// // Трагедия индийской подлодки Sindhurakshak снизит продажи российского вооружения

Трагедия индийской подлодки Sindhurakshak снизит продажи российского вооружения

508

Даёт осечку

3
В разделе

Август становится несчастливым месяцем и для российского ВПК. В прошлом году, примерно в это же время, сорвались ходовые испытания лёгкого авианосца индийских ВМС Vikramaditya (бывший тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»), который ремонтирует и модернизирует «Севмаш». 14 августа этого года случилась трагедия в порту Мумбая: затонула дизельная субмарина индийских ВМС Sindhurakshak (российский проект 877 ЭКМ). «Наша Версия» разбиралась, как эти инциденты отразятся на экспорте вооружения из России.

Взрыв на подводной лодке Sindhurakshak привёл к гибели 18 моряков. Причины взрыва до сих пор не установлены, но версий катастрофы на подлодке множество. Возможно, произошёл выброс водорода при зарядке батарей, которые нужно перезаряжать каждые несколько месяцев. Эта версия подкрепляется тем, что в феврале 2010 года, когда Sindhurakshak стояла в порту Вишакхапатнам на востоке Индии, на ней произошёл пожар, в результате которого один моряк погиб, двое получили ожоги. Тогда проверка показала: причиной возгорания стала неисправность клапана одной из батарей, что привело к выбросу водорода. Не исключается и конспирологическая теория, что это мог быть теракт накануне главного праздника страны – Дня независимости, который отмечается 15 августа.

Россияне не пострадали от взрыва по счастливой случайности

Данный тип подлодок считается одним из самых надёжных. Он используется многими флотами, и ничего подобного ранее не случалось. Поэтому российские эксперты не верят в версию технеисправности, считая, что трагедия произошла из-за несоблюдения мер безопасности при обращении со штатным вооружением.

В этой ситуации главная неприятность для российской оборонки заключается в том, что 16-летняя подводная лодка Sindhurakshak недавно была доставлена из России после масштабного ремонта. Причём незадолго до взрыва лодку обслуживали семеро россиян, представителей центра судоремонта «Звёздочка», и двое сотрудников предприятий-контрагентов, которых, по счастливой случайности, не оказалось в момент аварии на корабле. С юридической точки зрения российские оборонщики ни при чём, индийские моряки подписали акт приёма-передачи подлодки и никаких претензий не имели.

Если в происшествии виновной будет признана только эксплуатирующая сторона, эта катастрофа всё равно отразится на репутации страны-изготовителя и, конечно, не сделает российско-индийские отношения в области военно-технического сотрудничества лучше. За последние 20 лет между нашими странами хватало взаимных упрёков. Самый известный пример – авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», названный заказчиком Vikramaditya. Он должен был встать в строй ВМС в 2008 году, однако до сих пор проходит испытания. В прошлом году, когда казалось, что строительство авианосца закончено, корабль не смог пройти ходовые испытания. Причиной стали бракованные котлы паротурбинных установок корабля, на доработку которых российским кораблестроителям пришлось потратить лишний миллиард рублей. В августе должны завершиться пробные полёты палубной авиации, так что, возможно, до конца этого года Vikramaditya всё же будет передана заказчику, хотя дать такую гарантию никто не решается.

Индийский экипаж в знак протеста хотел вернуться домой

Ещё одно пятно на российско-индийском сотрудничестве – атомная подводная лодка Тихоокеанского флота «Нерпа» проекта 971У «Щука-Б», которую под новым именем Chakra в 2012 году, с задержкой по контракту на пять лет, передали в лизинг Индии. В 2008 году во время сдаточных испытаний на подводной лодке произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения, что привело к гибели 20 моряков и находившихся на борту представителей промышленности. Возникали проблемы и с ракетным оружием на построенных в Калининграде для индийцев фрегатах проекта 11356. В 2008 году вспыхнул ещё один скандал. Экипаж индийской подводной лодки проекта 877 S62 Sindhuvijay, проходившей модернизацию в Северодвинске, в знак протеста хотел вернуться на родину. Причина в том, что ракетный комплекс Club-S, который установили на субмарину, оказался не в состоянии обнаруживать цели и наводиться даже при испытательных пусках.

По теме

Многочисленные проблемы с российской техникой и растущая требовательность заказчика привели к тому, что индийские военные всё чаще смотрят в поисках вооружения в сторону Запада, демонстративно заявляя, что западные технологии интереснее российских.

Снижение надёжности российских производителей уже сегодня приводит к негативным последствиям. В 2011 году российские оружейники проиграли крупнейший тендер на поставку Индии среднего многоцелевого боевого самолёта (MMRCA), в котором участвовал МиГ-35. Сделка предусматривала поставку 126 истребителей и оценивалась более чем в 10 млрд долларов. Последствия трагедии с подводной лодкой Sindhurakshak очень некстати, ведь в настоящее время в Индии проходит тендер на закупку новых подводных лодок. Россия принимает участие в нём наряду с Францией и Германией. На кону стоят миллиарды долларов.

Причём индийцы не первые, кто отказывается от покупки российской военной техники. Можно ещё вспомнить историю 2008 года с самолётами МиГ-29, которые забраковал Алжир. В 2010 году Россия потеряла контракт с Грецией на 420 БМП-3Ф стоимостью 1,5 млрд долларов.

Россия занимает свою нишу – торгует дешёвым оружием

Эксперты отмечают, что в последние годы российские экспортёры вооружения активно эксплуатировали наследие Советского Союза и многие страны покупали его по инерции. Советское вооружение всегда было недорогое, но при этом надёжное, хорошо зарекомендовавшее себя во время реальных боевых действий. Россия здесь занимает свою нишу – торгует дешёвым оружием. Главным плюсом России остаётся цена – в среднем она на 30% ниже, чем на Западе. В последнее время ситуация усугубляется, поскольку российская военная промышленность ничего передового не создаёт, только четверть базовых промышленных технологий российского ОПК соответствует современному уровню, при этом стремительно теряется былое качество продукции. Однако есть и другая сторона медали: традиционным покупателям невыгодно отказываться от использования техники, стоящей на вооружении, – это повлечёт дополнительные расходы.

По всей видимости, Рособоронэкспорт тешит себя надеждами, что те же индийцы ещё долгое время сами не смогут наладить производство собственного оружия и продолжат покупать его у России. По оценкам экспертов, российских экспортеров спасает только то, что оружейный рынок очень политизирован, существует чёткое деление на сферы. При этом геополитическая ситуация в Южной Азии складывается таким образом, что американцы основным союзником НАТО считают Пакистан, который имеет территориальные разногласия с Индией, так что поставки по-настоящему современного вооружения в Индию из стран Североатлантического союза в обозримом будущем вряд ли возможны.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

6 августа 2013 года в Японии спущен на воду крупнейший со времён Второй мировой войны военный корабль. Длина нового вертолётоносца Izumo составляет 248 метров, ширина – 38, водоизмещение – 24 тыс. тонн. Его ввод в строй совпал с ростом напряжённости в отношениях между Японией и Китаем из-за спора вокруг островов Сенкаку (китайское название Дяоюйтай). Корабль формально предназначен для перевозки вертолётов, но некоторые эксперты считают, что новый вертолётоносец может быть в короткие сроки переоборудован для приёма самолётов с вертикальным взлётом, поэтому является потенциальным авианосцем. Ранее Токио не строил авианосцы из-за конституционных ограничений, разрешающих японцам иметь только оборонительное вооружение.

Комментарий

Игорь КОРОТЧЕНКО, директор Центра анализа мировой торговли оружием, военный эксперт:

– В последнее время за индийские контракты Россия борется в условиях жёсткой конкуренции с ведущими западными производителями. Выбор в пользу нашей техники объясняется высокими техническими характеристиками и надёжностью российских систем вооружения. За последние годы Россия подписала с Дели десятки соглашений в сфере военно-технического сотрудничества на общую сумму 30 млрд долларов – это и строительство авианосца, передача в лизинг атомной подводной лодки, совместная программа создания истребителя пятого поколения.

Сегодня российские производители очень жёстко входят в ряд тендеров, часть выигрывают, часть уступают. В любом случае Россия для Индии – главный поставщик современных систем вооружения, причём поставляем мы такие системы оружия (в первую очередь военно-морские), которые никакая другая страна мира предложить не может. Конечно, возникают определённые проблемы, например при строительстве авианосца. Это беспрецедентный и очень сложный проект. Российский ОПК впервые выполняет заказ такого масштаба, поэтому технические накладки в принципе неизбежны, кстати, индийцы это тоже понимают. Но, пожалуй, главное, что делает российское оружие конкурентоспособным на индийским рынке, – Россия рассматривает Индию как стратегического партнёра, у других стран это просто бизнес.

Опубликовано:
Отредактировано: 26.08.2013 14:20
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх