Смерть в Нижегородской области больного ребёнка-сироты вновь заставила говорить о принятом в США законе Магнитского и о российском «законе Димы Яковлева». Впрочем, и сторонники, и противники этих политических решений по-прежнему упускают главное. Строго говоря, акт Магнитского, несмотря на название, имеет к правам и свободам человека в России лишь косвенное отношение. А вот с финансированием Америкой израильских военных программ и влиятельностью «еврейского» лобби в США его принятие связано напрямую.
Антироссийская направленность акта Магнитского кажется очевидной. Его принятие вроде бы стало следствием гибели Сергея Магнитского, и первыми «жертвами» предусмотренных санкций должны стать люди, причастные, по мнению американских властей, к смерти адвоката. Но профессор факультета политических наук Университета Род-Айленда Николай Н. Петро убеждён, что на самом деле закон Магнитского не имеет ничего общего с правами человека в России. Благодаря этому акту общественные организации получают возможность влиять на принятие внешнеполитических решений – и последствия этого коснутся в первую очередь не России, а Израиля.
Акт Магнитского – это отмена поправки Джексона – Вэника
«В то время как конгресс поздравляет сам себя с тем, что он «поставил Россию на место», нынешняя и будущая администрация будет преспокойно отказываться от практического применения этого закона, в том числе и по соображениям национальной безопасности, – утверждает эксперт. – Закон абсолютно ничего не делает, чтобы наказать нарушителей прав человека в России, а лишь создаёт видимость борьбы. У каждого русского, имеющего активы в США, с момента принятия этого закона есть как минимум полгода, чтобы их перевести. Разве что тем, кто хотел посетить Диснейленд со своими детьми, теперь, по-видимому, придётся довольствоваться Диснейлендом в Париже».
Так зачем же тогда США понадобилось с такой помпой принимать этот закон? Какова истинная цель акта Магнитского? Как известно, принятие закона Магнитского в США было сопряжено с (Russia and Moldova Jackson-Vanik Repeal and Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act of 2012).
Знаменитая поправка Джексона – Вэника была принята США ещё в 1974 году – она ограничивала торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими права человека. «Тогда, в годы холодной войны, израильское лобби хотело, чтобы США оказали давление на Советский Союз с тем, чтобы последний разрешил евреям покинуть СССР и уехать в Израиль. Хотя в конечном итоге многие уехавшие тогда евреи в конце концов оказались в США», – пишет американский журналист-расследователь Уэйн Мэдсен.
Впрочем, судя по всему, вопрос о переезде советских евреев тогда был лишь одним из «пунктов», интересовавших «еврейское» лобби в США. Дело в том, что с 1971 года Израиль начал получать от США ежегодные финансовые гранты от Фонда экономической поддержки. Кроме того, с 1976 года Израиль также являлся ежегодным получателем американской международной помощи. Тогда, в 70-е годы прошлого века, американские деньги тратились в том числе и на многочисленные военные программы. «Утекающие мозги» из СССР были весьма приятным дополнением к разворачивающимся военным программам.
Присоединение России к ВТО изменило ситуацию
Киев рассчитывает, что Вашингтон разрешит нанесение ударов дальнобойным оружием США по территории РФ после того, как американской стороне был передан перечень возможных целей.
Определённую выгоду от поправки Джексона – Вэника получил и американский бизнес. Конечно, далеко не весь, а лишь те, кто предпочитал играть на грани закона. Одним из очевидных бенефициаров был бизнесмен Марк Рич, основатель компании Marc Rich&Co. В 80-е годы его корпорация была единственным поставщиком зерна в СССР. Тогда действовал международный запрет на торговлю с СССР в связи с военной кампанией Советского Союза в Афганистане.
Торговые отношения с СССР были далеко не единственным «бизнес-подвигом» Марка Рича. Всё своё состояние он фактически сделал на том, что торговал в обход всевозможных эмбарго. Примечательно, что только Марку Ричу в своё время удалось перегонять нефть из Красного моря в Средиземное в годы, когда Суэцкий канал был закрыт.
В 1983 году Марку Ричу в Америке было предъявлено обвинение из 65 пунктов – по неофициальной информации, погорел он на том, что договорился о продаже иранской нефти, когда в отношении Ирана действовало очередное торговое эмбарго. Марка Рича фактически вынудили продать компанию, и сегодня она известна под названием Glencore. Кстати, несмотря на смену собственника, Glencore по-прежнему остаётся, с одной стороны, весьма заметным игроком на мировом рынке, с другой – «тёмной лошадкой». Достаточно сказать, что в 90-е годы прошлого века Glencore занималась поставками в Россию продовольствия по бартерным схемам в обмен на нефть и металлы.
Достоверной информации о том, были ли у Марка Рича связи с еврейским лобби, конечно, не существует. Однако два косвенных свидетельства тому всё же имеются: перекачка нефти из Красного в Средиземное море – проект, неосуществимый без одобрения израильских властей, а также весьма странное решение, принятое в 2001 году тогдашним президентом США Биллом Клинтоном о помиловании Марка Рича.
Скорее всего все эти истории давно минувших дней не выплыли бы вновь на поверхность, если бы Россия не присоединилась к ВТО в августе 2012 года. После этого поправка Джексона – Вэника стала откровенно мешать американскому бизнесу. Ведь из-за неё они не могли разрешать споры с российскими контрагентами в суде. Тогда бизнес начал оказывать серьёзное давление на американские власти с тем, чтобы поправку наконец отменили.
В США произошла «приватизация» темы прав человека
«Главным «спонсором» акта Магнитского в сенате был демократ Бенжамин Кардин из Мэриленда, ведущий член произраильской фракции в конгрессе. В Канаде попытки создать «список Магнитского» предпринимались членом либеральной партии в национальном парламенте Ирвином Котлером, также ведущим произраильским политиком. Попытки написать аналогичный закон предпринимались и в британском парламенте, в частности членом партии консерваторов Домиником Раабом, также евреем. Его соавторами выступали бывшие министры иностранных дел Малькольм Рифкинд, Джек Стро и Дэвид Милибэнд, все евреи. Вполне понятно, чьи именно интересы стояли за принятием акта Магнитского», – рассуждает Уэйн Мэдсен.
Однако возникают вопросы: каким образом интересы произраильского лобби ущемлялись отменой поправки Джексона – Вэника и как принятие акта Магнитского могло эти интересы защитить? Всё дело в том, что в злополучной поправке режим торгового благоприятствования был увязан с возможностью эмиграции и соблюдением прав человека. Тема, формально на сегодняшний день устаревшая, тем не менее по-прежнему имела значение для лоббистов, которым важно было продолжение военных программ в Израиле, особенно учитывая тот факт, что вплоть до февраля 2013 года Государственный департамент США возглавляла Хиллари Клинтон, ярая сторонница мирного процесса на Ближнем Востоке.
О том, какие убытки сулит мирное урегулирование конфликта для Израиля, можно судить даже по цифрам, публикуемым в открытой печати. Так, с 2001 по 2007 год финансовая поддержка США Израилю составила 2,5 млрд долларов ежегодно. В 2011 году администрация Барака Обамы запросила у конгресса для Израиля 3 млрд долларов.
Понятно, что мирные процессы на Ближнем Востоке эти денежные потоки серьёзно перекроют. И именно с помощью акта Магнитского можно теперь повлиять на политику Государственного департамента. Фактически этот закон разрушает монопольное право Госдепа на принятие внешнеполитических решений.
Отныне влиять на такие решения позволено неким негосударственным (общественным) организациям. Поясним: именно негосударственные организации могут и должны подавать в Госдепартамент списки тех, кому будет запрещён въезд в США. «Это фактическая «приватизация» темы прав человека в американской внешней политике», – констатирует Николай Н. Петро. Запрещая въезд политикам, нужным администрации, лоббисты смогут шантажировать Обаму и выбивать дополнительное финансирование.
Причём очевидно, что в данном случае лоббистам важно создание прецедента, да и тему о защите прав человека трактовать можно максимально широко. Открытым остаётся лишь вопрос, почему российская сторона вообще решила отвечать на принятие акта Магнитского – закона, к России прямого отношения не имеющего.