// // Кому и зачем сегодня нужен Центральный дом актёра

Кому и зачем сегодня нужен Центральный дом актёра

416

Кто-нибудь дома?

Фото: Сергей Тетерин.
Фото: Сергей Тетерин.
В разделе

Центральный дом актёра вновь оказался в центре скандала. На здание, которое он занимает на улице Арбат, дом 35, претендует Россвязьохранкультура. Впрочем, после того как первый вице-премьер Дмитрий Медведев выступил на стороне актёров, конфликт вероятнее всего сойдёт на нет. Наблюдая за развитием этого скандала, нас заинтересовал вопрос: а что, собственно говоря, представляет собой и чем сейчас живёт ЦДА.

ЦДА изначально задумывался как актёрский клуб, место отдыха и неофициального объединения людей по профессиональным интересам. Театральное сообщество мечтало иметь собственное место для посиделок и встреч. И в феврале 1937 года оно его получило.

«Я пришёл в этот дом в 1938 году и застал конкурс чтецов, его вели Качалов и Москвин, – вспоминает знаменитый актёр Владимир Этуш. – Даже в годы сталинской эпохи в Доме сохранялась атмосфера творческого вольнодумства и непринуждённой игры. Капустники и посиделки отличались дерзким юмором и остросовременным подтекстом. Здесь тогда собирались театральные столпы: Мария Миронова, Владимир Топорков, Ростислав Плятт, Рина Зелёная и многие другие. Потом в этом доме начинали свой творческий путь театры Петра Фоменко, Александра Калягина, Армена Джигарханяна, Центр Казанцева, «Дебют-центр». Сейчас здесь привечают студентов и ветеранов».

До 1990 года ЦДА размещался на Тверской. А после пожара (есть версия, что на самом деле это был поджог) Дому актёра по распоряжению правительства Москвы было отдано здание бывшего Министерства культуры СССР на Арбате. Причём здание это указом президента России Бориса Ельцина от 27 июня 1996 год было передано целиком в безвозмездное пользование Дому актёра на 49 лет – до 1 июля 2045 года.

Общая площадь здания 15,8 тыс. квадратных метров, но реально используется лишь 8 тысяч, 5 тысяч из которых сдаётся в аренду. Стоимость аренды в среднем офисном здании на Арбате сейчас составляет порядка тысячи долларов за квадратный метр в год: при подсчёте выходит, что администрация Дома актёра получает в год около 5 млн. долларов. Возникает вопрос: .

Сейчас большая часть помещений ЦДА сдаётся в аренду. «Государство, передав этот дом, дало нам возможность, сдавая часть здания, содержать его в порядке, заниматься творческой деятельностью и помогать артистам», – говорит директор Дома актёра Маргарита Эскина. Так что в ЦДА сейчас на площади около 3 тыс. квадратных метров функционируют три гостиных, Камерный зал на 80 мест и реконструированный Большой зал. В 2001 году на первом этаже построен новый Малый зал, оснащённый по самым современным требованиям.

«Для меня Дом актёра – это мой родной дом, – признаётся солист Большого театра Николай Цискаридзе. – Когда я был совсем молодым, именно здесь меня заметили и здесь организовали мой первый вечер встречи со зрителем. Тогда мне дали понять, что театральная Москва меня заметила и приняла. А это очень важно для артиста: знать, что его любят и ценят. В ЦДА всегда тепло принимают и ветеранов. Им организовывают творческие вечера, юбилеи. Кстати, в прошлом году мы отпраздновали 70-летний юбилей Дома актёра».

Вторит ему и художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» Пётр Фоменко. «Долгое время меня и мою труппу отовсюду выгоняли. Единственное место, которое дало мне приют, – ЦДА. Так что мы обязаны Дому актёра своим существованием. Сейчас у нас уже есть собственная крыша – здание на Кутузовском проспекте, и тем не менее ЦДА – наш первый дом и мы об этом помним».

Регулярно поступающие доходы от аренды помещений позволили открыть новые секции и клубы. Здесь проводятся творческие встречи артистов со зрителями, а также чтецкие «Третьи понедельники».

Конечно в цивилизованном мире организации, подобные Центральному дому актёра находятся на полной дотации государства и не должны бороться за своё существование за счёт сдачи в аренду помещений. И если в 90-х годах у государства просто физически не было денег на содержание таких учреждений, то сейчас ситуация иная. Так почему бы не пойти цивилизованным путём: забрать у дома актёра «кормленческие» площади, перенеся при этом миссию по заботе о нём на государство? Ведь в этом случае все проблемы и вопросы отпадут сами собой.

Опубликовано:
Отредактировано: 28.01.2008 11:51
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх