Версия // Культура // Способы выживания в кино в период кризиса: проверенные звёзды и господдержка

Способы выживания в кино в период кризиса: проверенные звёзды и господдержка

2000

Стоп, не снято!

В разгар кризиса работы может поубавиться даже у самого востребованного актёра России Гоши Куценко. Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Мировой финансовый кризис не мог не отразиться на отечественной киноиндустрии. В условиях острой нехватки средств частные инвесторы резко ограничивают запросы продюсеров и режиссёров, а то и вовсе отказывают им в поддержке. Уже сейчас «заморожено» порядка 30% картин, находившихся в разных стадиях производства. Среди них приквел «Белого солнца пустыни», современная интерпретация пушкинского «Евгения Онегина» и многие другие, не менее громкие, проекты. Государство кинематографу поддержку оказывает, однако, как и в случае с банками, делает это весьма избирательно. По самым пессимистичным прогнозам, российское кинопроизводство к 2010 году может сократиться на 70%.

Отечественный кинематограф уже не в первый раз сталкивается с подобными проблемами. Так, после августовского кризиса 1998 года съёмки многих отечественных фильмов «заморозили» (некоторые из них потом всё-таки вышли на экраны). Но за прошедшие с тех пор 10 лет российская киноиндустрия сильно изменилась, начала приносить прибыль, некоторые отечественные картины даже обходили по кассовым сборам в России голливудские ленты. Однако новый кризис скорее всего сильно повлияет на весь отечественный кинорынок.

Сейчас частные инвесторы сокращают либо приостанавливают финансирование производства картин. Взять кредит в банке с каждым днём также становится всё сложнее. Действия спонсоров понятны: им сейчас не до непрофильных активов – они спасают свой бизнес. Результат налицо – производство каждого третьего фильма «заморожено» до лучших времён.

«На нашей студии на разных стадиях производства находилось 89 картин, говорит гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров, – 25 из них сейчас остановлено. Не лучше обстоят дела и с теми лентами, которые продолжают снимать: их бюджеты сокращены примерно в 1,5–2 раза. Если же минимизация затрат не поможет, то их производство тоже будет приостановлено. Такое происходит впервые со времён кризиса 1998 года».

Схожая ситуация и на других киностудиях страны, например Свердловской. Многие картины «прикрывают» даже на завершающей стадии монтажа.

За примерами застопоренных проектов далеко ходить не надо. Так, был вынужден приостановить съёмки проекта «Псевдоним для героя» режиссёр Роман Качанов-младший. В нём были задействованы Гоша Куценко, Рената Литвинова, Алексей Панин*, Сергей Шнуров и другие известные российские актёры. Картина должна была выйти на экраны весной следующего года.

«Специально под этот фильм была создана продюсерская компания «Псевдоним», – рассказала помощник режиссёра Анна Штейн. – Мы планировали серьёзный проект, но из-за финансового кризиса его пришлось свернуть. Сказать, когда съёмки возобновятся, невозможно: они остановлены на неопределённый срок. Я сама не вникала в финансовую ситуацию, но думаю, что придётся подождать, пока снова появятся деньги на кинопроизводство».

Не менее печальная история с картиной «Белое солнце пустыни. Начало». На волне успеха продолжения рязановской «Иронии судьбы» продюсеры решили вспомнить ещё об одной более чем успешной ленте советских времён – «Белое солнце пустыни». Только на этот раз это должен был быть восьмисерийный приквел.

Картину должны были начать снимать этой зимой в Узбекистане, а к концу года фильм уже планировали выпустить на телеэкраны. Режиссёр проекта – Юсуп Разыков, а сценаристом, как и 40 лет назад, стал известный драматург Рустам Ибрагимбеков. Последний пообещал задействовать в новом фильме молодых нераскрученных актёров. Они должны были сыграть Сухова, Абдуллу и Екатерину Матвеевну в молодости. Запланированный бюджет картины был 5 млн. долларов. Но, увы, денег на съёмки в опустошённых кризисом закромах олигархов найти не удалось.

Проект режиссёра Артёма Аксёненко «Онегин» должен был быть запущен в производство в ноябре. «Это должна была быть современная интерпретация пушкинского романа, – рассказывает режиссёр. – Сюжет тот же, но диалоги в прозе. Онегин предстаёт перед зрителем в качестве весьма обеспеченного молодого человека, бизнесмена, а Ленский – полная ему противоположность – музыкант, довольно известный в пределах России». Причина того, что картина «заморожена» – требование одного из инвесторов, который выдвинул невыгодные условия по распределению доходов от проката. В результате переговоры затянулись, а потом Россию накрыла волна мирового финансового кризиса.

Приостановлены съёмки фильма «Они», сокращён рекламный бюджет молодёжного триллера «Фобос». «Заморожены» проекты «Звёздная любовь», «Астроном», «Тоже красное на белом», «Тушите свет». Тоже из-за кризиса. В общем, прогноз экспертов на 2009–2010 годы неутешительный: отечественных картин зритель увидит немного.

Впрочем, некоторые считают, что кризис – это отчасти и благо для отечественного кинематографа. «У нас сложилась парадоксальная ситуация, – говорит продюсер, гендиректор компании «СТВ» Сергей Сельянов, – существует громадный разрыв между тем, сколько средств вкладывается в производство картины и сколько денег потом этот фильм приносит. В 95 случаях из 100 съёмки и выпуск картины на экран убыточны. А нынешний кризис даёт возможность эту тупиковую ситуацию как-то разрулить. В том числе и за счёт «распузыренных» гонораров и зарплат. Как это, собственно говоря, и было в 1998 году. Хотя я уверен, что и без кризиса в ближайшие годы кинорынок рухнул бы».

К слову, бюджет проекта самого Сельянова «Хорошая погода» (совместно с компанией «Стар Медиа» и телеканалом «Россия») пришлось урезать почти вдвое – с 3 млн. до 1,7 млн. долларов. Причём Сельянов признаёт, что если не удастся уменьшить и эту сумму, то, возможно, проект придётся всё-таки заморозить.

Точку зрения гендиректора СТВ разделяют и другие продюсеры. При этом, говорят они, сборы не упадут, так как доля от проката, приходящаяся на каждый проект, из-за сокращения количества выходящих на экран картин только вырастет.

Оказать поддержку кинематографу в условиях кризиса могло бы государство. Ведь вопреки бытующему мнению оно спонсирует производство некоторых картин и намерено делать это и впредь. Так, в этом году на кинематограф было выделено 3,3 млрд. рублей, в 2009 году из бюджета будет ассигновано 3,5 млрд. рублей.

«Большая часть этих средств уже распределена. А договоры на руках у продюсеров, и со стороны государства они будут выполнены, – заявил заместитель министра культуры РФ Александр Голутва. – Что касается ситуации с кризисом, то, по нашей информации, по целому ряду кинопроектов частные инвесторы не выполняют свои обязательства. Они либо отказываются от проектов, либо выдвигают жесточайшие требования. В кинематографе внебюджетное финансирование играет существенную роль, в этом и уязвимость отрасли. Но было бы честным со стороны продюсеров, у которых на руках договоры о госфинансировании и которые понимают, что в отсутствие дополнительных средств они фильм снять не смогут, обратиться в Минкультуры не затягивая. Если у проекта нет никаких шансов на осуществление, выделенные на него суммы могут быть переориентированы на создание других картин».

Кстати, на 2009 год намечено введение новой схемы господдержки киноиндустрии. Как говорит Голутва, «планируется оказывать содействие производству фильмов, способствующих формированию ценностных установок, соответствующих стратегическим задачам, стоящим перед страной». Иными словами, Что, естественно, вызывает негативную реакцию со стороны тех, кто в число избранных не попал.

«Я думаю, что появится много эпических картин, которые будут снимать народные артисты. Народные – в смысле увешанные регалиями», – считает кинокритик Кирилл Разлогов. – Против этого выступают, конечно, молодые, потому что деньги дадут старшему и среднему поколениям режиссёров. Я боюсь, что закончится это тем, что будут выпускаться тяжеловесные ленты в стиле 70-х годов прошлого века о любви на производстве. Очень скучно и длинно».

Нельзя, однако, исключать и того, что в попытке привлечь зрителя и получить приличную кассу некоторые российские кинематографисты обратят свой взор к Голливуду. На первый взгляд в условиях кризиса это выглядит полным абсурдом. Но на «Фабрике звёзд» тоже непростая ситуация. Представители голливудских кинокомпаний заявили, что в следующем году сократят количество кинопроектов на 20%. Кинокомпания Paramount Pictures решила отложить выпуск двух широко разрекламированных картин – «Солист» и «Сопротивление».

В первую очередь пострадают дорогостоящие блокбастеры, ведь для съёмок крупных проектов кинокомпании берут кредиты в банках, а те испытывают кризис ликвидности. Как результат – та же Paramount Pictures намерена сокращать расходы, в следующем году компания выпустит лишь 20 картин, на 5 меньше, чем в текущем.

Так что теоретически голливудские звёзды, в том числе и первой величины, могут согласиться приехать сниматься в Россию за хорошие деньги. Тем более что потенциальный российский инвестор с большей охотой вложит деньги в картину, где в главной роли снимается, предположим, Брэд Питт, а не сериальный актёр Вася Пупкин.

Так, недавно известный сценарист Александр Бородянский («Мы из джаза») заявил, что хотел бы, чтобы в картине по его сценарию «Мозг Ленина» роль вождя пролетариата сыграл не кто иной, как голливудский актёр Леонардо Ди Каприо. «Он и сам по себе очень талантливый и многогранный актёр, – рассказал Бородянский, – но когда мы стали смотреть его фото и сравнивать с ленинскими, в том числе детскими и юношескими, то обнаружилось, что сходство между ними просто поразительное. Я бы даже сказал, что Лео может играть вождя революции без грима».

По замыслу Бородянского эта картина – гротесковая комедия: клонированный Владимир Ильич в 2024 году совершает ещё одну социалистическую революцию – на этот раз в США. В результате Америка превращается в оплот мирового коммунизма, а Россия, напротив, в капиталистического монстра.

Как отреагирует на это предложение Ди Каприо, пока неизвестно, но создатели картины, несмотря на кризис, настроены были очень серьёзно. Тем более что продюсером ленты выступает глава компании «Царь Pictures» Александр Изотов, который уже давно работает с голливудскими актёрами. (Вскоре на широкий экран выходит его блокбастер «Миссия: Пророк», роли в котором исполнили Эрик Робертс, Майкл Мэдсен и Стивен Болдуин.)

Но главный интерес Александра Изотова – это не российский, а западный рынок. «К сожалению, кино, которое сделано в России, за редким исключением смотрят только в России и странах СНГ, – говорит Александр Изотов. – А наша задача – создать такую модель кинобизнеса, при которой фильмы, которые мы снимаем, были бы интересны зрителям всего мира. Для этого нужно выполнить ряд условий. Во-первых, они должны быть сняты на английском языке, потому что американцы, которые составляют больше половины мировой киноаудитории, вообще не смотрят фильмы на иностранных языках. Во-вторых, в картинах должны сниматься звёзды международного масштаба, известные зрителям всего мира. И, наконец, фильм должен быть жанровым: комедией, триллером или боевиком. По такому принципу мы и снимаем фильмы».

Кинокомпания «РАМКО» (Русско-Американская Кинокомпания) в своих планах идёт дальше. Её генеральный директор Сергей Конов свою продукцию

сразу ориентирует на Запад. Для этого на каждый проект он приглашает не только голливудских актёров, но и режиссёров и сценаристов. При этом, однако, съёмочная группа в основном состоит из наших соотечественников.

Последний уже вышедший на экраны проект кинокомпании – фильм «Ты и я» по роману депутата Алексея Митофанова «Та Ту Кам Бэк». Режиссёром картины стал Ролан Жоффе («Алая буква», «Ватель»), а одну из главных ролей исполнила восходящая звезда Голливуда Миша Бартон.

«Этот фильм изначально не был ориентирован на российский прокат. Во-первых, он был снят в технологии high-definition на плёнке формата 2х35 метров (в три раза больше обычного размера). В Москве всего около 20 кинотеатров, демонстрирующих ленты этого формата, – пояснил Сергей Конов. – Да и вообще, Россия – это менее 3% мирового кинорынка, и окупить здесь фильм с бюджетом в 20 млн. долларов почти нереально».

Сейчас в планах г-на Конова – проект с участием Аль Пачино. Однако кризис может поставить жирный крест и на этих амбициозных планах.

Ещё недавно знаменитый Аль Пачино рассматривался в качестве возможного героя российского блокбастера. Но кризис спутал все карты.
Ещё недавно знаменитый Аль Пачино рассматривался в качестве возможного героя российского блокбастера. Но кризис спутал все карты.

*
Алексей Панин включен Минюстом России в реестр иноагентов
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.11.2008 13:59
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх