилась секция, управляемая гонщиком: пилот теперь может уменьшить так называемый «угол атаки» или увеличить его, если нужна большая прижимная сила. В-третьих, команды впервые могут использовать системы рекуперации кинетической энергии (KERS), запасающие мощность на торможении и использующие её на прямых. KERS активируется нажатием специальной кнопки на руле и может использоваться только один раз на круге. Но этого может оказаться достаточно, чтобы совершить невозможный ранее обгон.

Попутно у машин уменьшено максимальное число оборотов двигателя, а тесты болидов сокращены до недели накануне первого Гран-при, после чего до конца чемпионата запрещены полностью. Общая дистанция тестов ограничена 15 тыс. километров. Команды при этом могут использовать для доработки машин свободные заезды по ходу каждого Гран-при. Всё это по мысли организаторов должно значительно увеличить возможности гонщиков на трассе при некотором снижении общих затрат. Впрочем, как сказал один из самых известных менеджеров, глава команды «Рено» Флавио Бриаторе: «Формула-1» очень сложна, и часто, если вы пытаетесь сократить расходы, они, наоборот, возрастают».

И ведь крёстный отец многократных чемпионов мира Михаэля Шумахера и Фернандо Алонсо прав: кажущееся упрощение технического регламента влечёт за собой дополнительные расходы просто потому, что состояние болидов, за несколько предыдущих лет накопивших множество технических новинок, слишком заметно упрощается. Но и отказ от определённых усовершенствований команды вынуждены оплачивать через поиск соответствующих регламенту технологий.

А ведь над планетой продолжает полыхать экономический кризис, едва ли не более всего ударивший как раз по мировому автопрому. Можно вспомнить, что из чемпионата мира по ралли ушли такие знаменитые марки, как «Субару» и «Судзуки», а в ралли-рейдах отказалась участвовать ещё одна знаменитая японская корпорация – «Мицубиси». «Формуле-1» удалось счастливо избежать массового банкротства команд, но команда «Хонда» была на грани ликвидации, и лишь энергичное вмешательство её топ-менеджера Росса Брауна сохранило «конюшню» для гонок: теперь она будет выступать под названием «Браун Гран-при».

Все без исключения формулические команды в массовом порядке «затянули пояса», значительно сократив расходы и обслуживающий персонал. Именно поэтому против технических новинок нынешнего сезона никто из топ-менеджеров «Формулы» сильно не возражал. Месяца полтора-два назад даже обсуждался вопрос о введении «потолка зарплат» для пилотов, но, кажется, с этим решили повременить: в конце концов, у большинства гонщиков имеются действующие контракты, и как сократить затраты по ним, не нарушая юридической составляющей, никто ещё не придумал.

Однако на прошлой неделе FIA решила ударить по кризису с другого конца: в условиях нынешней тяжёлой финансовой ситуации федерация установила «рекомендуемый потолок расходов» – 42 млн. долларов (или 30 млн. фунтов стерлингов, или 33 млн. евро) на все затраты команд «Формулы-1» в стартующем сезоне. Эта сумма, по мнению чиновников, способна покрыть любые расходы, в том числе направленные на модернизацию болидов. Казалось бы, участники чемпионата должны были встретить такое пожелание организаторов чемпионата в штыки. Поэтому, видимо, и сама FIA сопроводила введение потолка словом «рекомендуемый» и даже «необязательный». То есть по большому счёту команды вправе проигнорировать спущенную сверху инструкцию.

Но в том-то и дело, что всем «конюшням», которые согласятся на определённый федерацией лимит средств, предназначается технический бонус от FIA, и выглядит он весьма заманчиво. Это и либеральный подход к аэродинамической конфигурации болида, и мотор, с которого снят обязательный лимитатор, и запрет на доводку, и право на использование мобильных закрылков и ещё более мелких, но не менее значительных послаблений. Все эти преимущества, по мнению экспертов, вполне могут вырасти в весьма солидную экономию времени на каждом отдельном круге гонки. А потому представители FOTA на словах хотя и противятся введению «потолка бюджета», но на деле желают глубже изучить вопрос. А вдруг преимущества стоят сокращения расходов?

Вопрос остаётся только в одном: как проверить, соблюдается ли пресловутый «потолок расходов». На эту тему FIA пока ничего не говорит. Зато пошли новые разговоры о том, что кризис вполне может спровоцировать отделение структур FOTA от турнира под эгидой FIA. Говоря более простыми словами, представители крупнейших автопроизводителей вновь задумались об организации чемпионата мира без участия международной федерации. Просто потому, что многие начинания чиновников FIA выглядят как «добрые намерения, коими выложена дорога в ад».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.03.2009 11:59
Комментарии 0
Наверх