// // Умный новичок безопаснее опытного водителя-тупицы

Умный новичок безопаснее опытного водителя-тупицы

719

Погазное хамство

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Из-за несоблюдения водителями скоростного режима происходит третья часть всех ДТП. Такие аварии без жертв не обходятся. Чаще всего в них погибают молодые люди в возрасте до 30 лет. Водители торопятся, не боятся последствий и давят на газ. Итог спешки – искорёженные груды металла, смертельные травмы. О скорости и смертельной опасности её превышения рассказывает доктор медицинских наук, профессор, специалист в области психофизиологии, эксперт по «человеческому фактору» Валерий Владимирович Козлов, автор «Психологических правил безопасного вождения (эффективный способ профилактики ДТП)».

– По данным ГИБДД, с начала года произошёл резкий скачок числа аварий из-за неправильно выбранного скоростного режима (по сравнению с тем же периодом прошлого года – на 21,7%). Результат этих аварий весьма печален: 1568 погибших, 13 007 раненых. Какое значение имеет скорость на дороге?

– От скорости зависит всё! Это базовое условие жизнедеятельности водителя, инструмент предотвращения ДТП, а также фактор риска. Скорость, которую создаёт человек на автомобиле, ему, как биологическому индивиду, не присуща. Большая скорость предъявляет человеку высокие требования, которые превышают его психофизиологические возможности, ведь система организма имеет ограничения. Скорость не представляет никакой угрозы только в том случае, если автомобилем управляет человек с определённым уровнем интеллекта, культуры и опыта. Интеллект плюс культура и навыки – формула безопасного вождения. Опыт в данной ситуации не так важен, как интеллект. Водитель-новичок с развитым интеллектом с точки зрения безопасности надёжнее, чем опытный водитель, у которого низкий уровень IQ. Проблема в том, что водителей не учат правильно мыслить за рулём, так же как психологии поведения. Результат – венки вдоль дорог. Водитель едет так, как ему подсказывает его уровень интеллекта, культуры и подготовки. Он может быть законопослушным гражданином, не нарушать ПДД, но при изменении дорожных условий не в состоянии принять решение, какую выбрать оптимальную скорость, не знает коэффициента сцепления на мокрой или скользкой дороге. В границах разрешённых значений выбирает небезопасный скоростной режим, совершает ошибку, которая стоит ему жизни. Любой, кто попал бы в эти условия, тоже бы погиб. Задача – таких ситуаций избегать. Если водителей начнут учить психологии поведения на дороге, выбору скоростных режимов – венков на дорогах будет гораздо меньше.

– Недавно в стране ВЦИОМ провёл социологическое исследование на тему дорожной безопасности. Результаты оказались неутешительными. Согласно данным соцопроса, только треть населения России считает превышение скоростного режима на 30 километров в час серьёзным правонарушением. Около 20% водителей вообще не знают о том, что ПДД ограничивают скорость в зависимости от конкретных дорожных условий, 25% что-то об этом слышали. Действительно, почти половина водителей не знают, как вести себя при различных погодных условиях. С чем связан этот факт?

– Система подготовки водителей в автошколах безнадёжно устарела. Нужны новые стандарты с учётом требований времени, интенсивности и плотности движения. В процесс обучения необходимо добавить блок психологической подготовки и учить водителей прежде всего управлять собой, а не автомобилем. Баранку умеют крутить все, в ДТП же попадают, потому что не умеют правильно мыслить за рулём, не знают своих возможностей. Управление собой, своими эмоциями – залог безопасного вождения. Более 30 лет я занимался научной деятельностью в НИИ Авиационной и космической медицины и расследовал причины авиакатастроф. Анализом дорожных аварий занялся после того, как сам попал в ДТП. Прочитал практически все изданные в то время книги по дорожной безопасности. Выяснилось, что наших водителей не учат главному – психологии поведения. В авиации этому уделяется огромное значение, а в западной психологии вообще есть огромный раздел – «Психология вождения и дорожного движения» (Traffic and Driving Psychology). Водитель должен знать о возможностях человека за рулём, о причинах ДТП, как избегать экстремальных ситуаций, о принципах взаимодействия с другими участниками дорожного движения. Такой комплекс знаний поможет сформировать эталоны поведения на дороге и научит водителей правильно мыслить. Медленно ездить надо учиться – быстрая езда приходит сама.

По теме

– Если водитель не в состоянии выбрать оптимальную скорость, может, безопаснее ехать со скоростью потока?

– Это опасная установка, которой учат в автошколах. Одинаковые для всех только дорожные условия, а всё остальное разное – автомобили, возможности водителей, возраст, характер, состояние. Скажем, сангвиник за рулём – оптимальный водитель, а от флегматика лучше держаться подальше, у одного водителя настроение приподнятое, он едет в отпуск, у другого умер родственник, у третьего подскочила температура, четвёртый за рулём восьмой час.

– Каждый водитель может быстро ездить?

– Существуют тесты, на основании которых можно давать рекомендации водителям, как им безопаснее управлять автомобилем, чтобы успевать реагировать на внештатные ситуации. Автоматизированная система отбора водителей позволяет проверять темперамент, психоэмоциональную устойчивость, уровень оперативного мышления. Такие тесты надо проводить перед обучением человека в автошколе, чтобы будущий водитель и его инструктор знали индивидуальные особенности, которые могут пагубно сказаться на вождении.

– Существует психотип водителей-лихачей? Кто чаще грешит превышением скорости – водители-новички, владельцы малолитражек, хозяева дорогих иномарок, может быть, женщины?

– Пол не имеет никакого значения. Всё зависит от интеллекта и уровня культуры. Если у женщины есть такие качества, она будет водить лучше мужчины. Женщины водят осторожнее, но они подвержены панике, также им гораздо сложнее выходить из экстремальных ситуаций. Что касается лихачей, то на основании анализа ДТП можно сказать, что «гонщики» – это люди с низким уровнем интеллекта и ярко выраженной эмоциональной сферой. Есть водители, которые испытывают удовольствие от остроты ощущений, но их немного. Рискованного стиля вождения придерживается молодёжь. «Обвинять» здесь надо систему обучения с её устаревшими и не отвечающими требованиям времени стандартами и программами.

– Можно научиться безопасной езде на курсах контраварийной подготовки?

– На Западе давно отказались от школ контраварийной подготовки водителей-любителей. Она используется исключительно для подготовки водителей спецтранспорта с обязательной периодичностью её повторения. Научно доказано, что водитель-любитель после таких занятий становится аварийным.

– Как предотвратить трагедии на дорогах?

– Чтобы лечение было эффективным, сначала надо поставить точный диагноз. Точный диагноз трагедий на дорогах – несовершенство психических механизмов регуляции, которые формируются в автошколе. Кроме того, в нашем обществе необходимо повышать культуру на дорогах. Именно культура определяет, какие действия за рулём приемлемые, а какие – нет. И ещё важно, чтобы ужесточение штрафов шло параллельно с усовершенствованием системы подготовки и усилением психологического компонента.

Опубликовано:
Отредактировано: 21.05.2012 16:36
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх