На минувшей неделе в отставку был отправлен глава «Почты России» Александр Киселёв. Новым генеральным директором назначен бывший глава телекоммуникационной компании Tele2 Russia Дмитрий Страшнов. А в начале апреля «Почта России» получила статус стратегического предприятия. Новый титул фактически означает, что почта отныне стоит на страже безопасности и здоровья граждан. Вот только на практике все эти меры вряд ли приведут к существенным улучшениям в работе почтовой службы. Являясь, по сути, убыточным предприятием, компания продолжает существовать на многомиллиардные вливания из госбюджета, при этом массово теряя не только клиентов, но и западных партнёров.
На практике столь грозный титул означает, что «Почта России» получает возможность стать акционерным обществом, а её функционирование в целом признаётся, цитируя федеральный закон, «имеющим стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации».
Обычно титулярные изменения такого характера сопровождаются крупным финансовым вливанием. Тем не менее в этот раз ожидать подобного не стоит, заверил «Нашу Версию» директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев. «В бюджете Российской Федерации заложена статья – на связь, куда входят не только операторы связи. Бюджет у нас, напомню, трёхгодичный, был утверждён с 2012 года, так что до конца 2014 года увеличение уже указанной суммы маловероятно», – считает эксперт.
Согласно опубликованной на сайте Минфина смете бюджета, на подраздел «Связь и информатика» раздела «Национальная экономика» выделяется 3,3 млрд рублей. То есть по 1,1 млрд рублей, или около 34 млн долларов в год.
Миллиардные вливания
Вне зависимости от того, будет или нет увеличена сумма, указанная в бюджете, на «Почту России» денег было затрачено уже немало. К примеру, в 2008 году компания получила от государства 2 млрд рублей, в 2009-м – ещё 3 миллиарда. Но это лишь капля в море по сравнению с суммами, которые были потрачены на ребрендинг компании и продолжают выделяться на модернизацию.
Идея ребрендинга появилась в далёком 2002 году. В качестве финальной цели было поставлено «создание высокоэффективного, сильного и конкурентоспособного предприятия, оказывающего как традиционные почтовые, так и новые услуги». Для выполнения задачи в 2004 году «для изменения позиционирования» решено было нанять агентство Fitch, работающее с такими компаниями, как Nestle и Microsoft. Планировалось изменить дизайн не только бренда, но и непосредственно почтовых отделений. Результат потряс воображение: логотип был разделён на две части. В одном из квадратов, чуть сильнее расправив крылья, расположился двуглавый орёл, а в другой квадрат поместили надпись «Почта России» (даже без изменения шрифта).
По официальным данным, разработка бренд-бука, визуального ряда и дизайна отделений обошлась в 7,5 млн рублей. Обещали нам и новые современные залы, разделённые на зоны обслуживания, электронную очередь, которая распределяет клиентов на операционные окна, где они могут получить весь комплекс услуг. Говорили даже о 24-часовой зоне обслуживания перед входом, которая будет оснащена банкоматом и терминалом для приёма платежей. Ещё в 2009 году тогдашний генеральный директор «Почты» Александр Киселёв в одном из своих интервью говорил, что общий объём инвестиций до 2012 года может составить 160 млрд рублей. А чуть ранее озвучивалась и другая сумма: на модернизацию одного отделения планировалось потратить в среднем 8 млн рублей. При 42 тыс. отделений по всей стране сумма получается колоссальная – 336 млрд рублей. Вот только непонятно до сих пор, где же обещанные электронные очереди и современные отделения? Судя по всему, денег не хватило: буквально в феврале 2013 года министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров заявил, что средства, необходимые для качественной модернизации «Почты России», составляют примерно 100 млрд рублей…
Почта убила подписку
«Почта России» не приносила денег многие годы. Так, в 2008 году компания имела 1,5 млрд рублей убытков. В 2011 году выручка составила 120,7 млрд рублей – при расходах в 136 миллиардов. Объём работы при этом чудовищный, рассказала «Нашей Версии» бывший почтальон Зинаида Мохова: «Я работала в городе Скопин Рязанской области. Население – 30 тыс. человек. Почтальонов – 2 человека. Разносим корреспонденцию, разумеется, пешком – никакого транспорта у почты нет. Сумка в начале смены весит килограммов 15. Длина смены – 12 часов. Работать надо и в снег, и в дождь, и в мороз. А зарплата у меня была 3 тыс. рублей».
Разумеется, работать на таких условиях и за такие деньги идут только те, у кого больше нет выбора, – как правило, это одинокие пенсионеры. Персонала катастрофически не хватает. От этого, в общем, и идут все проблемы, в которых население обвиняет «Почту России»: очереди, неработающие окошки, грубые сотрудники, долго идущие посылки...
Не скрывают этого даже сами сотрудники. «Моя сестра учится в Италии. К Новому году она отправила нам посылку – сувениры, подарки, – рассказывает москвич Никита Бобков. – Отправляла в начале декабря и, чтобы дошла к Новому году, срочной доставкой – обещали в течение шести дней. Через два дня посылка покинула территорию Италии. Оставшиеся два месяца до прибытия она находилась на территории России. Как объяснила мне сотрудница на почте, под Новый год посылки отправляют все, а работников для их сортировки не хватает».
По этой же причине страдает и система подписки, которая «благодаря» «Почте России» сегодня фактически умерла. И это несмотря на то, что люди даже в XXI веке не против выписывать и получать журналы на дом. Однако подписка потеряла всякий смысл: журналы и газеты доходят через раз, если доходят вообще. В «Живом Журнале» есть отдельное сообщество на эту тему, которое переполнено историями о подобных инцидентах. «Я оформила полугодовую подписку с июля 2012 года на журналы «Лиза» (еженедельный) и «Крестьянка» (ежемесячный). Ни журнал «Лиза», ни журнал «Крестьянка» не были доставлены вовремя. Пришлось обращаться в почтовое отделение дважды. Журнал «Лиза» валялся в отделении три недели, при вторичном обращении по поводу журнала «Крестьянка» выяснилось, что он находился в отделении месяц. При обращении к начальнику почтового отделения я получила ответ, что почтальону трудно доставлять большое количество газет и журналов подписчикам», – пишет жительница Москвы под ником soln19.
А вот история от другого пользователя. « Про зиму нам теперь придётся читать весной, если не летом. Несколько раз звонили на почту и даже приходили лично, а нам лишь отвечают, что журнал в отделение не приходил. Ждите дальше».
Похожие жалобы регулярно получают редакции всех доступных к подписке газет и журналов, в том числе «Наша Версия». Недавно один из наших читателей рассказал, что обратился в почтовое отделение с вопросом – почему пропадают газеты? На это ему прямым текстом ответили, что почтальон за разнос газет дополнительных денег не получает, весят они много, и он отказывается их разносить. И посоветовали даже не спорить: мол, этот почтальон у нас самый злой, лучше его лишний раз не трогать, а то вообще всю корреспонденцию выкинет в помойку.
Из Японии во Владивосток – через Москву
Нехватка персонала из-за отсутствия финансирования – не единственный источник проблем «Почты России». Очень сильно замедляет поставки сильно устаревшая система логистики. Так, по данным Центрального таможенного управления (ЦТУ), около 80% международных посылок идут до места назначения через Москву. Доходит до абсурда – посылка из Японии во Владивосток может (и чаще всего так и происходит) сначала прибыть в Москву, а уже оттуда – по указанному адресу. Как именно это увеличивает срок её доставки, пояснять излишне. Продавцы крупнейшего в мире интернет-аукциона eBay и ряд иностранных интернет-магазинов и вовсе отказываются продавать товары покупателям из России.
Денег не хватает, кажется, даже на почтовые ящики – в течение последних двух-трёх лет жалобы на исчезновение почтовых ящиков с привычных мест поступали из всех концов страны. В Санкт-Петербурге в городскую газету писали жители Невского района: «У нас везде сняли почтовые ящики. Помогите поставить почтовый ящик на наш дом по адресу: Российский проспект, 14, у аптеки. Люди вам спасибо скажут». На проблему жаловались в Набережных Челнах, Москве и Ижевске. Во всех случаях в почтовые отделения были направлены официальные запросы. Ответ «Почты России» был идентичным по всем запросам – ящики сняли временно, проводится ремонт. Однако в большинстве случаев «временно» снятые ящики на положенных местах так и не появились. Видимо, они тоже не входят в приоритеты финансирования «Почты России».
Хорошо известна и проблема с доставкой элементарных открыток, которые многие отправляют сами себе из поездок в качестве сувениров. В этом на собственном опыте смог убедиться сотрудник «Нашей Версии», отправив на свой московский домашний адрес открытку из Ватикана 28 февраля. На момент подписания номера в печать открытка так и не дошла. И дойдёт ли вообще?
Да и в вопросе оптимизации расходов – прекратить тратить деньги на ненужные инновации и пересмотреть зарплату сотрудникам – «Почта России», кажется, менять свои позиции не собирается. По данным газеты «Ведомости», в феврале этого года стратегическое предприятие попросило более 31 млрд рублей из федерального бюджета на создание государственной электронной почты, то есть специальной почты для общения между гражданами и чиновниками. Учитывая, что общий штат компании составляет около 380 тыс. сотрудников, этой суммы хватило бы, чтобы повысить зарплату каждому (!) на 6800 рублей в месяц в течение года.
Немецкая точность
Формально в 2011 году «Почта России» вышла на прибыль – чистый доход составил 798 млн рублей. Но эта цифра, как мы считаем, фикция: выручка компании меньше затрат. Разницу покрывают госсубсидии, которые стратегическое предприятие просто записывает в графу «доходы».
Тем временем в отдельных странах почта может и является прибыльным предприятием. Так, чистая прибыль немецкой Deutsche Post в 2012 году составила 1,6 млрд евро, а к 2015 году компания планирует выйти на 3,5 млрд евро. Уже сейчас Deutsche Post является самой крупной в мире почтовой компанией с представительством более чем в 220 странах. В середине нулевых компания пыталась даже выйти в полной оперативности на внутренний рынок США, однако к 2009 году новую ветку бизнеса пришлось свернуть. На настоящий момент около 2/3 всего заработка компании приносит служба срочной доставки писем и документов DHL. Существенная часть дохода приходит от монополии на продажу марок, которой обладает Deutsche Post в Германии.
Дороги ли услуги качественной немецкой почты? Так, отправить простое письмо по России стоит 16,82 рубля, заказное – 36, 58. Стоимость письма в пределах Германии по расценкам Deutsche Post – 0,58 евро (около 23 рублей). При этом в Германии оно дойдёт примерно в течение нескольких дней, а в России – неизвестно, дойдёт ли вообще. Рассказывает Vasilisa2009 на одном из форумов: «Я отправляла за один раз четыре письма с поздравлениями с Новым годом 20 декабря, одно письмо дошло 21 января, другое – в соседний дом – 7 февраля, третье – 29 января, а четвёртое вообще не дошло».
Хорошо организованной почтой славится и Великобритания. Почтальоны Royal Mail производят ежедневную выемку корреспонденции из каждого почтового ящика на всей территории Соединённого Королевства, а их насчитывается около 115 тысяч. Впечатляет скорость работы: большая часть писем 1-го класса доставляется на следующий рабочий день, 2-го класса – в течение трёх рабочих дней со дня отправки.
Политолог Сергей Черняховский считает, что России в починке «стратегического предприятия» стоит ориентироваться как раз на благородные традиции Великобритании, а не гнаться во что бы то ни стало за прибылью. «В Англии почта всегда рассматривалась именно как общенациональное дело, когда важно не то, чтобы сама почта заработала деньги, а чтобы джентльмены могли беспрепятственно общаться друг с другом. В своё время к ней так относились и в России. Работники почты освобождались от налогов, у них был целый ряд льгот, свои отдельные слободы... В общем, было вольное и уважаемое сословие, «государевы люди». И это было действительно престижно, выгодно и надёжно – работать на почте... Если будет понимание того, что почта – для граждан, а не для зарабатывания денег, всё можно наладить. А если относиться к ней как к коммерческому предприятию, то нельзя».