// // Под предлогом снижения цен нефтяники опять договорились о снижении качества топлива

Под предлогом снижения цен нефтяники опять договорились о снижении качества топлива

331

Октановка запрещена

Заправка по-прежнему остаётся безвыигрышной лотереей
lori.ru
Заправка по-прежнему остаётся безвыигрышной лотереей lori.ru
В разделе

С середины марта по конец мая средние цены на автомобильный бензин в России выросли почти на 2 рубля за литр. По данным Росстата – с 23,39 до 25,14 рубля. При этом средняя цена 95-го уже составляет 27,01 рубля за литр, в то время как в марте была 25,34 рубля за литр. Цены начали резко расти, после того как в России начался топливный кризис. Правительство разработало ряд мер по борьбе с дефицитом: повысило экспортные пошлины на нефтепродукты, собирается купить у одной из нефтяных компаний НПЗ для независимых торговцев топливом. Такая мера, впрочем, уже обсуждалась летом 2008 года, но после резкого падения цен на нефть была благополучна забыта. Однако эти меры вряд ли помогут снизить стоимость бензина. Поэтому Минэнерго вновь изучает возможность отложить полный переход на производство топлива не ниже стандарта «Евро-3».

Топливный кризис начался в конце апреля, после того как цены на нефть на мировом рынке достигли своего пика в 125 долларов за баррель (нефть марки Brent). Некоторое время перед этим нефтяные компании цены на заправках не повышали: по мнению экспертов, это не позволяло сделать негласное поручение Путина держать цены.

Зато сначала с Алтая, а затем и из других регионов страны стали приходить сообщения о том, что на заправках кончился бензин. Правительство стало принимать экстренные меры по обеспечению населения топливом. Были повышены экспортные пошлины на нефтепродукты, а ФАС объявила о тотальной проверке нефтяных компаний на предмет сговора. Однако дефицит исчез, когда рост цен на топливо возобновился с двойной силой.

По мнению вице-президента ЛУКОЙЛа Леонида Федуна, причинами возникновения дефицита топлива являются рост спроса на бензин и снижение рентабельности нефтяных компаний. Он также отметил, что рост продаж новых автомобилей на 30–40% в год увеличивает спрос на бензин на такую же величину. «Мы видим, что бензина не хватает, что запасы вымываются, и не потому, что он идёт на экспорт, а из-за того, что идёт гигантский спрос. И производства, которые в настоящий момент существуют, не покрывают спрос. У нас очень много производства дизеля, производства мазута и недостаточное количество бензина», – говорил Федун во время топливного кризиса.

Для появления достаточного количества бензина необходима глубокая модернизация нефтеперерабатывающих заводов, однако это процесс достаточно долгий. Как сообщили в Минэнерго, заводы не достигли того уровня модернизации, который гарантировали, поэтому они не готовы в полной мере перейти на производство более высококачественного топлива. По мнению же нефтяников, в России слишком высокая фискальная нагрузка на отрасль, которая не позволяет направлять значительные средства на модернизацию НПЗ и одновременно снизить цены на топливо. К слову, стоит вспомнить повышение акцизов на бензин с января 2011 года. Они поднялись примерно на 1 рубль за 1 литр. Власти, принимая решение, мотивировали это тем, что рубль пойдёт в специально созданный Дорожный фонд, из которого будут финансироваться ремонт и строительство новых дорог. Однако никакого действующего фонда до сих пор нет.

Россияне, в свою очередь, основную причину подорожания бензина видят в картельном сговоре и жадности нефтяников. Согласно результатам опроса ВЦИОМ в 46 регионах, повышение цен на бензин россияне объясняют «неуёмными аппетитами бизнесменов» (21%) и сговором нефтяных магнатов (12%). Среди других возможных причин – отсутствие контроля над ценами на бензин со стороны государства (11%); влияние инфляции, роста цен на нефть и диктовка цен монополистами (по 4%). Что касается мер, предпринятых властями для стабилизации ситуации, то самой эффективной из них россияне считают проверку нефтяных компаний на предмет сговора (65%). На втором месте – введение запрета продажи нефти на бирже подставным фирмам, перекупщикам (59%).

По теме

ФАС, в частности, выдвинула две инициативы, призванные повысить конкуренцию на рынке нефтепродуктов. Согласно законопроекту «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» для определения справедливой цены при крупнооптовой торговле моторным топливом, мазутом и авиатопливом на территории России предлагается использовать три параметра: индексы цен сопоставимых зарубежных рынков; индексы цен внебиржевого внутреннего рынка; индексы биржевых цен. Проект также обязывает компании, осуществляющие крупнооптовую торговлю моторным топливом, мазутом и авиатопливом, продавать на биржевых торгах не менее 15% объёмов произведённых нефтепродуктов. Это должно сделать российскую биржевую цену на топливо более справедливой. Но пока закон не принят, да и идею эту ФАС продвигает уже не первый год.

Ещё одно предложение ФАС – установить экспортные пошлины на все виды бензина до уровня 0,9 от пошлины на нефть и индексировать акцизы на бензин на уроне инфляции с понижающим коэффициентом 0,9. А при повышении мировых цен на нефть свыше 90 долларов за баррель снижать ставки акцизов. Но в администрации президента эту идею не поддерживают.

А Минэнерго как один из вариантов повышения конкуренции на рынке нефтепродуктов рассматривает формирование независимой нефтепереработки в России путём передачи «Роснефтегазу» (компания, через которую государство владеет своими нефтегазовыми активами) одного из НПЗ, принадлежащего крупной нефтяной компании. Во время того же бензинового кризиса независимые АЗС жаловались на то, что не могут закупить топливо на НПЗ крупных нефтяных компаний, так как последние поставляют топливо в первую очередь на свои АЗС. «Я считаю, что вариантов может быть несколько. Нам очень важно создать возможности для того, чтобы сектор независимых операторов получил нормальные рыночные возможности доступа к нефтеперерабатывающим мощностям. Это можно сделать с точки зрения обеспечения доступа на существующие мощности у компаний либо действительно выкупить один из НПЗ», – заявил министр энергетики Сергей Шматко. Однако он отметил, что, учитывая прибыльность нефтепереработки, будет достаточно сложно обязать какую-либо частную компанию продать свой нефтеперерабатывающий завод. Тем более что просто передача завода из одних рук в другие не позволит произвести в России новые объёмы бензина. А если количество топлива на рынке останется прежним, то в чём будет смысл передачи?

Ранее вице-премьер РФ Игорь Сечин заявлял, что правительство изучает возможность создания независимой нефтеперерабатывающей компании для переработки нефти малых и средних НК. При этом он не исключал и строительство нового НПЗ. Но такое строительство может занять шесть-восемь лет и потребует не менее 5 млрд долларов инвестиций.

Вариант строительства нового НПЗ для независимых продавцов топлива обсуждался летом 2008 года, когда цена на нефть приближалась к отметке 150 долларов за баррель и власти думали, как остановить рост цен. Но после того как осенью стоимость нефти упала до 30 долларов за баррель, необходимость строительства нового завода для повышения конкуренции на топливном рынке отпала сама собой. Отметим также, что, когда нефть стоила 147 долларов за баррель, литр 95-го в среднем по России в августе стоил 25,87 рубля за литр (максимальная отметка в 2008 году). Сейчас средняя цена 95-го при цене на нефть 115 долларов за баррель составляет уже 27,01 рубля за литр.

В регионах, где ограничена конкуренция в нефтепереработке, Минэнерго рассматривает возможность продления производства бензина класса «Евро-2» (в соответствии с техрегламентом по моторному топливу с января 2012 года производство бензина класса ниже «Евро-3» должно быть запрещено). Эта проблема, в частности, особенно актуальна для Дальнего Востока и Восточной Сибири, где есть единственные НПЗ на тысячи километров. Да и общий переход на стандарт «Евро-3» может быть в очередной раз отложен.

Напомним, согласно действующему техрегламенту с 1 января 2011 года введён запрет на оборот бензина Аи-95 класса ниже «Евро-3», с сентября 2011 года вводится запрет на оборот бензина класса ниже «Евро-3» по Аи-92. Переход на бензин и дизельное топливо класса «Евро-4» запланирован на 2014 год, переход на класс «Евро-5» – с 2015 года. Но Минэнерго уже предлагает перенести эти сроки на несколько лет.

Заставить прекратить выпуск бензина «Евро-2» означает снова создать топливный дефицит. В то же время, по мнению Минэнерго, нынешний топливный кризис был отчасти вызван именно тем, что заводы не провели модернизацию в нужном объёме. Получается замкнутый круг, который может в очередной раз привести к тому, что российские автомобилисты в России качественного топлива снова не увидят. Да и дешёвого тоже, поскольку предложение не сможет в должной мере удовлетворить спрос.

Опубликовано:
Отредактировано: 14.06.2011 11:53
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх