// // Бороться с работодателями станет проще

Бороться с работодателями станет проще

634

Даже не трудитесь!

Металлурги попали под удар первыми: в их отрасли сокращения уже начались. Остальные, возможно, успеют воспользоваться модифицированным законодательством.
Фото: ИТАР-ТАСС
Металлурги попали под удар первыми: в их отрасли сокращения уже начались. Остальные, возможно, успеют воспользоваться модифицированным законодательством. Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Разразившийся мировой финансовый кризис вызвал активное желание реформировать трудовое законодательство. Массовые увольнения и сокращения заработной платы заставили законодателей задуматься о защите трудящихся. Как заявил на прошлой неделе председатель Совета Федерации Сергей Миронов, увольнение до 10% персонала наблюдается во всех отраслях, особенно ощутимо оно в строительстве, торговле, финансовом секторе. По экспертным оценкам, за последние недели лишились работы около 100 тыс. человек. Ещё 380 тыс. работников, по словам Миронова, к концу октября стали жертвами задержек зарплаты.

На прошлой неделе Комиссия по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению Общественной палаты РФ представила целый ряд законопроектов, предусматривающих существенное изменение регулирования социально-трудовых отношений. На рассмотрение в Госдуму поправки могут быть внесены уже на этой неделе.

Предполагается целый ряд изменений. Во-первых, предполагается введение третейских судов, которые будут специализироваться на решении трудовых споров. Формироваться такие суды будут из представителей трёх сторон – работодателей, профсоюзов и властей. В настоящий момент в России существует только один такой суд – в Москве. В него входят представители московских властей, Московской федерации профсоюзов, Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, а также специализированная коллегия адвокатов. От каждой из сторон в трудовой арбитраж входят по 45 человек. Спорщики сами выбирают, кто из трудовых арбитров будет принимать решение по их делу.

По замыслу Общественной палаты трудовой арбитраж должен существовать на постоянной основе на федеральном, региональном и территориальном уровнях. В законопроекте прописано, что решение трудового арбитража будет иметь для сторон обязательную силу, только если они в ходе разбирательства достигли такого решения и если для решения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка.

Одно из преимуществ трудового арбитража в том, что он решает все споры за пять дней, его решения вступают в силу в день принятия и должны быть исполнены в течение трёх дней, если в его вердикте не предусмотрен иной срок. Это значительно ускоряет процесс решения всех конфликтов между профсоюзами и работодателями и избавляет от проволочек в традиционных судах. Суть новых предложений сводится к следующему: из числа наиболее авторитетных представителей сторон – работников, работодателей и государства – должен сформироваться состав трудовых арбитров, которым предстоит пройти специальную подготовку. При возникновении конфликта каждая из сторон выбирает доверенное лицо из числа этих арбитров, которые рассматривают спор, находя оптимальное решение.

В случае несогласия с решением арбитража стороны могут обратиться в суд. Например, с 2002 года в московском трудовом арбитраже из 870 жалоб до суда дошли только 18. Подобные органы, занимающиеся трудовыми спорами по существу и оказывающие содействие в урегулировании коллективных трудовых споров, уже доказали свою эффективность в Великобритании, Германии, Франции, Италии, Норвегии и Финляндии. По мнению разработчиков концепции, со временем трудовой арбитраж можно будет интегрировать в судебную систему в качестве органа рассмотрения как коллективных, так и индивидуальных трудовых споров. Для реализации этой схемы на первом этапе предлагается внести изменения в статью 404 Трудового кодекса РФ и сделать трудовой арбитраж постоянно действующим органом при трёхсторонних комиссиях по социально-трудовым отношениям на всех уровнях социального партнёрства. И исключить из Трудового кодекса РФ статью 403 (рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника), чтобы избежать затягивания разрешения спора.

По теме

Ещё одна поправка предусматривает, что первичная профсоюзная организация сможет объявлять забастовку без утверждения этого решения на собрании. Но только в том случае, если она представляет интересы большинства работников. Например, предлагается дополнить статьи 399 и 410 Трудового кодекса нормами, в соответствии с которыми первичной профсоюзной организации предоставится право направлять работодателю требования коллектива и объявлять забастовку без проведения специальной конференции, если первичный профсоюз представляет интересы всех или большинства работников. Правда, параллельно будет повышена и ответственность организаторов забастовки за соблюдение законности при проведении акции протеста.

Если в силу вступит ещё одна поправка в Трудовой кодекс, профсоюзы смогут представлять интересы своих членов в суде. В настоящий момент они имеют право защищать интересы работников только по доверенности. На практике сегодня в суды попадают жалобы отдельных лиц либо групп, а большинство споров до участия профсоюзов в суде не доходит. По мнению инициаторов поправок, это может существенно улучшить условия труда, так как сегодня из-за правового нигилизма и юридической неграмотности каждого члена профсоюза по отдельности многие нарушения так и остаются безнаказанными.

Комиссия ОП предлагает также внести поправку в закон о профсоюзах. Она коснётся, к примеру, сотрудников крупных компаний, чьи отделения разбросаны по всей стране, но не в каждом подразделении которых есть первичная профсоюзная организация. Работников там объединяет региональный профсоюз, и их некому представлять для решения проблем на локальном уровне. ОП предлагает устранить это недоразумение и наделить правом представлять рабочих в решении споров на местах региональные профсоюзы или любых других граждан, которых сами работники уполномочат быть своими представителями.

В комиссии ОП сообщают, что при подготовке законопроектов учитывалось мнение крупнейших организаций работодателей: комиссия тесно сотрудничает с ними и учитывает интересы всех сторон. В частности, поправки обсуждались с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и организации «Деловая Россия».

Впрочем, в некоторых профсоюзах скептически относятся к инициативам ОП. Так, по мнению генерального инспектора труда соцпрофа Сергея Храмова, профсоюзы и так имеют права представлять интересы своих членов в судах согласно статье 23 закона о профсоюзах. Новые поправки приведут только к дополнительной бюрократизации профсоюзов.

Ещё одно новшество, которое, возможно, вступит в силу в сложной экономической ситуации, коснётся создания фонда занятости. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) выступила с предложением восстановить фонд, существовавший до 2000 года. Туда предприятия отчисляли 1,5% от зарплаты сотрудников, из которых потом выплачивались пособия в случае увольнения с работы. Как пояснил руководитель отдела социально-трудовых отношений ФНПР Олег Соколов, работодатели в этом случае практически ничего не будут терять. Организация предлагает создавать фонд из 13-процентного налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Из налога 1% и пойдёт в фонд. Пособие по безработице выплачивается и сегодня, однако его сумма оторвана от реальной зарплаты. Так, в 2008 году минимальная величина пособия – 770 рублей, а максимальная – 3080 рублей.

Есть и другое предложение на этот счёт. Так, на рабочей группе Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений обсуждался вопрос введения системы страхования сотрудников на случай потери работы. В данном случае сам сотрудник добровольно будет отчислять часть своей зарплаты в негосударственные страховые фонды. При увольнении эти средства будут компенсировать ему часть зарплаты в то время, когда он будет безработным.

В конечном итоге, видимо, будет принят последний вариант. Во-первых, правительство вряд ли пойдёт на сокращение доходов бюджета, хотя и незначительное, тем более в трудные времена. Во-вторых, разработкой законопроекта занимается Минздравсоцразвития. По обещаниям ведомства, он будет готов уже в 2009 году.

Со своей инициативой вышел и Российский союз промышленников и предпринимателей. РСПП предлагает ввести государственные гарантии выплат на тот случай, если организация после увольнения сотрудника физически не сможет выплатить ему положенный по закону среднемесячный заработок в течение двух месяцев со дня увольнения.

Между тем в Минздравсоцразвития считают, что с занятостью населения в России всё нормально. Как заявил на прошлой неделе замминистра здравоохранения и социального развития Максим Топилин, «Примерно столько людей ежемесячно сокращается в России из-за изменений в различных сферах экономики и реорганизации предприятий, – сказал замминистра. – В прошлом году таким образом было уволено 11 млн. человек, и практически все они были впоследствии трудоустроены». А согласно официальной статистике на 1 ноября численность зарегистрированных безработных в стране составила 1 млн. 247 тыс. человек. Это на 12% меньше, чем было в начале года (тогда на учёте служб занятости состояли 1,4 млн. безработных). Причём и в течение октября, по словам Топилина, число безработных несколько снизилось. Впрочем, у профсоюзов другие данные. Работникам многих предприятий на 25% сократили зарплату, а часть предприятий готовит переход на 3–4-дневную рабочую неделю. А по данным РСПП, 40% компаний прогнозируют снижение уровня оплаты труда или её задержку.

Опубликовано:
Отредактировано: 24.11.2008 13:28
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх