// // Сотовым операторам разрешили размножаться

Сотовым операторам разрешили размножаться

355

Виртуальная выгода

Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Недавно министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев подписал приказ, регламентирующий деятельность виртуальных операторов (MVNO – Mobile Virtual Network Operator). Как говорится в сообщении министерства, необходимость разрешения MVNO настала в условиях замедления роста абонентской базы традиционных сотовых операторов. MVNO позволит охватить связью новые слои пользователей.

Операторы виртуальных сетей подвижной связи (операторы ВСПС, или MVNO) потому и называются виртуальными, что они не являются собственниками сетей связи. Виртуальный сотовый оператор – это компания, которая не имеет своей инфраструктуры и пользуется сетью другого оператора. Такие компании обычно делают ставку на нишевую аудиторию и предоставляют на базе чужой сотовой связи специализированные услуги. Виртуальный оператор, иными словами, арендует частоты реального оператора, покупая у него трафик по оптовой цене.

Стоит отметить, что в России уже предпринимались попытки создать виртуального оператора. Пару лет назад нечто похожее на MVNO было впервые реализовано компанией «Корбина Телеком», которая работала на сетях «Вымпелкома» (сейчас принадлежит «Вымпелкому») и Tele2. За ней подобные схемы начали реализовывать другие операторы, например «Матрикс Мобайл» и «Мегател» (оба использовали сеть «МегаФона»).

Эти компании, однако, не полностью подпадали под определение MVNO, так как они просто продавали трафик оператора. Один из наиболее ярких примеров MVNO в России – «Евросеть», которая в 2007 году объявила о начале оказания услуг связи сначала в Самарской, а затем в Саратовской областях под своим брендом. Оператор использует оборудование сети поволжской сотовой компании СМАРТС. Компания привлекала абонентов не только низкими тарифами, но и специальными услугами (в этом и есть одно из основных отличий виртуального оператора от реального). Например, каждый подключавшийся к «Евросети» получал доступ на специальный wap-портал, где мог скачивать бесплатные mp3-мелодии, реалтоны, игры, картинки и т.п. Абонент платил только за трафик. Это, однако, по мнению аналитиков, было скорее PR-акцией, чем реальным бизнесом. Проект оказался непопулярен: услугами «Евросети» как оператора пользуются всего несколько тысяч абонентов. В ноябре 2007 года о проекте запуска четырёх виртуальных операторов до 2012 года объявила компания Effortel. Эксперты тогда скептически относились к перспективам MVNO, считая, что до 2010–2011 года операторы не будут торговать трафиком, а без этого нормальная работа виртуального оператора невозможна. Тот факт, что виртуальные операторы появлялись в России до подписания указа, регламентирующего их деятельность, объясняется тем, что в российском законодательстве просто не было понятия MVNO, поэтому получить лицензию на оказание услуг сотовой связи виртуальные операторы не могли. Но в то же время и власти не могли запретить кому-либо стать виртуальным оператором.

В 2000–2001 годах операторы построили сети 3G по всей Европе, затратив на покупку лицензий миллиарды долларов. Пользователи не спешили оценить прелести новых технологий, и сети долгое время оставались полупустыми. У компаний образовались долги. За счёт массового прироста абонентов возместить затраты было нельзя – рынки развитых стран были уже достаточно насыщены. В этот ответственный момент на помощь и пришла модель виртуального оператора – небольшой нишевой компании.

По теме

Концепция MVNO была разработана для мобильных сетей британским регулирующим органом в области телекоммуникаций Oftel ещё в 1998 году и с тех пор постоянно получает поддержку регулирующих органов. Так, в 2003-м Еврокомиссия дала рекомендацию национальным регуляторам телекоммуникаций проверить рынок мобильной связи на наличие честной конкуренции. Во Франции и Ирландии результатом проверки стало принудительное открытие операторами сетей для MVNO.

Первым коммерчески успешным проектом MVNO стала британская Virgin Mobile, начавшая свою деятельность в 1999 году. На данный момент оператор имеет более 4 млн. абонентов в Соединённом Королевстве. Оператор работает также в Австралии, Канаде, Франции, США и Южной Африке. Этот проект MVNO завоевал такой успех благодаря тому, что предлагает сервисы, которых нет у базовых операторов. Virgin Mobile в специальном, ориентированном на молодёжь тарифном плане предлагает, например, такую услугу, как определение «на слух» исполнителя той или иной музыки. Для этого достаточно на 15 секунд приблизить к магнитофону мобильник, и вскоре на телефон меломана придёт SMS-сообщение с именем исполнителя данной композиции. Другая «фишка» от Virgin Mobile – голосовая почта, которую зачитывает голос знаменитости, например Мадонны или Робби Уильямса.

MVNO более узко сегментируют свою целевую аудиторию. Есть MVNO, который, например, ориентирован на болельщиков одной отдельно взятой команды: им приходят SMS-сообщения о матчах, о результатах, фотографии или видеофрагменты матчей, создаются чаты для обсуждения различных тем, связанных с жизнью клуба. Есть и другая ниша – это этнические группы. Например, очень активно развиваются MVNO, ориентированные на турецкую диаспору в Германии и на арабскую диаспору во Франции. Люди плохо владеют языком страны, а оператор предоставляет им сервис на родном языке. Одним из наиболее успешных виртуальных операторов является британский MVNO O2, работающий на сетях Vodafone.

Поле для деятельности виртуальных операторов очень большое, и компании, пытаясь выделиться, придумывают различные предложения, способные заинтересовать абонентов. Так, японский оператор KDDI работает в США на сетях американского оператора Sprint Nextel. Его «фишка» – дешёвые звонки из Америки в страны Юго-Восточной Азии.

Но дальше всех пошла финская компания Blyk. Она заключила соглашение с британским оператором Orange о создании на базе его сетей виртуального оператора, при пользовании услугами которого вообще не надо платить за звонки: ни за исходящие, ни за входящие. Все услуги оплатят рекламодатели, ролики которых будут проигрываться на экранах мобильных телефонов. В настоящий момент у компании около 200 тыс. абонентов в Британии моложе 24 лет.

Нечто похожее, кстати, есть и в России. Компания «Суперфону» предлагает компенсировать расходы на мобильную связь. «Подключаясь к «Суперфону», абонент соглашается получать на свой номер рекламу (в виде ролика на экране мобильного в момент входящего звонка, SMS или MMS) и за просмотр ролика получает деньги на свой мобильный счёт», – говорится на сайте компании. Те, кого не смущает реклама на экране мобильника, будут получать 0,6 доллара за каждый входящий звонок, SMS или MMS с рекламой. Обязательным условием подключения услуги является наличие смартфона, на котором можно проигрывать рекламные ролики, и выход в Интернет.

Тем не менее появление в России в ближайшее время виртуальных операторов, способных приносить прибыль, маловероятно. Скорее всего это будут рекламные проекты, например совместные тарифы операторов и розничных сетей. Дело в том, что сети стандарта GSM, в которых сейчас работает подавляющее большинство операторов, уже перегружены. Сети третьего поколения (3G), лицензии на которые операторы получили весной 2007 года, должны были не только разгрузить GSM, но и дать операторам новые возможности получения прибыли, в том числе благодаря возможности сдавать свободные мощности в аренду виртуальным операторам.

В сетях 3G поле для деятельности более обширное, так как сети первое время будут слабо загружены. Тогда виртуальные операторы смогут предлагать не только голосовые услуги, но и услуги по передаче данных, разнообразные услуги для узких групп абонентов. Например, простой и дешёвый выход в Интернет. Однако с момента получения лицензий на 3G сети третьего поколения практически не распространились. Дело в том, что для их функционирования необходимы частоты, которые в данный момент заняты военными. Для решения проблемы, например, в Москве, по словам участников рынка, уйдёт около пяти лет. Тем не менее эксперты не оставляют надежды на появление в ближайшем будущем множества виртуальных операторов. Преимущества виртуального оператора налицо: при минимальных затратах (около 100 тыс. долларов) виртуальный оператор действует независимо от реального, он может устанавливать свой биллинг и свои условия обслуживания клиентов. Всё это даёт надежды на появление выгодных предложений для абонентов сотовых телефонов на фоне общего увеличения цен на связь.

Опубликовано:
Отредактировано: 27.01.2009 15:20
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх