Версия // Общество // 80% продуктов в магазинах – отрава

80% продуктов в магазинах – отрава

7453

Без срока годности

С овощами и фруктами можно разобраться на глаз, а вот кулинария – чистая лотерея Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Почти половина продуктов, продающихся в отечественных магазинах, представляет потенциальную опасность для здоровья потребителей. Такие данные на прошлой неделе обнародовал Роспотребнадзор. Как утверждают в главном санитарном ведомстве страны, причина весьма прозаична: недобросовестные ретейлеры сбывают залежалый товар. Но на поверку оказывается, что рассчитывать на контролирующие органы или ужесточение законодательства не приходится. Аналитики рынка отмечают, что универсального механизма регулирования, который помешал бы ретейлеру найти лазейки для реализации протухающих продуктов, просто не существует.

По информации Роспотребнадзора, за последний год количество нарушений, связанных с продажей залежалых продуктов, существенно возросло – по данным ведомства, на сегодняшний день около половины всех товаров не соответствует нормам безопасности и качества. Ещё более пугающую статистику приводят другие контролирующие организации, по данным которых доля некачественных продуктов в отдельных торговых точках может достигать 80%.

На самом деле не секрет, что розница в этом смысле всегда имела дурную славу. Однако уже сам факт, что тема реализации просроченных продуктов сегодня обсуждается на уровне Роспотребнадзора, яркое свидетельство того, что ситуация, похоже, начинает выходить из-под контроля. Свежий пример: на прошлой неделе журналисты сразу нескольких федеральных телеканалов, готовившие сюжет о проблемах качества продукции в рознице, при попытке взять комментарии администрации одного из магазинов «Пятёрочка» сети X5 Retail Group были жестоко избиты охраной.

«Это уже не первый случай, когда представители сети магазинов X5 Retail Group ведут себя по-хамски, демонстрируя не просто халатность, а полное игнорирование обращений потребителей, юристов и журналистов», – прокомментировала инцидент руководитель проекта «РЕН ТВ» «Жадность» Екатерина Авалиани.

И это при том, что, по словам работников отрасли, дискаунтеры вроде «Пятёрочки» на самом деле не очень-то грешат реализацией залежалого товара – отнюдь не потому, что заботятся о потребителе. Просто оборачиваемость в таких сетях достаточно быстрая, продукты не успевают испортиться.

Между тем чиновники Роспотребнадзора отмечают сразу две причины ухудшения качества продукции в ретейле: во-первых, это пресловутый экономический кризис, заставляющий бизнес жёстко экономить. А во-вторых, действие нового закона «О торговле», вступившего в силу в феврале прошлого года. Новые правила существенно усложнили положения ретейлеров, которые вынуждены теперь искать новые и новые способы для компенсации упущенной выгоды.

Исправить ситуацию предложили депутаты «Справедливой России», выступившие с законодательной инициативой по ужесточению штрафов за реализацию просроченных товаров. По словам одного из авторов данной законодательной инициативы Антона Белякова, максимально возможные штрафы за нарушение санитарных норм предполагается повысить с нынешних 50 тыс. до 700 тысяч рублей. Кроме того, депутаты хотят ввести обязательную конфискацию некачественного товара. Парадоксально, но факт: согласно ныне действующим нормам закона недобросовестных предпринимателей могут оштрафовать на 50 тыс. рублей (максимум!), оставив при этом протухший товар ретейлеру. Нетрудно догадаться, что никто не помешает нарушителю снова выставить залежалый товар на продажу.

По теме

Кстати, имеются весьма громкие прецеденты. В прошлом году Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) провело серию контрольных закупок в нескольких крупных отечественных сетях. В ходе экспертизы выяснилось, что значительное количество товаров не соответствовало санитарным нормам или было просрочено.

«ОЗПП подало иски по этому делу в суд, в результате чего суд обязал «Седьмой континент» прекратить торговлю просроченными продуктами. В свою очередь, «Перекрёсток» пошёл с ОЗПП на мировую и также пообещал убрать просроченный товар с полок», – рассказывает пресс-секретарь ОЗПП Юлия Шарапова. Однако в ходе одной из проверок, проведённых контролирующими органами в феврале текущего года, выяснилось, что ретейлеры исполнением судебного решения попросту пренебрегли.

«Нас не удивляет то, что очередная проверка показала, что торговые сети продолжают нарушать закон. Нас удивляет другое – почему контролирующие органы так мало уделяют внимания продовольственному сегменту и контролю за качеством продуктов питания», – рассуждает Юлия Шарапова.

Вместе с тем большинство работников отрасли сходятся на том, что даже самый жёсткий контроль не защитит на 100% от недобросовестных продавцов.

«На самом деле сегодня большинство крупных игроков российского рынка ретейла укладываются в сроки годности.

Во многом ещё и потому, что в магазинах крупного формата очень хорошая оборачиваемость, а это залог качества. Но надо понимать, что никакой закон на самом деле не сможет поставить защиту для потребителя. Покупателям, так или иначе, придётся самим следить за тем, что они приобретают», – констатирует коммерческий директор группы компаний «АгроСиб-Раздолье» Сергей Лищук.

Большинство приёмов по «превращению» просроченной продукции в свежую достаточно бесхитростно, и проверить продукт на свежесть сможет даже неспециалист. Например, начавшую протухать рыбу часто зарывают в лёд, чтобы покупатель не смог обратить внимание на начавшиеся процессы гниения в голове или хвосте. Испортившиеся фрукты или овощи перемешивают с новой партией, так что в результате, например, на килограмм свежих помидоров покупателю попадутся два-три томата с гнильцой. Подобные нарушения достаточно просто выявить – надо быть лишь чуть-чуть внимательным. Кроме того, стоит только указать администрации магазина на данные нарушения, и некачественный товар скорее всего тут же заменят: ретейлерам куда проще удовлетворить претензию одного покупателя, а потом ничтоже сумняшеся продолжать продавать залежалый товар.

«Это сплошь и рядом именно из-за того, что законодательство чересчур лояльно к таким вещам. Вы приходите на кассу, показываете просроченный товар, его при вас убирают, а потом выкладывают обратно. Они знают, что ответственность крайне мала, а прибыль высокая», – не скрывает юрист Московского общества защиты прав потребителей Антон Недзвецкий.

Однако очевидно, что далеко не всегда уловки ретейлеров столь примитивны. Бывает, что невооружённым глазом их попросту не заметишь. Наибольшее количество нарушений касается кулинарии – подавляющее большинство салатов, готовых котлет, блинчиков и т.п. изготавливается из продуктов, срок годности которых либо уже истек, либо вот-вот истечёт.

«В этом смысле самый любимый продукт ретейлеров – это пицца. Ведь в неё можно положить чуть ли не весь ассортимент непроданных продуктов: и муку, и оливки, и сыр, и колбасу, и бекон», – рассказывает Сергей Лищук. Кроме того, по его словам, в повышенной зоне риска находится вся молочная продукция, срок годности которой нередко составляет всего несколько дней. «Однако я убеждён, что никакие законодательные инициативы, никакие штрафы будут не в состоянии заставить ретейлеров свозить на помойку тонны непроданной сметаны, например. Вы сами-то себе это как представляете?» – спрашивает Сергей Лищук.

В то же время скоропортящиеся продукты с подозрительно длинным сроком годности далеко не всегда могут оказаться безвредными для здоровья потребителя. По признанию самих производителей, значительное количество продукции, в том числе и молочной, в нашей стране производится с консервантами. Всё дело в том, что в России очень плохо развита система логистики и производителям продуктов питания приходится употреблять больше консервирующих веществ, чтобы продукция успела доехать от предприятия до магазина и не испортиться. Среди самых распространённых консервантов такие вещества, как сорбаты, бензойная кислота, бензоат натрия, а также уксус и лимонная кислота.

В результате получается замкнутый круг: если производитель максимально стремится сделать свой продукт натуральным и минимизировать использование химических ингредиентов, то совсем не факт, что такой товар дойдёт до потребителя в безопасном виде. Более того, по признанию самих производителей, розница частенько отказывается брать на реализацию продукцию с коротким сроком годности и небольшим количеством содержания консервирующих веществ – слишком велик риск, что по пути в магазин товар уже испортится. С другой стороны, долго хранящиеся продукты хотя, безусловно, официально и соответствуют всем санитарным нормам, далеко не всегда оказываются полезными для здоровья.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.05.2011 13:26
Комментарии 0
Наверх