Версия // Культура // Почему в России проваливаются даже самые успешные западные постановки?

Почему в России проваливаются даже самые успешные западные постановки?

7553

Этот мюзикл будет вечным?

Mamma Mia! – пока самый успешный мюзикл в России. Фото: ИТАР-ТАСС.
В разделе

Мюзикл Mamma Mia! (в основе которого лежат 22 хита легендарной группы ABBA) в апреле этого года закроют. Это самый успешный мюзикл в нашей стране и самый долгоиграющий, его постановка занесена в «Книгу рекордов России» аж в двух категориях: «Мюзикл, сыгранный самое большое количество раз подряд в режиме непрерывного проката» и «Мюзикл, который собрал самое большое количество зрителей в одном и том же зале в режиме непрерывного проката». Но с точки зрения мировой индустрии этот успех – чистой воды провал.

По словам продюсеров, мюзикл Mamma Mia! к моменту закрытия принёс почти 20 млн. евро в виде сборов. В то же время чистая прибыль существенно меньше: лишь 700 тыс. евро. Результат положительный, но смешной по сравнению с каким-нибудь бродвейским проектом. Почему у нас лёгкий и доступный самым широким массам жанр не приживается?

По сути, в новейшей истории было лишь два абсолютно успешных проекта. Это «Орфей и Эвридика», которая считается основоположником русского мюзикла и до сих пор звучит в исполнении Санкт-Петербургского театра «Рок-опера». И, конечно, рок-опера «Юнона и Авось», много лет не сходящая со сцены театра «Ленком». Оба стартовали во времена глубокого застоя, оба, казалось, предвещали успех тем, кто попытается занять пустующую нишу на рынке развлечений.

Первой попыткой заинтересовать российского зрителя стал показ рок-оперы «Иисус Христос - Суперзвезда» в 1990 году, которая имела невероятный успех, но о прибыльности тогда как-то не задумывались – проект быстро сошёл на нет и был скорее экспериментом, нежели коммерческим. Дальше – перерыв на несколько лет и целая серия лицензионной продукции: «Метро», «Нотр-дам де Пари», «Ромео и Джульетта», «Чикаго», «Кошки», «Иствикские ведьмы». Параллельно – собственный репертуар: «Норд-Ост» и «12 стульев». Но как бы помпезно и богато ни выглядели премьеры любого из этих спектаклей, на сцене они все продержались недолго. А ведь денег в них вкладывали ничуть не меньше чем в зарубежные проекты.

«Чтобы сделать в России мюзикл, требуется 4–5 млн. евро,– рассказал гендиректор компании Stage Еntertainment Russia, поставившей мюзиклы Mamma Mia! и «Кошки», Дмитрий Богачёв.

Можно вспомнить мюзикл «42-я улица», в который вложили небывалые деньги – 11 млн. долларов, но который продержался 2,5 месяца. Или мюзикл «Чикаго», в который тогда ещё чета Пугачёва–Киркоров вложила 5 млн. долларов и который едва выдержал один сезон. Убытком обернулась и постановка «Иствикских ведьм» с бюджетом в 4 млн. долларов, хотя «ведьмы» держались почти год.

Тем не менее Одна из самых дорогих театральных постановок «Шантеклер» прошла в театре «Сатирикон», руководитель театра Константин Райкин взял кредит в банке в 300 тыс. евро. Но это рекорд по затратам, редкий случай.

Продюсеры, в свою очередь, выделяют несколько причин, почему мюзиклы в России не приносят прибыли в отличие от аналогичного продукта на Западе: отсутствие качественных залов и соответствующего технического оснащения, недостаток профессиональных артистов, которые могут одновременно петь и танцевать, серые бюджетные схемы и отсутствие зрительской аудитории.

Звёздный состав тоже не является ни гарантией провала, ни гарантией успеха постановок. Мюзиклы «Чикаго» и «Иствикские ведьмы» собрали на своих сценах таких звёзд, как Филипп Киркоров, Анастасия Стоцкая, Дмитрий Певцов, Алексей Кортнев. Тем не менее эти постановки не имели коммерческого успеха.

«Режим, в котором работают мюзиклы абсолютно не традиционен для нашей страны, – считает режиссёр российской постановки мюзикла «Кошки», хореограф постановки мюзиклов «12 стульев», «Чикаго» Егор Дружинин. – Мы не привыкли к тому, чтобы один спектакль шёл в одном и том же театре семь раз в неделю. Мы очень быстро исчерпываем наши мощности, потому что нужно привлекать других зрителей, а не только тех, кто привык ходить в театры. Поэтому я считаю, что нам нужно больше мюзиклов – хороших и разных. У нас только началась эпоха высокобюджетных мюзиклов. И очень хорошо, что в начале этого пути был «Чикаго», а не «Титаник», например».

Становится всё меньше спонсоров, которые верят в коммерческий успех такого рода шоу. Российской стороне всё труднее договориться с владельцами зарубежных спектаклей на постановку мюзиклов в России, так как нет успеха и дивидендов. Впрочем, пока окончательно хоронить мюзиклы рано. Так, в апреле стартует «Пророк». Одним из его создателей стал известный актёр и телеведущий Илья Олейников, который по собственному признанию, сильно вложился в этот проект. Возможно, если в этот раз опыт будет успешным, индустрия мюзиклов всё же продолжит развиваться.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.03.2008 10:58
Комментарии 1
Наверх