// // Сможет ли Фёдор Бондарчук повторить успех Тимура Бекмамбетова?

Сможет ли Фёдор Бондарчук повторить успех Тимура Бекмамбетова?

420

Самый лучший фильм

Фёдора Бондарчука, в отличие от его коллеги Тимура Бекмамбетова, узнают миллионы россиян, так как он не только снимает кино, но и сам в нём играет.
Фёдора Бондарчука, в отличие от его коллеги Тимура Бекмамбетова, узнают миллионы россиян, так как он не только снимает кино, но и сам в нём играет.
В разделе

Фёдор Бондарчук завершил работу над первой частью фильма «Обитаемый остров» по роману братьев Стругацких. 28 декабря состоится премьерный показ картины, а в широкий прокат она выйдет 1 января 2009 года. «Обитаемый остров» стал самым дорогим проектом в современном российском кино, на него потрачено 36,5 млн. долларов. И из-за экономического кризиса, накрывшего Россию, в ближайшее время этот рекорд вряд ли будет преодолён. Что представляет собой новый отечественный блокбастер, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

Ещё на стадии написания сценария было решено разделить картину на две части (планируется, что вторая появится на экранах в октябре 2009 года). «Обитаемый остров» – объёмный роман, а перед сценаристами ленты Мариной и Сергеем Дяченко была поставлена задача максимально точно перенести на экран мир, созданный писателями. При этом картина не является стопроцентной экранизацией романа – зрители смогут найти множество отступлений от знакомого им оригинала. В частности, в фильм вошли некоторые эпизоды из ранних версий «Обитаемого острова», вырезанные советской цензурой.

Напомним, что по сюжету главный герой Максим Каммерер совершает вынужденную посадку на планете Саракш, но уже через несколько минут его корабль уничтожают, а сам Максим становится узником неизвестной планеты. На ней после многолетней ядерной войны царит хаос. Максиму предстоит пройти через множество испытаний, прежде чем он сможет спасти Саракш.

Почти 40 млн. долларов были потрачены создателями нового российского блокбастера не впустую. Более того, в некоторых отношениях «Обитаемый остров» для нашего кино просто уникален. Так, по размаху батальных сцен его можно сравнить лишь с «Войной и миром» Бондарчука-старшего, получившего в своё время «Оскара» как лучший иностранный фильм. Только в массовке «Обитаемого острова» было задействовано 7000 человек.

Для картины было пошито 3000 костюмов и 400 пар обуви, создано порядка 300 единиц оригинального огнестрельного оружия, использовано около 450 килограммов грима. В съёмках было задействовано 9 танков типа Т-64 и 4 БТР, использовано рекордное количество пиротехники (суммарный пиротехнический заряд составляет 1,5 тонны в тротиловом эквиваленте).

Съёмочный период продолжался 222 дня, при этом на площадке одновременно работали от четырёх до семи камер, одних только дублей было сделано 20 тысяч! И это при том, что операторы использовали самую современную технику. В итоге получилось 120 километров отснятой плёнки.

«Кинематографический мир Саракша мы создали сами, – говорит режиссёр Фёдор Бондарчук. – Мы придумали всё до мелочей: автомобили и боевые машины, указатели, вывески, саракшский алфавит, книги, пишущие машинки – всё, даже самые мелкие детали, пуговицы и знаки отличия».

Не обошлось в картине и без компьютерной графики. «Обитаемый остров» стал рекордсменом среди российских фильмов по объёму работ, связанных с компьютерной графикой и звуком. В производстве были задействованы программы, использовавшиеся в таких картинах, как «Властелин колец», «Звёздные войны» и «Человек-паук». Помимо готовых западных программ у компании «Электрофильм», на которую пришлись основная часть работ и супервайзинг проекта, были и свои разработки. По предварительным подсчётам, компьютерной графики в дилогии – на добрых три часа.

А вот для западной версии картины её создателям пришлось отказаться от дилогии. Для того чтобы сделать фильм «односерийным», им пришлось вырезать несколько сюжетных линий. Кстати, режиссёр и продюсеры Александр Роднянский, Сергей Мелькумов и Дмитрий Рудовский уже получили предложения от западных коллег, заинтересовавшихся новым российским блокбастером. Как признаётся сам Бондарчук, есть предложения от зарубежных киностудий, обращённые и лично к нему. Так что не исключено, что он сможет повторить успех Тимура Бекмамбетова, который после своих «Дозоров» снял в Голливуде Wanted.

По теме

Кастинг на главные роли занял несколько месяцев. Исполнителей главных ролей – Максима, Гая и Рады – выбирали долго. «Мне не хотелось, чтобы это были медийные лица, – объясняет Бондарчук. – А потом, я должен был найти своего фантастического Максима Каммерера. Искал я его три месяца. И нашёл на первом курсе Щукинского училища: новую звезду зовут Василий Степанов. Чтобы его отпустили на съёмки, пришлось договариваться с руководством вуза об академическом отпуске. Он действительно фантастический, он – Аполлон». Кстати, этот актёр внешне очень похож на голливудскую звезду Брэда Питта.

Юлию Снигирь, сыгравшую Раду, нашли тоже в «Щуке». А вот Петра Фёдорова, уже знакомого публике по молодёжному сериалу «Клуб», в образе Гая, по словам Бондарчука, поклонники просто не узнают. Специально для роли актёру пришлось прибавить 17 килограммов, причём исключительно за счёт мышечной массы. На время экспедиции в Крым продюсеры соорудили специальную комнату с «железом», чтобы процесс «накачки» Гая и остальных героев не прерывался.

Зато в остальных ролях задействована целая плеяда российских звёзд: Анна Михалкова, Сергей Гармаш, Алексей Серебряков, Гоша Куценко, Андрей Мерзликин. Выступил в качестве актёра и сам Фёдор Бондарчук. Режиссёр сыграл в своём проекте роль Прокурора. «В отличие от «9 роты», где у меня за два дня до съёмок сорвался Фоменко и мне пришлось взять его роль на себя, Прокурора я хотел сыграть с самого начала, – рассказывает Фёдор. – Я сам придумал себе грим, парик, походку. Это больной человек, жители Саракша его называют выродком, но этот «выродок» – хитрый, властный, коварный».

Костюм для Прокурора, как и многие другие, создавала модельер Татьяна Мамедова (правда, при деятельном участии Бондарчука, так что он получился очень пижонский). «Прокурор – сибарит, нарцисс, – пояснил режиссёр. – Поэтому у его костюма приталенный силуэт, ему хочется показать свою фигуру». Зато остальные герои по большей части одеты в «тоталитарном стиле».

Кстати, именно из-за критики тоталитаризма «Обитаемый остров», которому в этом году стукнуло 40, Аркадий и Борис Стругацкие долгое время не могли опубликовать роман, внося в него по требованию цензоров бесконечные правки. В 1968 году писатели предложили свою рукопись сразу издательству «Детгиз» и журналу «Нева», но, прежде чем роман увидел свет, он претерпел существенные изменения. Цензура не одобрила, мягко говоря, непопулярные в то время темы о личной свободе и потребовала изменить имена героев и выбросить всякие упоминания об истории человечества, чтобы было поменьше аллюзий с Землёй.

«Каждое издательство выдвинуло свои требования, – рассказывал писатель Борис Стругацкий, – например, в «Неве» требовали выбросить слова типа «родина», «патриот», «отечество» и подчеркнуть наличие социального неравенства в Стране Отцов, заменить Комиссию галактической безопасности (КГБ) другим термином, который при сокращении давал бы другие буквы.

В «Детгизе» требовали сократить, убрать натурализм в описании войны, затуманить социальное устройство Страны Отцов, решительно исключить само понятие «Гвардия» (скажем, заменить на «Легион»), решительно заменить само понятие «Неизвестные Отцы» и убрать слова «социал-демократы», «коммунисты» и т. д.

Кстати, если поначалу главный герой был русским и звали его Максим Ростиславский, то в итоге стал немцем Максимом Каммерером. В романе вообще появился лёгкий, но отчётливый немецкий акцент: танки превратились в панцервагены, штрафники в блитцтрегеров, «дурак, сопляк» – в Dummkof, Rotznase... Исчезли из романа: «портянки», «заключённые», «табак и одеколон», «ордена», «контрразведка», «леденцы», а также некоторые пословицы и поговорки вроде «бог шельму метит». Нам пришлось проделать невероятную работу, было более 900 правок».

Произведение Стругацких «Обитаемый остров» много раз пытались экранизировать, выплачивались авансы, писался сценарий, начинались съёмки, но на этом всё и заканчивалось. Но несколько лет назад за экранизацию взялся режиссёр Фёдор Бондарчук. «Я ему доверяю, видел его «9 роту». Мне картина понравилась, сделана добротно, без фанеры и лабуды. Сейчас такие делают редко, – заявил «Нашей Версии» Борис Стругацкий. – Из этой книги может получиться сильный фильм, там есть всё для этого: и острая ситуация, и настоящий герой, и социальная идея, и забойный сюжет. Широчайшие возможности снять фильм «для всех» – для старых и малых, умных и глупых, «рационалов» и «эмоционалов». Конечно, какие-то изменения сюжет претерпит, я это понимаю, всё-таки 40 лет прошло. Но насколько знаю, всё самое главное сохранилось».

Опубликовано:
Отредактировано: 15.12.2008 14:41
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх