Версия // Власть // Социологические службы заподозрили во лжи и ангажированности

Социологические службы заподозрили во лжи и ангажированности

2293

Кривой рейтинг

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В пылу политической борьбы досталось социологам. На прошлой неделе член бюро президиума центрального совета «Справедливой России» депутат Госдумы Олег Михеев обвинил их в ангажированности и предоставлении недостоверных данных опросов. Причины негодования понятны: участвующий в выборах мэра Москвы от эсеров Николай Левичев получил в СМИ обидное прозвище «кандидат около ноля» – такой рейтинг фиксируют опросы. «Наша Версия» задалась вопросом: влияют ли социологические исследования на исход выборов? Или это такая же фантазия, как Гидрометцентр, влияющий на погоду?

Олег Михеев, недавно лишённый депутатской неприкосновенности из-за подозрений в мошенничестве со стороны Следственного комитета, в свою очередь, заподозрил в том же самом три главные социологические службы страны — ВЦИОМ, ФОМ и «Левада-центр»*. Он направил запросы в адрес их руководителей с просьбой предоставить подробную информацию по поводу их последних опросов. Парламентарий считает, что социологи намеренно занижают рейтинг «Справедливой России» и её кандидатов.

Популярность партии в последнее время держится на уровне ниже 4%. Михеев напомнил, что на выборах 2011 года «Справедливая Россия» набрала 13,24% голосов, в то время как соцопросы показывали 7–9%. Депутат попросил предоставить образцы анкет, использованных при последних исследованиях, а также подробно разъяснить применявшуюся методику.

«Именно социологи уже на начальном этапе определяют лидеров и аутсайдеров кампании, ненавязчиво указывая на будущего победителя, – прокомментировал Олег Михеев своё письмо. – И именно социологи «нажимают на психологические кнопки», заранее готовя россиян к конечным результатам, отдавая себе отчёт в том, что никто не захочет голосовать за лузеров».

Глава ФОМ Александр Ослон ответил на «наезд» Михеева: он считает вмешательство политиков в работу социологов неправомерным и выполнять просьбу депутата не собирается. Руководители «Левада-центра» и ВЦИОМ Лев Гудков и Валерий Фёдоров находятся в отпусках.

Политологи, в свою очередь, не видят ничего странного в разрыве между рейтингом «Справедливой России» накануне парламентских выборов 2011 года и её результатом. Партии стоит порадоваться, что ей удалось мобилизовать своих потенциальных сторонников накануне выборов, считают эксперты.

О влиянии данных исследований на результат выборов существуют разные мнения. Руководитель управления политических исследований ВЦИОМ Степан Львов убеждён, что в последние годы этого влияния почти нет. «Это раньше считалось, что итоги соцопросов могут повлиять на итоги выборов, теперь этого нет. Сейчас информации становится всё больше и больше, и эти данные теряются в ней», – считает социолог.

Публицист, христианский демократ Георгий Трубников в своём блоге на сайте «Эха Москвы» поделился иной точкой зрения: «Социальные психологи приходят к выводу, что нынешний средний российский избиратель относится к выборам скорее как к игре... Пока у нас очень распространён избирательский тип игрока в ипподромный тотализатор. Он ставит не на ту лошадь, которая ему нравится, а на фаворита».

«В этом вопросе всё не так однозначно. Многое зависит от соблюдения методологии, – рассказал «Нашей Версии» социолог Михаил Абрамов. – Методологически правильно выстроенные исследования ни у кого ничего формировать не могут. Они предназначены не для этого, а для получения информации. Другое дело, что социологией могут называть и то, что на самом деле никакого отношения к ней не имеет. Есть, в частности, так называемые формирующие методы, это способ агитации и продвижения нужной информации, но «продаётся» как социология. Это анкеты с вопросами, содержащими в себе информацию, которую хочет донести агитатор. Например: «Знаете ли вы, что депутат Иванов, в прошлом году, пьяный, превысил скорость, сбил насмерть старушку, но избежал ответственности?» Понятно, что если человек и не знал раньше, то теперь знает. Так можно представлять любую информацию, в том числе и что кто-то лузер, а кто-то бэтмен».

*
Автономная некоммерческая организация «Аналитический центр Юрия Левады» внесена Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.08.2013 16:28
Комментарии 0
Наверх