Версия // Власть // Российское небо зачищают от опасных авиакомпаний

Российское небо зачищают от опасных авиакомпаний

1933

Бpак по залёту

В разделе

Катастрофа Як-42 в Ярославле заставила власти предпринять жёсткие меры по наведению порядка в транспортной отрасли. На прошлой неделе Росавиация подготовила документы по аннулированию свидетельств у трёх авиакомпаний, ещё 30 отнесены к группе риска, и не исключено, что лицензии будут отозваны и у них. Впрочем, правительство давно вынашивало планы сокращения количества авиакомпаний. Так, вице-премьер Сергей Иванов ещё в 2010 году заявлял о необходимости борьбы с «компаниями-живопырками», которые, по его мнению, не в состоянии обеспечить должный уровень безопасности перевозок. Только станет ли от этого российское небо безопаснее?

Катастрофа Як-42 в Ярославле заставила власти предпринять жёсткие меры по наведению порядка в транспортной отрасли. На прошлой неделе Росавиация подготовила документы по аннулированию свидетельств у трёх авиакомпаний, ещё 30 отнесены к группе риска, и не исключено, что лицензии будут отозваны и у них. Впрочем, правительство давно вынашивало планы сокращения количества авиакомпаний. Так, вице-премьер Сергей Иванов ещё в 2010 году заявлял о необходимости борьбы с «компаниями-живопырками», которые, по его мнению, не в состоянии обеспечить должный уровень безопасности перевозок. Только станет ли от этого российское небо безопаснее?

Магомед ТОЛБОЕВ, лётчик-испытатель, Герой России:

– Правильно сделали, что решили позакрывать мелкие авиакомпании. Их вообще надо все уничтожить на корню. Эти компании только повысасывали все ресурсы, не предложив и не вложив ничего нового. Это вши, которые сидят на наших шеях. Пусть в нашей стране будет 15–20 авиакомпаний, но это должны быть большие и серьёзные компании, которые будут понимать всю ответственность за этот бизнес. Если бы у нас не было этих мелких авиакомпаний, то и не было бы такого количества катастроф. Уверен, что, сократив их, всё изменится в лучшую сторону. У нас будут современные самолёты, профессиональные лётчики и будет полностью обеспечена безопасность полётов. Главное, чтобы приказ президента был полностью выполнен.

Виталий ЕФИМОВ, президент Союза транспортников России, в 1991–1996 годах министр транспорта России:

– Их закрывают не потому, что произошла катастрофа. Компании закрывали и раньше, так как слишком много было нарушений, хотя, конечно, катастрофа, где погибла любимая команда, обострила интерес. Было время, когда частных авиакомпаний у нас было порядка 500. Если эти авиакомпании не обеспечивают безопасность, то как их можно держать? Конечно, власть должна думать о работающих там людях, но нельзя же закрывать глаза на нарушения только ради того, чтобы народ был трудоустроен. Это не забота о народе, это попустительство бизнесу на крови! Вспомните, из-за чего утонула «Булгария», – из-за жажды наживы. Те штрафы, которые у нас есть сейчас, – мелочь по сравнению с тем, что получают коммерсанты, допуская рейсы без разрешения, без лицензий и без прав. В Европе, если, не дай бог, у тебя не оказалось лицензии с собой, штраф 200 тыс. евро, у нас – 40 тыс. рублей. При этом доход от одного рейса может достигать полумиллиона долларов. И что, таких недобросовестных коммерсантов может остановить штраф в тысячу евро? Но при этом СМИ, общество кричат, что хватит кошмарить малый бизнес. Минэкономразвития в угоду этим правозащитникам сняло с повестки дня все вопросы, связанные с проверкой транспортного комплекса. А что такое транспортный комплекс? Это же оружие массового поражения, а его проверят раз в три года. Если бы все коммерсанты были бы честные, то согласен – достаточно проверки раз в три года. Но разве таких у нас много? Когда я был министром, у меня было 8500 инспекторов, а сейчас тысяча. При этом все продолжают кричать «чиновников надо сокращать!». Досокращались уже – проверяющих не осталось. А те, кто ещё есть, получают копейки. Для того чтобы не было таких катастроф, необходимо не только численность контролирующих органов повысить, но и обеспечить сотрудникам солидный социальный пакет, как в милиции и армии: зарплата, жильё, пенсии и медицинское обеспечение. Конечно, милиция и армия нас защищают, а разве контроль в авиации это не защита безопасности наших граждан? К решению проблемы безопасности полётов надо подходить комплексно, тогда будет желаемый результат.

Анатолий ГЕРАЩЕНКО, ректор Московского авиационного института:

– На мой взгляд, авиационные компании должны иметь солидную базу, большое количество самолётов, высокопрофессиональных лётчиков и технический персонал. Поэтому решение о закрытии нескольких десятков мелких компаний вполне оправданно. В нашей стране слишком много развилось компаний, которые берут лизинг после какого-то китайского ремонта, и вот результат – сплошные трагедии. Содержание самолёта для маленькой компании – дорогое удовольствие. Она не может содержать технику в работоспособном состоянии, обеспечивать техническое обслуживание, порой в некоторых компаниях даже не на что закупить авиационный керосин. Компании, у которых один-два или даже три самолёта, это не компании. За рубежом нет такого количества авиакомпаний, как у нас. Там несколько десятков наберётся, да и то с учётом тех, которые обслуживают только внутренние рейсы. Но раз мы живём в эпоху конкуренции, понятно, монополизма быть не должно. Но тем не менее компании должны быть солидными и конкурировать между собой. Сейчас мы всё чаще и чаще слышим о катастрофах в небе, на земле и на воде. А всё почему? Да потому, что у нас практически не осталось рабочего класса. Раньше при крупных предприятиях и объединениях были свои техникумы и ПТУ. В образовательный процесс именно предприятия вкладывали средства, силы, была постоянная передача опыта от старшего поколения следующему. Надеюсь, что, когда у нас в стране будут солидные авиакомпании, они вспомнят этот опыт и начнут создавать или поддерживать уже существующие учебные заведения, чтобы обеспечивать себя квалифицированными кадрами. Но для этого необходимы законодательная база, а также желание самих компаний – а возможности у них есть уже сейчас. Если авиакомпании начнут серьёзно отвечать за все катастрофы – деньгами, уголовной ответственностью, – это подтолкнёт их вкладывать средства в обучение персонала. В МАИ мы организовали факультет иностранного языка, где готовим на международном профессиональном уровне лётчиков и диспетчеров с соответствующей аттестацией. Кроме этого мы хотим создать факультет по эксплуатации. Уже сейчас в нашем институте есть серьёзная техническая база: лётные тренажёры, аэродром со своими самолётами (хотя, конечно, старенькие – Ан и Як), но для первичной подготовки этого достаточно. Мы могли бы вкупе с лётными гражданскими училищами заниматься подготовкой не только лётчиков, но и технического персонала. Для этого необходимо только желание владельцев авиакомпаний и одобрение властей.

Геннадий ГУДКОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности:

– Я думаю, что это системный кризис и дело здесь не в количестве компаний. По всему миру работают и крупные авиакомпании, и мелкие, и все они обеспечивают соответствующие требования. В США все авиакомпании, включая местные авиалинии, перевозят порядка 700 млн пассажиров. У нас же, по статистике прошлого года, было перевезено 58 млн пассажиров. Сравните эти цифры и сравните количество катастроф в этих двух странах. Мы пигмеи по объёму перевозок, но рекордсмены по числу аварий. За последние 20 лет в России произошло 1040 аварий авиатранспорта, в которых погибли более 13 тыс. человек. Так что дело не в количестве компаний, тем более что на самом деле у нас мало авиакомпаний – авиарынок у нас монополизирован. Просто мелкие авиакомпании поставлены в такие условия, что они не могут обеспечить все критерии безопасности. Но у нас, вместо того чтобы лечить, решили «собрать все книги и сжечь». Видимо, плохие советчики у президента, не способные объяснить ему простой истины: дело не в количестве компаний, а в их работе. А работа частной компании является зеркалом работы самой отрасли. Если в отрасли не выживает мелкий и средний бизнес, значит, экономика отрасли неправильно организована. Заявив о закрытии нескольких десятков авиакомпаний, власть расписалась в неспособности организовать работу частных перевозчиков. А если власть не может организовать чёткую работу отрасли, то надо уступить место другим, кто способен это сделать. Это будет честно и правильно.

Магомед ТОЛБОЕВ, лётчик-испытатель, Герой России
Магомед ТОЛБОЕВ, лётчик-испытатель, Герой России

Виталий ЕФИМОВ, президент Союза транспортников России, в 1991–1996 годах министр транспорта России
Виталий ЕФИМОВ, президент Союза транспортников России, в 1991–1996 годах министр транспорта России

Анатолий ГЕРАЩЕНКО, ректор Московского авиационного института
Анатолий ГЕРАЩЕНКО, ректор Московского авиационного института

Геннадий ГУДКОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности
Геннадий ГУДКОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.05.2021 11:16
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх