Версия // Власть // Российские ВВС обвиняют в систематическом нарушении государственных границ

Российские ВВС обвиняют в систематическом нарушении государственных границ

3229

Залётчики

Фото: РИА новости
В разделе

13 мая Финляндия обвинила российские ВВС в нарушении своего воздушного пространства. Однако Москва отвергла это обвинение, военные сообщили, что, по данным объективного наблюдения, авиация Западного военного округа не нарушала воздушного пространства Финляндии. Это далеко не первый инцидент, когда наши военные самолёты обвинялись в нарушении государственной границы. «Наша Версия» разбиралась, почему российские самолёты всё чаще сбиваются с безопасного курса.

Как заявили в Минобороны, военно-транспортный самолёт Ан-26, якобы вторгшийся в чужое воздушное пространство, действительно в это время совершал перелёт над нейтральными водами Финского залива и «в связи с плохими погодными условиями и влиянием грозового фронта» вынужден был приблизиться вплотную к финской границе. Более того, военные утверждают, что манёвр был согласован с финскими диспетчерами и расстояние до границы составляло 15 километров. В ходе полёта в пограничной зоне Ан-26 с финской стороны сопровождал истребитель F-18 с авиабазы Тампере.

Нужно обратить внимание ещё на одну деталь: Ан-26 – это устаревший военно-транспортный самолёт, разработанный в 70-х. Вряд ли он представляет опасность для Финляндии. Возможно, всё прошло бы намного спокойнее, если бы это был первый инцидент. Но финны уже неоднократно жаловались на периодические нарушения пограничного режима российскими самолётами. В 2006 году Ан-72, принадлежавший российскому оборонному ведомству, вторгся в воздушное пространство Финляндии, в 2007 году ситуация повторилась с Ил-76 ВВС России. В 2008-м финская сторона заявила о намерении закупить новую радиолокационную систему, чтобы отслеживать незаконные пересечения своей границы. Всего для совершенствования своего ПВО финны планируют закупить 12 противовоздушных радиолокационных станций Ground Master 403 (GM 403), потратив на них около 171 млн евро.

Опасные полёты русских вынудили финнов закупить новые радары

Как рассказал «Нашей Версии» заслуженный военный лётчик генерал-майор Владимир Попов, в прошлом начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при МО РФ, существуют нормы и правила пересечения госграниц, которые определяются международными договорами по обоюдному согласованию сторон. При этом порядок полётов по национальным правилам может всё же отличаться от тех же нормативов в сопредельном государстве.

«В российском воздушном пространстве не рекомендовано приближаться к госгранице без острой необходимости ближе 25 километров. Но в данном случае борт попал в нештатную ситуацию, лётчикам пришлось обходить грозовой фронт. Мне приходилось летать в этом районе, он довольно сложен для пилотирования именно из-за близости границы. В этот раз Ан-26 прошёл практически по разгранлинии, но финнам могло показаться, что самолёт пересёк государственную границу. Скорее всего обвинения строятся на ошибках радарных систем, неправильной трактовке и оценке данных радиолокационной обстановки. На искажение данных могло повлиять множество факторов: углы наклона локационных антенн, возможности разрешения на экране радара, сложные погодные условия».

За последние 10 лет, сразу после возобновления боевого патрулирования стратегической авиации, российские военные самолёты неоднократно были замечены в различных уголках мира. В начале мая российские стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95 пролетели в пределах зоны обороны США близ Аляски и Алеутских островов, на их перехват были подняты истребители F-22, что является показателем того, что появление бомбардировщиков создало потенциальную угрозу для территории США. В 2003 году было зафиксировано вторжение в воздушное пространство Исландии, на перехват российских самолётов вылетела группа истребителей ВВС США. Решив попугать российских лётчиков, американцы сблизились на недопустимо малое расстояние и опасно маневрировали. Российские военные самолёты часто летают недалеко от границ Канады и Норвегии, вызывая обеспокоенность этих стран. В 2006 году российские самолёты были обнаружены близ Гебридских островов (у западных берегов Шотландии) во время учения в этом районе британского Королевского военно-морского флота под кодовым названием «Воин Нептуна», тогда утверждалось, что россияне «подглядывали» за английскими кораблями. В 2007 году в Дании были подняты в воздух истребители после того, как вблизи воздушного пространства страны появились российские стратегические бомбардировщики Ту-160.

По теме

«День северных территорий» ВВС России отметили облётом Японии

Полёты российских самолётов вызывают стресс, а порой и настоящую панику у военных бывших прибалтийских республик. В Эстонии утверждают, что российские самолёты нарушают воздушные границы республики раз в четыре-пять месяцев. Чтобы противодействовать этому, не самая богатая европейская страна за 29 млн евро купила два современных радара. В октябре 2010 года над Балтийским морем между Лиепаей и Вентспилсом латвийские радары зафиксировали два российских бомбардировщика. По официальной версии латвийской стороны, Су-24 пролетели над нейтральными водами Балтийского моря и не ответили на запрос об идентификации.

Пожалуй, самым резонансным событием стало происшествие с истребителем Су-27 6-й армии ВВС и ПВО. Напомним, самолёт, пилотируемый майором Валерием Трояновым, разбился на территории Шакяйского района Литвы 15 сентября 2005 года, причиной стал отказ навигационных систем. Специалисты пришли к выводу, что нарушение воздушного пространства Литвы и авария истребителя были вызваны совокупностью неблагоприятных «технических, организационных и человеческих факторов».

Авиаторы периодически наводят шороху и на Дальнем Востоке, где у России до сих пор неразрешённые территориальные споры с Японией. Российские военные самолёты ранее неоднократно появлялись близ японских воздушных границ, представители Страны восходящего солнца довольно болезненно реагируют на подобные манёвры российских ВВС и неоднократно заявляли о нарушении госграницы. Показательное выступление было устроено 8 февраля прошлого года, аккурат между 7 февраля, когда в Японии традиционно отмечался так называемый День северных территорий, и 9 февраля – днём годовщины гибели крейсера «Варяг». Тогда сразу пять самолётов ВВС РФ совершили облёт японского воздушного пространства. Два стратегических бомбардировщика Ту-95 и самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 в сопровождении самолётов Су-27 были замечены у острова Хоккайдо. Дальше они проследовали до северной оконечности острова Хонсю со стороны Тихого океана и Японского моря, облетев практически всю Японию.

Потомки самураев, стиснув зубы, в течение 16 часов наблюдали за манёврами российских самолётов. В воздух были подняты аж 13 истребителей. Особенно вызывающим японцы посчитали приближение к своим границам самолёта радиолокационной разведки. Японское правительство после этого инцидента официально попросило Москву воздержаться от таких полётов.

Сбитый бомбардировщик может расцениваться как акт агрессии

Главный редактор журнала «Национальная оборона», директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко рассказал «Нашей Версии», что, по его мнению, обвинение российских ВВС в систематическом нарушении границ носит недобросовестный характер. Эксперт отмечает, что «пострадавшие» страны голословны, не предъявляют никаких документальных подтверждений в виде данных объективного контроля. Эксперт уверен, что со стороны лётчиков ошибки практически исключены, поскольку при выполнении полётов в военной авиации очень тщательно отрабатывается штурманское обеспечение, чтобы исключить нарушение границ.

Впрочем, тренировочные полёты рядом с государственной границей другой страны, зачастую с нарушением её или неподалёку от объектов военной инфраструктуры практиковались ещё со времён холодной войны. Главная задача – оказание своеобразного психологического давления, авиаторы показывали, что противник уязвим, и одновременно демонстрировали своё мастерство и бесшабашность.

Игорь Коротченко отмечает, что возобновившиеся вылеты на боевое патрулирование российских стратегических бомбардировщиков – это возможность отработать боевые задачи в условиях, максимально приближённых к боевым. По большому счёту каждый вылет бомбардировщика – это обработка района, откуда будут наноситься ядерные удары в случае войны. При этом боевая учёба проходит с реальным противодействием противника, ведь российские стратегические бомбардировщики всегда сопровождаются авиацией НАТО, если пролетают неподалёку от границ стран альянса.

Опасности, что российский самолёт собьют, даже в случае серьёзной штурманской ошибки, сегодня практически нет. К примеру, сбитый стратегический российский бомбардировщик будет иметь очень серьёзные последствия и может даже расцениваться как акт объявления войны. Это обычная практика в мирное время, не враждебная, здесь нет ничего экстраординарного.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.05.2013 16:58
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх